Надо идти напролом.
Надо поражать и не бояться этого,
надо выступать сразу, показать себя целиком,
со всеми качествами и недостатками своей национальности.
Сергей Дягилев
Особое место в русской культуре занимает Сергей Павлович Дягилев. Безусловно, во всем мире русское искусство ассоциируется с его именем. Дягилев был безусловным гением, и гениальность его проявлялась в том, что он умел выбирать людей, был гениальным первооткрывателем талантов. С 1906 года Дягилев стал устраивать в Париже свои акции. Первой была выставка русских художников, затем концерты русской музыки, гастроли русской оперы с «Борисом Годуновым» и «Хованщиной» и, конечно, гастроли русского балета, которые начались в 1909 году и принесли ему поистине мировую славу. Русские сезоны длились двадцать лет, до смерти Дягилева в 1929 году.
Он открыл очень много имен хореографов: Фокина, Нижинского, Мясина, Баланчина, - все, что они дали миру большого балета, невозможно переоценить. Он открыл новых исполнителей: Тамару Карсавину, Иду Рубинштейн, Веру Немчинову, Александру Данилову.
У Дягилева хватило таланта и чутья пригласить не только корифеев, таких как Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Леон Бакст, но и художников новой волны – Наталью Гончарову, Михаила Ларионова и, конечно же, художников мирового авангарда той поры – Пабло Пикассо, Матисса, которые сделали очень много для пропаганды русского искусства, балетной культуры и декорационного искусства.
Работа Бакста для костюмов Русских сезонов совершила переворот и в моде. Она подарила миру моды ориентализм, интерес к Востоку. После балета «Шахерезада», который был представлен в 1910 году, в моду вошли шаровары, тюрбаны, подушки, абажуры и новые цветовые сочетания – зеленое с оранжевым, лиловое с желтым, малиновое с синим. Многие знаменитые создатели моды той поры, например Поль Пуаре, сестры Калло, Пакен, восприняли этот импульс и сделали замечательные коллекции на восточные темы.
* * *
Дягилев рос в Перми. Имение Дягилевых было знаменито тем, что там находились водочные заводы. Дягилев – фамилия дворянская, происходит от названия растения дягель, на котором настаивали водку, - это был их уникальный рецепт. Дед Дягилева – Павел Дмитриевич, был потрясающим театроманом. На его средства был построен оперный театр в Перми, здание которого сохранилось и поныне. Дед и привил внуку страсть к театру, к постановкам.
Финансовые проблемы Дягилевых стали усугубляться с 1878 года. Павел Дмитриевич, чтобы уйти от долгов, сделал попытку объявить себя несостоятельным, но суд отказался подтвердить его банкротство. Поэтому долги унаследовал отец Дягилева - Павел Павлович. Семейное дело так и не наладилось – помимо кризиса в управлении заводами, его прибыльность подрывали конкуренты из Екатеринбурга.
Осенью 1890 г. «Пермские губернские новости» опубликовали заметку, в которой отец Дягилева был объявлен несостоятельным должником. Вскоре после публикации все имущество Дягилевых распродавали по частям на публичной распродаже.
Реакция Дягилевых на постигшее их несчастье была в целом спокойной. Елена Валерьяновна — мачеха Сергея, в своих мемуарах обмолвилась о потере состояния всего парой фраз, да и в письмах Дягилева об этом встречается всего лишь несколько скупых упоминаний. Поместье, заводы, большой дом и предметы искусства пошли с молотка, родители жили у знакомых, а Сергей, находившийся в то время в Петербурге и готовившийся поступать на юридический факультет, в письме к родителям интересовался погодой, спрашивал, началось ли катание на коньках и сварила ли няня варенье. Такое хладнокровие перед лицом разорения останется характерной чертой Дягилева.
Примечательно, что в последующем у него так и не было своего дома — жизнь свою он проводил в отелях и разъездах, поэтому ему приходилось возить с собой много ценных вещей. Он собирал пушкиниану, у него была уникальная коллекция: письма Александра Сергеевича, дуэльные пистолеты, миниатюры.
* * *
История костюмов Русских сезонов достаточно интересна. Большинство этих костюмов находится сейчас в музее города Канберра, в Австралии. В свое время, когда распродавалось имущество Сергея Дягилева, доставшееся по наследству балету полковника де Базиля, вдова полковника де Базиля, балерина Ольга Морозова, не имела средств для оплаты аренды склада, где хранились эти костюмы. И она с собственного позволения выставила эти вещи на продажу в Лондоне, в «Сотбис». Они были проданы за очень крупные суммы денег, потому что там были костюмы не только Бакста, Гончаровой, Ларионова, Пикассо, Матисса, но и другие уникальные вещи, а также декорации, писанные рукой знаменитых мастеров.
Большинство предметов приобрела Австралийская национальная галерея. СССР в то время не купил ни одной вещи, потому что страну не интересовало наследие белого эмигранта Дягилева.
Чему может научить судьба Сергея Дягилева? Очень многому: ценности организаторского таланта, умению любить искусство, сохранить историю, оставаясь современным, стараться сделать что-то новое, привнести русскость в западное искусство.
Отрадно, что есть прекрасные места на земле, где чтят память о нем. В Париже есть площадь Дягилева, прямо за «Гранд-опера». В Монте-Карло есть площадь Дягилева и памятник ему.
А как увековечено имя Дягилева в России?