В истории XIX века есть два уникальных случая, когда французские власти дарили русским императорам дорогие, но морально устаревшие подарки, которые в силу обстоятельств оказались не нужны (и даже скандально опасны) в самой Франции.
- Первым из таких подарков был:
1)Заказ Наполеона, который Людовик XVIII подсунул Александру I под видом личного подарка
В 1812 году Наполеон I заказал на знаменитой мануфактуре Гобеленов портреты собственной персоны и второй супруги Марии Луизы в виде двух скульптурных бюстов, стоящих в нишах и украшенных гирляндами из цветов и дубовых листьев.
Гобелен это вытканный вручную настенный ковер, изготовление которого иногда могло затянуться на несколько лет, тк даже самый умелый и талантливый мастер, вручную мог выткать не более нескольких сантиметров в день.
Фактор времени сработал и в данном случае. Работа над гобеленами была начата в декабре 1812 и окончательно остановлена только в июне 1815 года (после провала авантюры Наполеона с возвращением во Францию с острова Эльба).
К этому времени, в заказе Наполеона не были закончены только изображения бюстов. Но, по сложности работы они уступали уже изготовленным гирляндам из цветов и листьев. Получается, что сложный и дорогой заказ был готов более чем наполовину, а работа мастеров и вовсе была полностью оплачена.
И как теперь следовало поступить с этим заказом? Закончить его было невозможно, а уничтожить жалко (все таки работа длилась почти 3 года и ее выполняли лучшие ткачи Франции). Новый французский король (из династии восстановленных на троне Бурбонов) Людовик XVIII нашел гениальное решение:
Он приказал "переткать" едва начатые на бюстах лица Наполеона I и его супруги Марии Луизы на лица Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны. Эта работа была выполнена примерно за полгода, что еще раз доказывает тот факт, что самый кропотливый и сложный этап был выполнен ранее.
В ноябре 1816 года готовые гобелены были торжественно вручены русскому послу в Париже, в качестве подарка Александру I. После церемонии вручения портреты были отправлены Россию и получивший их Александр I был очень рад такому неожиданному и ценному подарку (царю было невдомек, что Людовик XVIII по сути просто пристроил вещь, оставшуюся без хозяина).
- Почти похожая история произошла во времена Николая II:
2) Как никому не нужная во Франции "Крестница фей" нашла свою родину в России.
В 1874 году Французское правительство заказало огромный гобелен длиной 7,35 и высотой 4,35 метров со странным (для места, в котором она должна была находиться) сюжетом "Крестница фей" (по сказке "Спящая красавица").
Этот гобелен должен был украсить резиденцию президента Франции Елисейский дворец. Но работа над этой уникальной вытканной картиной продолжалась так долго, что когда она была закончена в 1889 году, об ее размещении в президентском дворце уже не могло быть и речи.
Во первых, очень сильно изменились вкусы французского общества: гобелен был выполнен еще в стиле Наполеона III (тк заказан почти сразу после его падения), при этом манера его исполнения, жеманные и слащавые фигуры персонажей, да и сам сюжет, уже казались глубоко архаичными и не современными. Гобелен был выставлен в "Салоне" (главная ежегодная Парижская выставка искусств) и не имел никакого успеха, но это было полбеды.
Французское общество того времени сотрясали постоянные политические скандалы, все только и говорили, что о перманентном финансовом кризисе и бюджетном дефиците. Размещать во дворце президента такую дорогую и в то же время морально устаревшую картину, означало, в очередной раз поднять себя на смех или спровоцировать скандал.
По сути повторилась ситуация начала XIX века, когда правительство Франции "имело на балансе" очень дорогую вещь, которую было невозможно использовать по назначению, и от которой (в силу ее высокой стоимости) невозможно было избавиться. В итоге президент Франции решил подарить этот гобелен Николаю II на коронацию.
Но, поскольку сюжет подарка был довольно странным и даже вызывающим ("Спящую красавицу" можно было легко ассоциировать с русским царем), то в верхний бордюр гобелена вшили дополнительно вытканный русский герб и надпись "С нами Бог".
Вот уж, воистину странное сочетание: "Спящая красавица" и "С нами Бог", но французы посчитали, что этого нехитрого приема будет вполне достаточно для того, чтобы превратить морально устаревшую вещь в дипломатический подарок. Судя по всему, остался доволен подарком и сам Николай II.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!