Tencent — китайская инвестиционная холдинговая компания, основанная в 1998 году в городе Шэньчжэнь. Tencent является одной из крупнейших инвестиционных и венчурных компаний. Дочерние компании Tencent, как в самом Китае, так и в других странах мира, специализируются на различных областях высокотехнологичного бизнеса, в том числе различных интернет-сервисах, разработках в области искусственного интеллекта и электронных развлечений.
Многочисленные сервисы Tencent включают в себя социальные сети, музыкальные и веб-порталы, средства электронной коммерции, платежные системы, мобильные и онлайн-игры, облачные базы данных. Так, Tencent принадлежат наиболее распространённый в Китае сервис мгновенного обмена сообщениями Tencent QQ и мобильное приложение для передачи текстовых и голосовых сообщений WeChat. Tencent владеет крупнейшей в Китае и третьей в мире по количеству зарегистрированных пользователей, после Facebook и YouTube, социальной сетью Qzone.
В 2017 году известный финансовый обозреватель Ву Сяобо (Wu Xiaobo) предсказал, что в ближайшие несколько лет 80% малых и средних предприятий в традиционных отраслях промышленности обанкротятся. Это будет тяжелым ударом для всех, однако, в конечном счете индустрия заставит отрасль меняться.
Для таких промышленных компаний есть два пути: первый - трансформация через цифровизацию и внедрение дорогостоящих технологий, как, например, роботы и промышленный Интернет; другой путь - повышение роли услуг.
Это будет беспрецедентное явление. Много лет назад Tencent Cloud, будучи еще молодой компанией, предвидела будущее и начала планировать перевод традиционных производственных отраслей в облако.
В отличие от Германии, где концепция Индустрии 4.0 была инициирована и реализуется непосредственно производителями, в Китае в трансформации промышленности важную роль играют крупные интернет-компании, т.к. в их руках сосредоточены огромные объемы пользовательских и бизнес-данных и они стремятся реализовать потенциал этих ресурсов.
Два года назад Tencent произвела организационные коррективы в третий раз. И, если до этого многочисленные сервисы Tencent между собой интегрировались плохо, то после реструктуризации проблемы устранили одну за одной.
1. Пользовательский трафик: трансформация маркетинга. Кто, если не мы?
Почти каждый китаец знает интернет-компанию Tencent. Именно Tencent запустила WeChat, в котором на сегодняшний день 1,2 миллиарда пользователей, и сервис WeChatEnterprise (WeChat Work), который дал 43 миллионам китайских компаний возможность обмениваться мгновенными сообщениями.
Полная промышленная цепочка включает в себя исследования, производство, поставки, продажи и обслуживание. Сегодня Tencent ищет наиболее подходящий для себя сегмент.
Функционал облачных сервисов разных поставщиков между собой не сильно отличается, поэтому клиенты, выбирающие Tencent, опираются на количество пользовательского трафика.
Linglong Tire — второй по величине производитель шин в Китае, производящий почти 2000 видов шин. Довольно долго они использовали традиционную модель товародвижения: производитель - оптовые ритейлеры - розничные ритейлеры - конечные потребители.
На каждом этапе этого пути средняя цена товара увеличивается на сумму от 5% до 10%. Поэтому для поддержки такой модели необходима высокая валовая прибыль. С учетом того, что внутренний рынок шин вступил в стадию жесткой конкуренции и избыточных мощностей, прибыль оптовых ритейлеров шин составляет всего около 2%.
Другая проблема этой модели заключается в том, что у производителей нет удобных инструментов для получения отзыва о товаре.
Используя сервисы WeChat и WeChat Enterprise (WeChat Work), Tencent попробовала улучшить взаимодействие Linglong Tire с клиентами: ритейлерами и покупателями.
«Выстроив подобную систему коммуникации, компании смогут обнаружить новые бизнес-модели» — сказал генеральный менеджер Tencent Cloud Intelligent Manufacturing.
Ранее Linglong Tire располагала только данными о том, какие компании покупали их товары и сколько всего шин было продано. Теперь же компания знает о кто и где приобрел товар, тип товара и даже причину покупки, модель и т. д. Обладание этими данными поможет производителям более эффективно продвигать и диверсифицировать ассортимент, а также улучшить маркетинговую стратегию. «Изначально нашими клиентами были около 400 ритейлеров и пятьдесят или шестьдесят автомобильных заводов по всей стране, а мы производили товары под их запросы» — сообщил глава правления Linglong Tire Ван Фэн в интервью СМИ.
«Теперь же мы ориентируемся на данные от сотен миллионов потребителей по всей стране, изучаем потребности конечных пользователей, разрабатываем продукты и составляем производственные планы под их нужды».
После того, как Linglong Tire начала использовать сервисы WeChat и WeChat Enterprise, показатели компании, несмотря на период эпидемии коронавируса, выросли, и в первой половине 2020 года компания заняла первое место среди китайских производителей шин.
По мнению генерального менеджера Linglong Tire, для ведущей компании такой риторики, как «усиление возможностей основных каналов» и «инвестирование десяти миллионов для экономии сотен миллионов» недостаточно, чтобы сдвинуться с мертвой точки. «Удастся ли обнаружить какие-то новые бизнес-модели, которые позволят компании найти точки роста и увеличить прибыль? На этот вопрос нельзя ответить, только продавая шины». Это, фактически, та точка зрения, которую Tencent пытается донести до более традиционных промышленных компаний, которые сосредоточены на продуктах и игнорируют услуги. «Если мы даже не можем продать свою продукцию, какой смысл в умном производстве?» Тут и кроется разница между промышленной трансформацией Китая и Германии. Если Германия больше ориентируется на оптимизацию производственных процессов, то китайским компаниям легче найти возможности для расширения и улучшения качества услуг.
