На мой взгляд это самый недооцененный фильм из когда-либо созданных в Турции! Наверно по той причине, что картина довольно смелая, учитывая, что создана в стране, где даже настоящие поцелуи не особо демонстрируют на экране. Здесь столько реализма и жизненности, что немного удивляет такая откровенность.
Эта любовная драма выходит далеко за обычное повествование сложных отношений без будущего при наличии сильных чувств и эмоций. Тут показано абсолютное, вжившееся в каждую клетку организма, одиночество. Фильм так и называется на турецком — «Issiz adam» — «Одинокий», и непонятно, почему у нас переименовали в «Мой нетронутый остров».
Одинокий здесь Альпер — молодой человек, гурман, шеф-повар и владелец собственного фешенебельного ресторана. На первый взгляд довольно успешный и крепко держит свое кредо в голове — независимость, свобода, секс, релакс! Он пожиратель низменных удовольствий, хотя и высокое ему не чуждо — коллекционирует ретро-пластинки турецкой эстрады 70-х. Он привык удовлетворять свои прихоти и не намерен кого-либо близко подпускать к себе. Ему комфортно одному, он так привык…ПРИВЫК….
Но…да…иногда хочется человеческой теплоты и уюта отношений.
— Налить тебе чего-нибудь?
— Раньше после этого дела ты не мог дождаться моего ухода...Что это с тобой?
— Может музыку включить?
Этот частичный диалог со знакомой проституткой демонстрирует острую нехватку душевности и чувственности, точнее чувств и душевного комфорта. Это говорит и о высокой внутренней готовности Альпера к отношениям с женщиной, но, с какой-то оговоркой, которую он сам еще не может сформулировать.
Именно в этот период Альпер встречает Аду в букинистическом магазине. Она его чем-то зацепила, и, скорее всего, это было его подспудное желание испытать настоящую любовь, пережить сильные чувства. Наш герой каким-то животным чутьем понимает, что это та самая женщина, с которой можно и нужно быть, с которой можно спать в одной постели до утра и после которой не нужно лихорадочно менять постель и «соскребать» с себя следы плотских утех. Но Ада держит «оборону». Нам намекают легонько, что у нее уже есть горький опыт прошлых отношений, этот урок усвоен, поэтому ее цинизм в ответ на натиск Альпера вполне понятен.
Однако и Альпер не сдается. Он впервые в своей жизни ощущает потребность в ком-то, его жизнь преображается и выходит на другой уровень. Ада чистая, с ней все происходит по-другому, и жизнь, и секс, и ощущение Вселенной. Ада — единственная женщина, которую Альпер знакомит с матерью. Он действительно осознает, что ему нужна именно Ада, и он хочет быть с ней. И она поглощена своим чувствами. Даже ее отношение к его матери указывает на то, как нежно и с какой любовью она принимает все, что связано с Альпером.
Все его нутро говорит ему, что он нашел верное направление к простому счастью. Но Альперу кажется, что такой любви для него слишком много, он не достоин этого…он не сможет нести такой груз…ему бы что-то полегче. И в такие моменты его внутренний кайфожор шепчет, что все это, конечно, хорошо, но слишком ванильно, и не подкидывает, а ты ведь привык к другому. Альпер выскакивает среди ночи на улицу, он мечется, ему нужны экстремальности, чтобы удовлетворить животную похоть… Я называю это развращенностью. Возможно, у кого-то другое определение.
И вот так неожиданно, на фоне внешнего благополучия, но с жестокой внутренней борьбой, Альпер заявляет о том, что хочет расстаться. Его раздирает изнутри …он ее очень любит, но не способен уместить себя в формат устойчивых отношений.
— Я не изменюсь…у меня испорченная кровь…я не хочу быть частью чьей-то жизни, и не хочу, чтобы кто-то был частью моей жизни…
А Ада? А она внутренне была готова к этому.
— Ты замерзаешь под снегом и засыпаешь…сон кажется настолько сладким, что ты не понимаешь, что уже умираешь….
Он знает, какую боль причиняет любимому человеку, потому что был предупрежден. Ему когда-то дали понять, что, если не способен нести ответственность за поступки, лучше оставить все.
—И зачем ты тогда столько бегал за мной? Ты же знал, что у тебя ничего не получится и ничего не выйдет…зачем?
Альпер не перестает копаться в себе и понимает, что что-то все-таки не то и так быть не должно было. Тем не менее, развращенность и, якобы, свобода, под которой скрывается тяга к безудержным плотским утехам, берут верх. Разумеется, немного погодя придет осознание всего.
Игра Джемаля Хунала, самым душераздирающим образом создает портрет трагического героя, который становится жертвой своего собственного выбора! И так мастерски показано в завершающих сценах фильма, когда два любящих и опустошенных этой любовью человека встречаются через несколько лет после расставания в торговом центре. Это настолько реалистично и трогательно, что восхищаешься талантом и тонкостью режиссера Чагана Ырмака, так ярко и эмоционально сумевшего передать всю боль и утрату части души. Мы наблюдаем внешний диалог двух любящих людей, то что разрешено говорить друг другу в рамках ограничений их нынешними жизненными статусами после 4 лет разлуки, и их внутренние монологи, невыразимые вслух, потому что все еще открыты и кровоточат раны от потери друг. Также потрясение от случайной встречи, встречи, которая, вероятно, неоднократно происходила в их снах — абсолютно красноречиво на их лицах, в их движениях, в их словах. Этот шок в сочетании со смертельным отчаянием от невозможности выразить чувства, которые им не разрешено показывать друг другу, неизбежно передается зрителю, полностью вовлекая в эту драму и также оставляя опустошенным! Их последнее объятие разбивает сердце!..............................
Бесподобный саундтрек из коллекции турецкой эстрады 70-х, особенно песня «Я одинок», дополняет главную линию сюжета и придает атмосферу фильму. Художник–постановщик и оператор сделали качественную картинку. Игра актеров, и главных — Мелис Биркан и Джемаль Хюнал, и всех второплановых, на высоте.