Джеффа Бека часто называют «гитаристом для гитаристов». Чем больше вы играете на гитаре, тем больше вероятность, что вы его заметите. И это затрудняет широкую популяризацию его музыки.
Многие гитаристы, которыми восхищаются другие гитаристы, играют откровенно сложную музыку. Это материал, который, как очевидно с первого же взгляда, весьма трудно воспроизвести. Обычно это сводится к некоторому варианту извлечения большого количества звуков в короткий промежуток времени. К таким игрокам относится Ингви Мальмстин.
Иногда сложность связана с тем, какие ноты звучат — экзотические гаммы или какие-нибудь «джазовые заморочки». Это вызывает восхищение немного другого рода. К таким игрокам относится Роббен Ли Форд.
Джефф Бек на самом деле не является ни тем, ни другим (хотя он вполне способен играть быстро и очень плодотворно заниматься джазовым фьюжном). Что больше всего привлекает внимание и восхищает других гитаристов, так это своего рода вокальные качества его игры. Его гитара звучит как человеческий голос, особенно тогда, когда он плавно изменяет высоту нот с помощью бендов или вибрато. Струнный инструмент не должен такого позволять — по крайней мере, легко...
Джефф Бек также использует техники для имитации слайд-гитары (без слайда) и блюзовой губной гармошки. Он также использует регуляторы тембра и громкости на своей гитаре и выбирает звукосниматели так, чтобы улучшить своё «вокальное» звучание. Джефф Бек может издавать нежный звук, который противоречит количеству физических сил, необходимому для выполнения действий при этом. Ещё он импровизатор в том, как использовать регуляторы вибрато, громкости и тембра во время собственной игры.
Возможно, его самый известный технически впечатляющий подвиг — композиция «Где ты был?», инструментальная пьеса из его альбома «Guitar Shop». Она короткая и приятная для не-гитаристов, имеет довольно простую мелодию, но содержит несколько вещей, из-за которых её сыграть сложнее, чем кажется.
Во-первых, она использует гармоники, которые требуют большей точности для чёткого звучания, чем обычные ноты. Во-вторых, в этой композиции есть несколько пассажей, в которых высота звука изменяется довольно точно с помощью рычага вибрато. Это требует разумного количества физической силы, но также и большой точности, чтобы вытянуть ноту. Если у вас нет силы, вы не сможете получить точность (и вы должны развивать и то, и другое по отдельности), и произведение будет звучать ужасно.
В-третьих, в то время как он делает обе эти вещи, он также использует регулятор громкости на гитаре, чтобы плавно усиливать ноты. Это не только ещё одна вещь, которую нужно делать руками, когда звучат гармоники, удерживая рычаг вибрато в правильном положении для звучания нот. Это также означает, что он не может слышать ноту, когда она только взята, и он должен использовать мышечную память.
Вот не очень хорошее исполнение этой композиции, которое демонстрирует, как что-то может пойти не так даже у мастера. Есть несколько гармоник, которые не звучат чисто, высота звука во время одного из длинных вибрато немного нестабильна, а гитара немного расстроена (что может произойти при частом использовании вибрато). Это вещь, которая явно всё ещё держит Бека в напряжении.
Видео: «Jeff Beck demonstrating "Where Were You"».
А вот и студийная версия. Видео: «Where Were You».
Конечно, ничто из этого не заставит любить его музыку. Но вполне возможно полностью оценить, насколько он технически совершенный музыкант. И насколько он равнодушен к эмоциональной оценке своей музыки.
Ещё одно, что можно сказать о старом Джеффе, это то, что он никогда не переставал учиться. Я думаю, что его альбом «Live at Ronnie Scott's» заслуживает того, чтобы его послушать. Он вобрал в себя всю его карьеру, с отличной группой за спиной. Но, конечно, до сих пор нет закона, запрещающего не любить Джеффа Бека...
По материалам публикации (англ.).