2. Платформа как основа для качественной работы.
Во многих аспектах между Tencent Cloud и другими интернет-гигантами нет никакой существенной разницы. Облачное хранилище, интеллектуальный анализ больших данных и предоставление вычислительных мощностей являются стандартными для таких компаний услугами. Tencent Cloud сегодня видит огромный потенциал в сфере производства высокотехнологичного оборудования. За последние десять лет доля китайской строительной техники на мировом рынке неуклонно увеличивалась. Так, доля SANY Heavy Industry выросла с 10% до 26%, а доля рынка других брендов — с 27% до 36%.
«В последние годы наблюдается рост спроса на лизинг оборудования, что указывает на постепенное увеличение доли услуг» — заявил заместитель генерального директора Tencent Industrial Cloud на Tencent Global Digital Ecosystem Summit.
Строительная техника — это не тот тип продукции, который можно “продать и забыть”. После продажи производители берут на себя долгосрочную ответственность за предоставление услуг по обслуживанию оборудования. А из-за высокой цены такая техника в большинстве случаев покупается в кредит или берется в аренду.
В преимуществах применения ИКТ в строительной технике для производителей и лизинговых компаний уже убедился японский гигант-производитель Komatsu, разработавший свою систему мониторинга KOMTRAX. Предоставляя владельцам актуальную информацию о состоянии машин, KOMTRAX способствует снижению стоимости владения техникой и помогает поддерживать машины в исправном состоянии.
SANY Heavy Industry, основной конкурент Komatsu, тоже использует потенциал данных для улучшения качества услуг. Так, компания активно развивает свою цифровую систему в сотрудничестве с Tencent Cloud. В настоящее время их система может осуществлять мониторинг 400 000 единиц оборудования, имеет функцию раннего предупреждения в работе техники, а точность этого предупреждения составляет 87%.
3. Возможности машинного зрения в промышленности
Интернет-гигантам зачастую сложно трансформировать традиционное производство в критически важных его сегментах, так как они обладают довольно ограниченным пониманием отрасли. Так, например, сдерживающим фактором может являться невозможность остановить производство. В таком случае проблемы на любом этапе производство неизбежно повлияют на всю производственную линию и качество конечного продукта. «Глупо полагаться только на алгоритмы и модели, не беря в расчет оборудование и процесс производства».
Например, интернет-компании не стремятся полностью контролировать такое важное оборудование, как доменные печи и сталеплавильные конвертеры, где даже небольшой сбой в системе безопасности может привести к серьезным проблемам.
Однако, Tencent Cloud нашла сегмент, где можно эффективно применить машинное зрение. Так, у China Star Optoelectronics, дочерней компании TCL (китайская компания, проектирующая и изготавливающая телевизоры, мобильные телефоны, климатическую технику, телекоммуникационное оборудование, стиральные машины, холодильники, мелкую бытовую технику и др.), есть большой завод в городе Шэньчжэнь, где работа на производственной линии выполняется роботами-манипуляторами.
Это был первый китайский проект ИИ для распознавания типов дефектов ЖК-панелей, (ADC — Auto-Defect-Classification), и он неоднократно приводился в качестве типичного примера умного производства с применением промышленного интернета.
После разворачивания Tencent AI скорость распознавания дефектов стала составлять 15 миллисекунд в то время, как человек с этой же работой справляется за пять минут. При этом точность распознавания превысила 90% и оказалась выше показателя точности человека. Сначала системой заменили всего около 30 человек. Команде потребовалось два года, чтобы улучшить ПО, и на текущий момент система может работать как 140 сотрудников, а в будущем заменит 50% рабочей силы.
Tencent создали стабильную и надежную автоматизированную систему идентификации дефектов, которая подходит для промышленных производственных линий. Система гарантирует стабильную работу с 1,4 миллионами единиц данных в системе MES (система управления производственными процессами), высокую точность модели и данных на сайте, а также гибкость в использовании ресурсов GPU. Кроме того, поскольку производственный процесс может время от времени меняться, модель должна давать предсказуемый результат и после переобучения. Для этого процесса Tencent разработали отдельную платформу.
China Star Optoelectronics планировали начать этот проект в 2017 году, однако, стартовал он только в 2018 после года переговоров. Tencent взала на себя самую сложную часть работы — разработку алгоритма машинного зрения.
Tencent и сегодня часто обращается к тем разработкам, которые были созданы во время сотрудничества с China Star Optoelectronics и Airbus.
4. Экосистема Tencent
Несмотря на огромный пользовательский трафик и наличие ресурсов для создания цифровых систем, Tencent в значительной мере полагается на своих партнеров по экосистеме.
«У Tencent есть большие возможности, как облачные, так и в сфере ИИ. Однако, именно IT-партнеры делают из этих возможностей продукты».
В этом главное отличие Tencent от других интернет-гигантов в развитии промышленного Интернета: компания создает решения совместно со своими партнерами.
Так, чтобы привлечь как можно больше независимых поставщиков программного обеспечения (ISV) к WeChat Enterprise, Tencent постоянно развивает функционал экосистемы, расширяя набор инструментов для ISV.
Во время эпидемии коронавируса было запущено множество мини-приложений по профилактике и контролю распространения коронавируса, а также по возобновлению работ. Возможность пользоваться этими услугами без каких-либо ограничений говорит о открытости экосистемы Tencent.