При знакомстве с японским флотом нельзя не обратить внимание на то значение, которое уделяли японцы торпедному вооружению своих кораблей. Поэтому предлагаем вам вспомнить (а для кого то - познакомиться подробнее) торпедное оружие, которое использовалось японским Императорским флотом в первой половине ХХ века. При этом мы не преследуем цель осветить полностью всю историю создания, развития и совершенствования торпедного вооружения японского флота. Ограничим наше небольшое «исследование» периодом между концом Первой мировой войны и началом Второй мировой войны, при этом акцент сделаем на торпедное оружие надводных кораблей (эсминцев и крейсеров).
Японцы всегда уделяли особое внимание торпедному оружию, его развитию и совершенствованию, а также выработке определенной тактики и подготовке личного состава флота к ее применению в боевых условиях. И для этого были свои основания. Действительно, войны первых двух десятилетий ХХ века убедительно доказали эффективность данного оружия. К тому же японцы сами имели неплохой опыт – торпедный удар по русским кораблям в Порт-Артуре убедил их в эффективности ночного торпедного удара по кораблям противника. Хотя, если проанализировать количество выпущенных торпед (мин) во время русско-японской войны и количество поврежденных и потопленных кораблей, то может получиться не совсем убедительная картина. Однако к началу Первой мировой войны торпедное оружие совершенствовалось: была увеличена масса боевого заряда и улучшено качество взрывчатого вещества (ВВ), увеличилась дальность и скорость хода, более совершенными стали и взрыватели.
К этому времени в большинстве флотов, в том числе и в Императорском флоте Японии, использовались парогазовые торпеды разработанные, как правило, на основе мины Р. Уайтхэда. Это были в целом «похожие» образцы, созданные на одном принципе, оснащенные гироскопическим прибором курса («машинкой Обри») и приводимые в движение пневматическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Для повышения давления воздуха использовались керосиновые подогревательные аппараты и системы впрыска воды. Большинство флотов стало применять торпеды калибра 533-мм, хотя некоторые страны использовали торпеды и других калибров (например, в Англии, России, США и Франции также применялись 450-мм торпеды, а в Германии – 500-мм).
Всего, по некоторым данным, в 1914-1918 годах было выпущено более 1500 торпед, в результате было уничтожено и повреждено 154 крупных боевых корабля, из них 14 линкоров и 25 крейсеров. Однако эффективность применения торпедного оружия оставалась невысокой. Например, в Ютландском сражении германские миноносцы выпустили 97 торпед и добились всего 3 попаданий (был поврежден ЛК «Мальборо» и потоплены 2 английских ЭМ), а английские миноносцы выпустили 52 торпеды, четыре из которых попали в цель.
Из выводов, которые сделали эксперты относительно применения торпедного оружия, следует обратить внимание на следующие: торпедное оружие продолжало оставаться одним из важнейших компонентов комбинированного воздействия на противника, но при этом следовало согласовывать действия артиллерийских и торпедных кораблей; как средство самостоятельного удара в морском бою в условиях хорошей видимости торпедное оружие надводных кораблей в целом себя не оправдало, но его использование ночью и в тумане (в условиях малой видимости) позволяло считать его эффективным; торпедное оружие крупных надводных кораблей (ЛК и КР) оказалось неэффективным; роль основного носителя торпедного оружия перешла от ЭМ к ПЛ, успешно использовавшим это оружие (а в дальнейшем и к авиации); появились новые носители – торпедные катера и авиация, которые в годы войны не раскрыли своего потенциала, но имели хорошие перспективы.
Под влиянием подобных выводов японские военные и разрабатывали свои взгляды на использование торпедного оружия в Императорском флоте. От 356-мм и 450-мм торпед конструкций Уайтхэда и Шварцкопфа в конце ХIХ - начале ХХ века японский флот к началу Первой мировой войны также перешел к производству и использованию 533-мм торпед. Одной из первых торпед такого калибра, принятой на вооружение японского флота в 1910 году, стала 533-мм торпеда «Тип 43», разработанная в 1909 году.
Торпеда "тип 43": при весе 1187 кг торпеда несла 130 кг ВВ (шимозе) и могла поразить цель на дальности 8 000 м, скорость этой торпеды составляла 27 узлов.
