Найти тему
Sagittarius

Турецкий фильм «Мой нетронутый остров»: «В этих шумных городах не поймешь, как ты одинок…» (с)

На мой взгляд это самый недооцененный фильм из когда-либо созданных в Турции! Наверно по той причине, что картина довольно смелая, учитывая, что создана в стране, где даже настоящие поцелуи не особо демонстрируют на экране. Здесь столько реализма и жизненности, что немного удивляет такая откровенность.

Эта любовная драма выходит далеко за обычное повествование сложных отношений без будущего при наличии сильных чувств и эмоций. Тут показано абсолютное, вжившееся в каждую клетку организма, одиночество. Фильм так и называется на турецком — «Issiz adam» — «Одинокий», и непонятно, почему у нас переименовали в «Мой нетронутый остров».

открытые источники
открытые источники

Одинокий здесь Альпер — молодой человек, гурман, шеф-повар и владелец собственного фешенебельного ресторана. На первый взгляд довольно успешный и крепко держит свое кредо в голове — независимость, свобода, секс, релакс! Он пожиратель низменных удовольствий, хотя и высокое ему не чуждо — коллекционирует ретро-пластинки турецкой эстрады 70-х. Он привык удовлетворять свои прихоти и не намерен кого-либо близко подпускать к себе. Ему комфортно одному, он так привык…ПРИВЫК….

Но…да…иногда хочется человеческой теплоты и уюта отношений.

— Налить тебе чего-нибудь?
— Раньше после этого дела ты не мог дождаться моего ухода...Что это с тобой?
— Может музыку включить?

Этот частичный диалог со знакомой проституткой демонстрирует острую нехватку душевности и чувственности, точнее чувств и душевного комфорта. Это говорит и о высокой внутренней готовности Альпера к отношениям с женщиной, но, с какой-то оговоркой, которую он сам еще не может сформулировать.

Открытый источник
Открытый источник

Именно в этот период Альпер встречает Аду в букинистическом магазине. Она его чем-то зацепила, и, скорее всего, это было его подспудное желание испытать настоящую любовь, пережить сильные чувства. Наш герой каким-то животным чутьем понимает, что это та самая женщина, с которой можно и нужно быть, с которой можно спать в одной постели до утра и после которой не нужно лихорадочно менять постель и «соскребать» с себя следы плотских утех. Но Ада держит «оборону». Нам намекают легонько, что у нее уже есть горький опыт прошлых отношений, этот урок усвоен, поэтому ее цинизм в ответ на натиск Альпера вполне понятен.

Открытый источник
Открытый источник

Однако и Альпер не сдается. Он впервые в своей жизни ощущает потребность в ком-то, его жизнь преображается и выходит на другой уровень. Ада чистая, с ней все происходит по-другому, и жизнь, и секс, и ощущение Вселенной. Ада — единственная женщина, которую Альпер знакомит с матерью. Он действительно осознает, что ему нужна именно Ада, и он хочет быть с ней. И она поглощена своим чувствами. Даже ее отношение к его матери указывает на то, как нежно и с какой любовью она принимает все, что связано с Альпером.

Все его нутро говорит ему, что он нашел верное направление к простому счастью. Но Альперу кажется, что такой любви для него слишком много, он не достоин этого…он не сможет нести такой груз…ему бы что-то полегче. И в такие моменты его внутренний кайфожор шепчет, что все это, конечно, хорошо, но слишком ванильно, и не подкидывает, а ты ведь привык к другому. Альпер выскакивает среди ночи на улицу, он мечется, ему нужны экстремальности, чтобы удовлетворить животную похоть… Я называю это развращенностью. Возможно, у кого-то другое определение.

Открытый источник.  - Я хочу расстаться..... Почему-то я не удивлена...
Открытый источник. - Я хочу расстаться..... Почему-то я не удивлена...

И вот так неожиданно, на фоне внешнего благополучия, но с жестокой внутренней борьбой, Альпер заявляет о том, что хочет расстаться. Его раздирает изнутри …он ее очень любит, но не способен уместить себя в формат устойчивых отношений.

— Я не изменюсь…у меня испорченная кровь…я не хочу быть частью чьей-то жизни, и не хочу, чтобы кто-то был частью моей жизни…
коллаж.
коллаж.

А Ада? А она внутренне была готова к этому.

— Ты замерзаешь под снегом и засыпаешь…сон кажется настолько сладким, что ты не понимаешь, что уже умираешь….

Он знает, какую боль причиняет любимому человеку, потому что был предупрежден. Ему когда-то дали понять, что, если не способен нести ответственность за поступки, лучше оставить все.

—И зачем ты тогда столько бегал за мной? Ты же знал, что у тебя ничего не получится и ничего не выйдет…зачем?

Альпер не перестает копаться в себе и понимает, что что-то все-таки не то и так быть не должно было. Тем не менее, развращенность и, якобы, свобода, под которой скрывается тяга к безудержным плотским утехам, берут верх. Разумеется, немного погодя придет осознание всего.

Открытый источник
Открытый источник

Игра Джемаля Хунала, самым душераздирающим образом создает портрет трагического героя, который становится жертвой своего собственного выбора! И так мастерски показано в завершающих сценах фильма, когда два любящих и опустошенных этой любовью человека встречаются через несколько лет после расставания в торговом центре. Это настолько реалистично и трогательно, что восхищаешься талантом и тонкостью режиссера Чагана Ырмака, так ярко и эмоционально сумевшего передать всю боль и утрату части души. Мы наблюдаем внешний диалог двух любящих людей, то что разрешено говорить друг другу в рамках ограничений их нынешними жизненными статусами после 4 лет разлуки, и их внутренние монологи, невыразимые вслух, потому что все еще открыты и кровоточат раны от потери друг. Также потрясение от случайной встречи, встречи, которая, вероятно, неоднократно происходила в их снах — абсолютно красноречиво на их лицах, в их движениях, в их словах. Этот шок в сочетании со смертельным отчаянием от невозможности выразить чувства, которые им не разрешено показывать друг другу, неизбежно передается зрителю, полностью вовлекая в эту драму и также оставляя опустошенным! Их последнее объятие разбивает сердце!..............................

Открытый источник
Открытый источник

Бесподобный саундтрек из коллекции турецкой эстрады 70-х, особенно песня «Я одинок», дополняет главную линию сюжета и придает атмосферу фильму. Художник–постановщик и оператор сделали качественную картинку. Игра актеров, и главных — Мелис Биркан и Джемаль Хюнал, и всех второплановых, на высоте.