Ролевые игры — жанр уступчивый и гибкий. В нем равно легко раскрываются бойкие шутеры, изометрические стратегии, адвенчуры и экшены, космические саги и фэнтези-сказки. В этой подборке вспоминаем самые популярные РПГ по всевозможным рейтингам, включая Metacritic, выпущенные за последние 5 лет.
Pillars of Eternity
2015 г.
Творение студии Obsidian Entertainment и воплощение классики тактического РПГ. На первый взгляд кажется, что все это мы уже видели. Видели много лет назад в легендарном Baldur’s Gate, видели в обновленном Divinity. И в принципе разработчики не скрывали, что их разработка является наследием «Ворот Балдура», но уверенно пытается стать еще лучше и круче.
И в целом у нее получилось стать самостоятельным продуктом с главной изюминкой, которой славится студия — насыщенностью игрового мира. Сотни сражений, тайные ловушки, вариативность персонажей с нестандартной ролевой системой прокачки, полное отсутствие плоских квестов «пойди-принеси-умри от скуки», важные и ветвистые диалоги. Pillars of Eternity не стала прорывом жанра, но прочно заняла свое место, став обаятельной, вдумчиво проработанной современной игрой.
The Witcher III: Wild Hunt
2015 г.
Невозможно было бы не включить в подборку легенду всех РПГ. Говорим «Крутая ролевая игра», подразумеваем The Witcher III. Представленный в 2015 году, The Witcher III выглядел настолько круто во всех смыслах, что моментально сорвал все лавры игровых премий и завоевал пожизненную любовь фанатов. Начав с великолепной графики и отрисовки, в которой CD Projekt Red на пару голов перепрыгнул все, что создавалось в играх на тот момент, и заканчивая настолько проработанным миром, что даже самый искушенный геймер в Ведьмаке не скучал.
Практически за каждым побочным квестом стоит история — если не слишком глубокая, то хотя бы забавная. Игровой мир утыкан объектами, локациями, дополнительными активностями. И, конечно, сюжетная история — действительно богатая и интересная, основанная на одноименной книжной серии Анджея Сапковского, но в итоге ставшая самостоятельной. В The Witcher III внимание уделено практически всему от саундтрека до анимации погоды. Подкачали ролевая система прокачки, в которой далеко не все навыки оказались нужными и интересными, кулек багов и иногда скучноватые повторяющиеся монстры. А еще игра огромная, и вместе с обширными сюжетными дополнениям «Кровь и вино» и «Каменные сердца» проходить ее можно сотни часов.
Fallout 4
2015 г.
Fallout из игры превратился в целую культуру, и четвертой части ждали с придыханием. И потому, что это Fallout, и потому, что это все-таки детище гиганта Bethesda. Игра не отошла от привычной постапокалиптической темы, но стала шире и во многом свободнее. Сюжет органично вписан в открытый мир с массой побочных историй и заданий, расшарилась боевая система, приблизив механику к шутерам.
Не обошлось и без классических проседаний от Bethesda вроде очень пресыщенного деталями мира, но при этом все это как-то не очень связано между собой и тем более редко перекликается с основным сюжетом. Недоработанные диалоги и система характеров напарников, постепенно проседающая игровая история и не до конца прописанная система навыков, некоторые из которых остаются попросту бесполезными. В то же время Fallout 4 стал достойным преемником серии, сохранив игровое разнообразие и свой собственный сталкерский шарм.
Dark Souls III
2016 г.
Продолжение и, как обещают разработчики, завершение легендарной серии опять стало знаковым. Тут все как обычно: много, очень-очень много врагов и боссов и хардкорные бои. Но при этом Dark Souls III довела практически до совершенства все, что было раньше, вызвав настоящую бурю восторга у фанатов саги. Она стала современнее, удобнее, гибче и намного разнообразнее, а сюжет приобрел масштабность. Графика шикарна — потрясающие проработанные локации, видовые и живописные пейзажи и внимание даже к мелочам.
Dark Souls III — это явно не для тех, кто любит спокойненько бегать по полям, собирая лут и болтая с персонажами. Тут вы метелите бессчетных врагов, в ярости часами сражаетесь с боссами, у каждого из которых своя сложная тактика, отскакиваете от внезапных врагов и тщательно исследуете подробные, наполненные уровни.
Deus Ex: Mankind Divided
2016 г.
Фантасмагоричная Прага, научно-фантастический мрачный нуар и детективный триллер — Deus Ex: Mankind Divided продолжает мрачную, футуристическую линию серии. Игра небольшая, расстроила геймеров незакрытым финалом и повторением прошлых выпусков. Но, все-таки, Mankind Divided по сравнению с предыдущими играми серии более проработанная и визуально, и с точки зрения механики.