Однако основной 533-мм торпедой для японского флота в этот период стала торпеда «Тип 6», разработанная в 1917 году и принятая на вооружение японского флота в 1918 году.
Торпеда при длине 6,84 метра весила 1432 кг и несла 203 кг ВВ. Двухцилиндровый двигатель двойного действия в зависимости от установок обеспечивал дальность хода торпеды на дистанции до 15,5 км (при скорости 27 узлов), до 10 км(при скорости 32 узла) и до 7 км (при скорости 37 узлов). Торпедой данного типа вооружались практически все японские надводные корабли и подводные лодки, в дальнейшем для ПЛ была создана более быстроходная торпеда «Тип 89» (была принята на вооружение в 1931 году), развивавшая скорость до 45 узлов (дистанция 5 500 м).
Именно такими торпедами снабжались крейсера типа «Тацута» и «Кума», и соответственно КР «Китаками» и «Ои» после ввода в строй (в качестве торпедных крейсеров) также использовали торпеды данного типа.
Остальные ведущие морские державы мира в межвоенный период также продолжали развивать свое торпедное оружие, стараясь найти оптимальные варианты. Во Франции разрабатывались 550-мм торпеды, в Англии для ЛК типа «Нельсон» готовились 622-мм, причем на них в качестве окислителя использовался не обычный воздух, а кислород. В США обсуждались варианты разработки и использования 635-мм торпед. Увеличение калибра, по мнению американских и европейских конструкторов, позволило бы увеличить как вес боевого заряда, так и дальность хода торпеды. Основным типом считалась парогазовая торпеда, хотя в Германии к началу войны удалось разработать и принять на вооружение электрическую торпеду (тип G-7e).
На этом фоне начало работ по созданию в Японии собственных 610-мм торпед выглядит вполне обоснованным и соответствующим тенденциям времени. Уже в 1919 году была создана первая 610-мм торпеда «Тип 8 № 1», принятая на вооружение в 1920 году.
При весе 2215 кг торпеда длиной 8,4 м несла заряд в 300 кг ВВ и могла поразить цель на дальности 10 000 м со скоростью 37 узлов (на дальности 18000 м – 27 узлов, а на 6200 м– 43 узла!).
Данная торпеда выпускалась на заводе в Сасебо, в то же время на заводах в Куре было организовано производство торпеды «Тип 8 № 2», отличавшейся от предшественницы большим весом, увеличенным до 346 кг зарядом ВВ. Торпеда, выпускавшаяся в Куре, за счет увеличения давления сжатого воздуха позволяла поражать цели на большей дистанции и с большей скоростью, хотя показатели выросли незначительно: 20000 м / 27 узлов, 15000 м / 32 узла, 10000 м/ 38 узлов.
Данными торпедами вооружались легкие КР и ЭМ японского Императорского флота. Для тяжелых КР и ЭМ типа «Фубуки» были разработаны специальные торпеды – 610-мм «Тип 90».
Эти торпеды были приняты на вооружение Императорского флота в 1933 году, при длине 8,55 м они имели массу 2540 кг и несли заряд ВВ типа 97 весом 390 кг. Двухцилиндровый двухтактный пневматический двигатель обеспечивал дальность хода до 15 км (при скорости 36 узлов), до 10 км (при скорости 42 узла) и до 7 км(при скорости 46 узлов).
Однако все это были «обычные» парогазовые торпеды, характерные для большинства боевых кораблей мира, кстати, обладавшие неплохой дальностью и скоростью хода. Торпедами данных типов вооружались и новые «5 500-тонные» легкие КР и тяжелые КР типа «Како», «Аоба», «Миоко», «Такао». И именно на смену им пришли кислородные торпеды типа 93, прозванные противниками «Лонг Лэнс» – «Длинное копье». Но, как мы уже отметили, японцы не были первыми в желании разработать мощную торпеду, позволявшую поражать противника на большом расстоянии.
