Цифровые технологии открывают новый этап для развития искусства, и для многих вопрос интеграции физического и диджитал-пространств является неоднозначным. Вместе с со-основателем компании Phygitalism и специалистом по технологиям дополненной реальности Иваном Юницким мы выясняли, как иммерсивный подход меняет коммуникацию со зрителем и каким будет мир будущего исходя из сегодняшних тенденций.
Расскажите про разницу VR и AR. Какие ещё технологии сейчас доступны?
Всего выделяют 5 видов реальностей, а по данным Olek Y.Consulting — до 12 разновидностей, которые объединены в один термин XR. Основные среди них — это VR (виртуальная), AR (дополненная), MR (смешанная). Используя VR-технологии, мы полностью погружаемся в цифровое пространство, которое заменяет действительность. В AR мы продолжаем видеть окружающий мир, но при помощи смартфона, очков или камеры с сенсором в нём появляются дополнительные объекты.
Вы начали заниматься технологиями дополненной реальности в 2013 году. Что изменилось с тех пор?
Изменилось всё! Тогда возможности дополненной реальности ограничивались использованием веб-камеры компьютера и дрожащими низкополигональными объектами. Хотя в 2013 году это казалось волшебством, сегодня технологии ушли очень далеко, и продолжают совершенствоваться. Сейчас, к примеру, при помощи AR-очков мы можем видеть реалистичные объекты в дополненной реальности и взаимодействовать с ними, а обыкновенный смартфон превращается в профессиональную студию с аналогом хромакея (технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. Прим.ред.), сканером пространства и распознаванием физических объектов.
А как XR-технологии применяют в искусстве?
Способов очень много. К примеру, если ранее смыслы, вложенные в живопись или скульптуру, ограничивались самим произведением и зрителю нужно было уметь их считывать, то сегодня благодаря иммерсивным технологиям художник и зритель могут становиться соавторами. Мы не просто наблюдаем, но являемся полноправными участниками произведения. По этому принципу построено VR-кино, в котором зритель часто является главным героем фильма и все действия сюжета разворачиваются вокруг него.
Благодаря технологиям дополненной реальности с привязкой к геопозиции или любому объекту холстом для художника становится весь мир. Например, художница Нэнси Бейкер создаёт 3D-инсталляции с привязкой к разным точкам земного шара. Она же сделала портал в свою студию и голограмму себя с записанным к зрителю обращением. Таким образом, взаимодействие художника и его аудитории переходит на новый уровень и становится более многоплановым и глубоким.
На ваш взгляд, ценность классических, физических произведений искусства будет уменьшаться с развитием цифровых технологий, или, наоборот, возрастать? Почему?
Ценность шедевров мирового уровня со временем только повышается. Цифровое искусство может быть гибридным, включая в себя элементы классического, дополняя его и наделяя новыми смыслами. Так что здесь речь, скорее, про симбиоз, чем соревнование. При этом каждое из них способно существовать самостоятельно.
Какие трудности современного арт-мира могут решить XR-технологии?
Прежде всего, это, конечно, вовлечённость зрителя. Интерактивная составляющая, которую вносят технологии дополненной реальности, помогает делать искусство более массовым и привлекать к нему большее число людей, особенно молодёжи.
Ещё немного о прикладном: какие инструменты и приложения вы могли бы посоветовать художникам, которые хотят использовать VR и AR-инструменты? Возможно ли создать нечто простое самостоятельно, без специальных знаний?
Да, конечно. В последние два года порог входа в мир XR-искусства значительно снизился и простые объекты можно создать всего за час. Есть платформы, которые позволяют создавать собственные проекты без навыков программирования и 3D-дизайна. Это SparkAR, в которой разрабатываются маски для Instagram и Facebook. Также существует приложение по оживлению 2D-искусства Artivive, на базе которого формируется и развивается большое комьюнити XR-художников.
Приложение TorchAR позволяет подгружать любые 3D-объекты из уже существующих в базах и таким образом создавать анимированные скульптуры и инсталляции в коллаборации с другими пользователями или самостоятельно. На платформe Vectary созданные объекты можно посмотреть прямо на странице в браузере, а также отправить другу в мессенджере, увеличить 3D-модель до размеров небоскрёба и сфотографироваться или снять видео на её фоне.
Как индустрия современного искусства реагирует на развитие технологий дополненной реальности?
Современная арт-индустрия осознаёт, что благодаря технологиям искусство может развиваться в любых условиях, и старается интегрировать их в свою среду. Всё больше кураторов видят, насколько дополненная реальность обогащает экспозиции галерей и музеев, и стремятся использовать их на выставках.
Прим.ред.: К примеру, на фестивале ARTLIFE благодаря одноимённому мобильному приложению картины «оживали» при помощи AR-технологий. Такую же схему мы применили в журнале ARTLIFE и даже на брендированной продукции, представленной в ARTLIFE STORE: плакатах, футболках, худи и ежедневниках.
Почему виртуальные галереи до сих пор не вытеснили классические музеи?
Виртуальные галереи — это пока не массовое явление, т.к. VR-устройства есть далеко не у всех, а количество качественного контента очень ограничено. В любом случае, виртуальные музеи — скорее альтернативное дополнение и прекрасный способ прикоснуться к искусству для людей, у которых нет возможности посетить выставку в силу ограниченных возможностей здоровья или по иным причинам.
Вы активно отслеживаете тренды в мире современных технологий. Поделитесь самыми любопытными тенденциями на сегодняшний день?
Всё больше внимания при создании объектов дополненной реальности уделяется исследованию чувств и эмоций людей. К примеру, благодаря пульсометрам и нейродатчикам считывается реакция человека и история, которую он смотрит в VR-очках, создается на основе его ощущений.
Также интересная тенденция — цифровая одежда. Зачастую мы покупаем вещи, порой крайне дорогостоящие, чтобы просто сфотографироваться в Instagram. Цифровая одежда позволяет это сделать без такого колоссального вреда для экологии, потому что её не нужно создавать на производстве, стирать, используя химикаты, и утилизировать, когда вещь надоела.
Если говорить об искусстве, то появляется всё больше AR-скульптур и картин, а также интегральных форм, сочетающих в себе музыку, цифровые технологии и визуальные объекты. И это — только начало, потому что возможности, которые открывает перед нами развитие XR-технологий, бесконечны.