Огромный простор вариантов прохождения не даст заскучать ни одному геймеру. Хотите — деритесь как не в себя, хотите — скрытно пробирайтесь в локации по углам и закоулкам. Можете договариваться, лезть через вентиляцию, взламывать замки — и это все актуально для каждой территории и задания. Полная свобода действий, живой мир, проработанные персонажи и атмосфера в духе «Бегущего по лезвию» по-прежнему сохраняют самобытную уникальность серии.
Divinity: Original Sin 2
2017 г.
Золотая классика фэнтези-рпг в современной оболочке — это про Divinity: Original Sin 2. Пошаговые тактические, вдумчивые битвы со сложной расстановкой сил, красочные персонажи и тысячи ситуаций и заданий, каждое из которых проходить нескучно.
Divinity: Original Sin 2 порадовала масштабным сюжетом, харизматичной командой и, конечно, тем самым олдскульным сказочным духом вселенных Толкина, D&D и других волшебных историй. Хотя здесь, кстати, стандартная картинка, когда добрый герой убивает злые силы, заметно пошатнулась — сценаристы смогли внести нотку мятежа, показав, что даже отрицательные персонажи могут быть вовсе не так однозначны.
Kingdom Come: Deliverance
2018 г.
Что-то невероятное, стоящее как бы в рамках жанра классического РПГ. Вот только мир тут совсем не фантастический, а самый что ни есть средневековый и потрясающе реалистичный. Сюжет начинается на землях Богемии XV века, а вы — обычный сын кузнеца, который по ходу игры то сражается с разбойниками, то помогает аристократичному пану и выясняет свое таинственное происхождение. Игра поражает любовно поработанными историческими деталями вплоть до реконструкции боевых приемов, насыщенным событиями миром и заточкой на развитие диалогов.
Кроме стандартных для ролевок дополнительных заданий, в игре куча приятных ништяков: взламывание сундуков, стрельба из лука, боевка с разным оружием, травничество, алхимия и многое другое. KingdomCome: Deliverance немного ругали за техническое несовершенство и плохую оптимизацию, но ее визуальное обаяние и наполненность игровыми деталями покорили игроков, уставших от однотипных игр.
Monster Hunter: World
2018 г.
Monster Hunter стала источником целого масскульта — комиксы, аниме, полюбившиеся оригинальные твари и истории. Не было сомнений, что очередное творение Capcom выйдет на дорогу славы. Так и получилось, хотя у этой игры как такового богатого сюжета и подробного ролевого отыгрыша нет — ваша задача просто убивать, убивать и снова убивать монстров, в промежутках делая из лута оружие и экипировку. На первый взгляд скучно, на самом деле — каждый монстр это особая история. Они по-разному выглядят, обладают индивидуальной тактикой, слабыми местами, стилем атаки и способностями.
В общем, придется хорошо подумать и долго попотеть, чтобы завалить очередного босса
(а здесь практически каждый монстр — это босс). И вся эта фантастическая боевая арена проходит в окружении живописных, реалистичных локаций с правдоподобной анимацией.
Disco Elysium
2019 г.
Дебютный проект эстонской студии ZA/UM стартовал осенью 2019 года и выстрелил как нельзя удачнее, моментально взлетев на высшие строчки рейтингов. С одной стороны, мы имеем приятную и такую родную каждому геймеру-ветерану изометрическую систему. С другой — самобытную, немного нуарную атмосферу, неординарный сюжет, стильную отрисовку, килотонны мастерски проработанных интересных диалогов и мешок отборного юмора.
По синопису вы играете за детектива-алкоголика, который расследует дело об убийстве и попутно пытается вернуть собственные воспоминания (по классике ваш герой в начале игры ничего не помнит). Здесь нет боев, тактических стычек и вот этого вот всего. Вместо сражений — очень много интересных, наполненных разговоров, где у каждого персонажа есть свой характер, мировоззрение, мнение и модель поведения. А вам во всем этом придется медленно и внимательно разбираться.
The Outer Worlds
2019 г.
На стадии разработки, к игре относились прохладно, называя ее копией серии Fallout (особенно учитывая, что студия Obsidian Entertainment ранее выпускала как раз нашумевшую и эпичную Fallout New Vegas). Но после релиза скептицизм сменился восторгом. Геймеры и критики назвали The Outer Worlds главным потенциальным соперником Fallout 4 и совершенно самостоятельным продуктом.
Здесь все действие происходит в далеком будущем, где земляне колонизируют звездные системы. И вы как раз и будете исследовать одну из таких колоний — Альцион. С одной стороны, игра пропитана юмором и сатирой, но в то же время остро чувствуются антиутопические идеи в духе Оруэлла. С точки зрения игрового потенциала, The Outer Worlds смешала в себе футуристическую постапокалиптику Fallout и космические приключения на мотив Mass Effect. И упаковано это все в прекрасную, подробную ролевую систему прекрасно прописанный мир, отличные диалоги и свободу выбора действий. Один недостаток — игра довольно короткая.