Военно-морские теоретики 20-х годов считали, что по опыту Первой мировой войны дистанция торпедной стрельбы, если исходить из возможности сближения с целью в дневном бою при применении дымовых завес, будет составлять для ЭМ 30-40 кбт (вспомним, что это дистанция артиллерийского боя при Цусиме), для КР – 40-60 кбт (7200-10800 м), для ЛК и линейных КР – 60-100 кбт (10800-18000 м), для торпедных катеров и ПЛ – 3-15 кбт. Отметим, что именно на дистанцию в 100 кабельтовых и рассчитывали английские конструкторы, которые разработали и оснастили ЛК типа «Нельсон» торпедами «ужасающего» калибра, применив для достижения установленной цели (поражение противника на большой дистанции) двигатели на кислороде. Надо сказать, что не все довоенные предположения оправдались в полном объеме.
Эксперименты по использованию кислорода в качестве одного из компонентов топлива (окислителя) для двигателей торпед японцы начали еще в 1917 году, однако быстро их прекратили из постоянных аварий и взрывов. И только после получения «секретных» сведений из Англии о разработке кислородных торпед для «нельсонов» работы возобновились. Необходимо признать, что усилия японских конструкторов принесли свои плоды: были успешно решены проблемы стабильной работы двигателей, точности торпед и их устойчивости на курсе, а самое главное – обеспечена феноменально большая дальность и скорость хода новых торпед.
Новая 610-мм торпеда длиной 9 м получила обозначение «Тип 93 модель 1 Mod 1», имела общую массу 2700 кг и заряд 490 кг ВВ тип 94. Именно эта торпеда (как прототип) получила прозвище «Лонг Лэнс», и не зря. При скорости 36-38 узлов торпеда была способна поразить цель на дистанции 40000 м, максимальная же скорость торпеды могла составить 48-50 узлов при снижении дальности хода до 20 000 м. Сравните с «нельсоновской» торпедой, которая рассчитывалась на дальность в 18300 м при скорости всего в 30 узлов!
Новая японская торпеда была разработана в нескольких модификациях, незначительно отличавшихся друг от друга. Торпеда «Тип 93 модель 1 Mod 2» имела более совершенные механизмы и в качестве ВВ имела новую взрывчатку – тип 97. Эти торпеды начали поступать на японский флот с 1935 года, постепенно заменяя торпеды «тип 90». Торпеды более поздних выпусков (после 1941 года) отличались более заостренной формой боевой части и за счет этого увеличенной на 2 узла скоростью хода.
Именно такие торпеды и получили после переоборудования в торпедные КР «Китаками» и «Ои», имеющие 40 ТА. Вот только использовать их в бою не получилось, поэтому нельзя оценить реальную возможность их массированного применения. Мы уже отмечали, что стратегические и тактические планы японского и американского командования, стечение обстоятельств и случайности не позволили японцам реализовать те самые «торпедные концепции», ради которых и создавались такие торпеды. Как было отмечено в одной статье: «… за счет невозможности проведения крупной ночной битвы резко снижалась общая полезность торпед «Тип 93» с точки зрения их влияния на ход войны в целом. …на первый план выходили АВ, ударная мощь которых отодвигала ЛК на второй план. Палубная авиация уверенно завоевывала океан, исход тихоокеанской кампании решался не под водой, а в небе над ней».
Однако несмотря на изменения в ходе войны японцы продолжали совершенствование своего «чудо-оружия», хоть и не оправдавшего себя. Были созданы экспериментальные, еще более скоростные торпеды (до 51 узлов) «Тип 93 модель 2» для вооружения ЭМ, торпеды «модель А» и «модель В», а также 720-мм торпеда «тип 0», имевшая длину 11,5 м и вес 5000 кг, способная доставить заряд ВВ весом 850 кг на дальность в 27 км со скоростью 55 узлов. Как говорится, почувствуйте разницу.
Но в серию пошла только модификация торпеды «Тип 93» – «Тип 93 модель 3», созданная для вооружения ЭМ Императорского флота. Целью создания новой торпеды было увеличение мощности боеголовки и, соответственно, эффективности новой модели при той же длине и, следовательно, при тех же торпедных аппаратах. Для этого японскими конструкторами была уменьшена длина баллона со сжатым кислородом, что позволило получить в корпусе дополнительный объем для ВВ. Новая торпеда несла в качестве боевого заряда уже 780 кг ВВ, однако это привело к уменьшению дальности действия: от 15 км (48 узлов) до 25 км (40 узлов). В 1944-1945 годах такие торпеды поступили на вооружение японских ЭМ, но повлиять на ход войны они уже не смогли. Характерно, что большая часть новых торпед (360 из 560 созданных) были использованы для еще одного «чудо-оружия» японского Императорского флота – человекоуправляемых торпед типа «Кайтен».
