Под укреплением подразумевается строительство мечети на таких материалах, которые придают ей прочность.
Что касается украшения мечети, то оно никак не относится к вопросу, касающемуся основ ее строительства — под этим подразумевается лишь проделывание всяких побочных орнаментов, декораций, гравировок и росписей.
Согласно единогласному мнению ученых, укрепление мечети, как это было на примерах ‘Умара и ‘Усмана, да будет доволен Аллах ими обоими, которые укрепляли мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (даже если этого не делал сам Пророк) является дозволенным делом (то есть, нет никакого запрета в таком деле, так как такой запрет опровергал бы цель и назначение построения мечети). Более того, это надо рассматривать как проявление заботы о доме Всевышнего Аллаха.
Ученые привели в качестве довода следующий аят:
«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» [1].
А оживление же мечетей (то есть, постоянное их посещение) возможно только путем их строительства и укрепления (ремонта и заботы о них).
Что касается украшения мечетей, то относительно этого вопроса ученые единогласны в том, что это, по меньшей мере, является порицаемым (макрух) делом. Исходя из этого мнения, некоторые из них считают это порицаемым (макрух) делом, а некоторые — запретным (харам). Однако все они сошлись на запретности украшения чего-либо в мечети, если средства, выделенные для нее, являлись вакфом [2] и были выделены лишь для возведения мечети.
В случае же, когда сам спонсор строительства выделяет средства на украшения, то в таком случае мнения ученых расходятся.
Передает аз-Заркаши от имама аль-Багави о запретности украшения мечети от доходов вакфа — если уполномоченное лицо по строительству допустит это, то он будет обязан возместить растраченные средства на украшения (и даже если человек украсит мечеть на свои средства, то все равно это будет относиться к порицаемым деяниям (макрух), так как украшения отвлекают сердца молящихся) [3].
В чем же разница между укреплением мечети и ее украшением?
В том, что укрепление не нарушает смысла предназначения мечети, ради которого она была воздвигнута. Что касается украшения и гравировки, то все это нарушает смысл предназначения мечети. Так как украшения и тому подобное отвлекает сердца верующих во время молитвы от смирения и размышления, когда как пребывание в мечети является попыткой убежать и освободить разум от всех соблазнов этого бренного мира.
Известно, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, высказал по этому поводу свое замечание. Передал Бухари о том, что, когда Умар приводил в порядок мечеть Пророка в Медине, он велел:
«Защити людей от дождя, но избегай красных и желтых цветов, дабы не искушать людей».
Относительно написания аятов Корана на стенах киблы мечети существуют разные мнения, входит ли это в недопустимость украшения мечети или нет?
Аз-Заркаши в своей книге «Иляму ас-Саджид» сказал:
«Порицается роспись стен киблы мечети аятами Корана или какими-либо словами из Него. Малик сказал: «Некоторые ученые дозволяли подобное». Он также сказал: «В этом нет ничего плохого. Так как приводится, что подобное сделал ‘Усман в мечети Пророка, и никто ему не стал перечить»[4].
Из того, что мы упомянули, становится очевидной ошибка тех, кто занимается сегодня строительством мечетей, стараясь при этом проявить всю свою изобретательность в росписи и украшении мечети, дабы придать ей великолепие и красоту, в результате чего это приводит к тому, что потом прихожанин мечети вместо того, чтобы чувствовать унижение от поклонения Всевышнему Аллаху, чувству лишь гордость от того, что диктует ему прогресс в области изобразительного искусства.
Худшим результатом этого дьявольского заигрывания с простодушными мусульманами может стать то, что бедные мусульмане не смогут найти себе место, чтобы скрыться от соблазнов этого бренного мира. Ранее бедный мусульманин чувствовал себя в мечети спокойно, так как это место давало забыть ему о богатстве и позволяло чувствовать себя наравне со всеми остальными мусульманами, однако в украшенной мечети он опять вспоминает о своей нужде, а место, призванное напомнить о последнем мире, подталкивает его теперь к этому бренному миру.
О Всевышний Аллах! Что может быть хуже того, что мусульмане позабыли об истинной сущности религии, которые облачились лишь в ее внешнюю форму, а внутренне же они устремились к бренному миру со всеми его красотами и соблазнами.
[1] «Ат-Тауба / Покаяние», 9:18
[2] Имущество, выделенное на благотворительные цели.
[3] Этого мнения придерживаются знатоки шафиитского мазхаба, что касается ханафитов и других, то они дозволяют это, исходя из требований обстоятельств, надобности и интересов.
[4] «Иляму ас-Саджид», стр. 227