ТТХ "Кайтен": общий вес – 9100 кг при длине 14,75 м, диаметр – 1 м, вес боевого заряда – 1 550 кг. В качестве двигателя использовался двигательный отсек торпеды «Тип 93 Модель 3», топливо – керосин и кислород. Максимальная дальность хода составляла 78 км при крейсерской скорости 12 узлов, максимальная скорость – 30 узлов.
Если сравнивать «Кайтены» с торпедой «тип 93», то можно отметить, что они имели ряд преимуществ. В первую очередь – увеличенная дальность, более мощная боеголовка, запуск с глубины, большей чем перископная, и, конечно, возможность наведения на цель. Однако по американским данным «Кайтенам» не удалось продемонстрировать высокую эффективность: ими были уничтожены танкер «Миссиссинева» (63 погибших), малый десантный корабль LCI (3 погибших, корабль был тяжело поврежден и не восстанавливался), эскортный миноносец «Андерхилл» (113 погибших), еще несколько транспортов было повреждено. Общие потери американского флота от применения «Кайтенов» составили 187 офицеров и матросов. При этом потери пилотов-смертников составили 106 человек (включая потери при обучении), к этой цифре следует добавить экипажи восьми потопленных ПЛ-носителей (это еще 846 человек).
По нашему мнению, этот обзор, посвященный торпедам японского флота, был бы не полным, если бы мы не уделили внимания системам управления торпедной стрельбой, ведь, согласитесь, одно дело доставить торпеды к месту пуска, а другое дело – выполнить залп так, чтобы все торпеды нашли свою цель. Источников и данных об этом не много, так что мы вас сильно не утомим.
Как правило, на японских кораблях 20-30-х годов система управления торпедной стрельбы (СУТС) состояла из директора совмещенного (или отдельного) с визиром и вычислительного устройства. В 20-е годы японский Императорский флот использовал торпедный директор типа 14. Это был простой прицельный механизм, состоявший из бинокулярного визира на специальной тумбе, снабженный корректировочными кольцами для ведения различных поправок стрельбы к линии прицела. Знатоки отечественной военно-морской истории могут легко его представить, вспомнив визиры, которые часто фигурировали на фотографиях и кадрах кинохроники 40-х годов с командирами советских ТКА (не сказать, что это было одно и то же устройство – но принцип тот же). Торпеды выпускались, когда цель маневрированием корабля приводилась на линию прицела. В дальнейшем, начиная с 1930 года это устройство неоднократно модернизировалось и затем принималось на вооружение с уже новыми обозначениями: тип 90 модели 1,2,3 (1932 год), тип 89, тип 92 модель 2, тип 97 модель 2 и тип 0.
В связи с увеличением дистанции стрельбы и, особенно, с применением кислородных торпед тип 93 были разработаны более совершенные приборы. Стандартным визиром для торпедной стрельбы стал Сокутекибан тип 93. На КР и новых эсминцах СУТС также включала еще и вычислительное устройство типа 93. Например, в таком сочетании эта система была смонтирована на торпедных КР «Китаками» и «Ои».
Но все усилия японских инженеров и конструкторов оказались напрасными – японскому флоту не представилась возможность реализовать свои «довоенные» задумки в полной мере. Американский флот, однажды «подставившись», быстро сделал соответствующие выводы и в дальнейшем уже практически не давал шансов японским адмиралам продемонстрировать свои умения и возможности своего оружия, исключив ночные бои, оборудовав свои корабли радарами и завоевав господство в воздухе.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.–2002.–403 с.; Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999.– 888 с.; Михайлов, А.А. Легкие крейсера Японии (1917-1945) / А.А.Михайлов. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2005.– 120 с.; Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков–СПб: Галея-Принт, 1997.–156 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6(63) – 2004. – 32 с.; Иванов, С. Легкие крейсера Японии: Война на море, № 25/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.