Дети, конечно же, учатся этому между строк, глядя на то, как взрослые выстраивают отношения с ними и между собой. Но многое остаётся для них невидимым и это многое нужно вытаскивать на поверхность, вскрывать, объяснять механизмы и ценность.
- Ситуация с няней
У Тёмы (ему почти 10 лет) до марта была няня. Мы все очень ее любим, она с Темой 5 лет и это часть семьи. С марта из-за пандемии она перестала к нам ездить. И достаточно быстро у Темы сработал принцип «с глаз долой..», связь между ними начала ослабляться. Мне было жаль, так как она значимая для него фигура.
Заставлять звонить и общаться – глупо и не работает.
Начала объяснять:
«Тёмик, знаешь что такое отношения между тобой и Олей? Сейчас это крепкий толстый канат, в нем много-много ниточек вашей любви. Каждый контакт, встреча, звонок – это новая ниточка. Канат крепнет, отношения крепнут. Но если мы не вплетаем новые ниточки, то ниточки начинают выпадать и канат разрушается. И человек, который был очень близким и дорогим, отходит, забывается. Это очень жалко.
Ты можешь со своей стороны поддерживать канат тем, что будешь вплетать свои ниточки. Это твой вклад в вашу связь» - Ситуация со мной
Когда я подвернула ногу и потом целый день лежала, Тёма никак на это не отреагировал. Хотя Лёша, встретив его из школы, рассказал ему о случившемся.
В какой-то момент я подозвала его и спросила:
– Тёмик, а ты видишь, что я целый день лежу? Это непривычно для нас. Почему ты не спросишь меня, как я себя чувствую?
– (смутился) Не знаю.
Ушёл.
Вечером я рассказала этот эпизод Леше и он ещё раз рассказал и показал Тёме, что такое сочувствие близкому, когда тот плохо себя чувствует и как мы его проявляем в нашей семье. - Ситуация с подругой
У Темы есть подруга Уля. Они общаются очень плотно. Уля уже целую неделю болеет, сидит дома. Это тяжело. Я спрашиваю:
– Тём, Уля уже неделю дома. Ты звонил ей?
– Нет.
– Ты знаешь, что она болеет?
– Да.
– Позвони ей, проведай, узнай как ее настроение.
– (с неохотой) Ну.... завтра позвоню.
Как всегда мой первый импульс надавить – нет, позвони сейчас!
Слава богу, ловлю его и думаю, как пробудить в нем сочувствие и интерес к другому не через давление, а чтоб это изнутри возникло?
⠀
– Тёмик, сядь со мной, давай поговорим.
Друзья – это близкие друг другу люди. Они вместе не только, когда им хорошо, но и когда им плохо. Когда у моей близкой подруги умерла бабушка, я поехала к ней, сидеть рядом с ней, потому что ей плохо. Сейчас еще одна моя подруга сильно болеет и я каждый день ей пишу или звоню, потому что ей тяжело и мне важно держать руку на пульсе и хоть как-то ей помочь, если могу. Или просто дать ей почувствовать, что я про неё думаю и она для меня важна. Вот так мы относимся к друзьям.
– Ммм... А Уля правда не выходит из дома неделю? Может быть, позвоним ей?
То, что взрослым кажется привычным, понятным и естественным, может быть не видно детям. И их нужно учить вот таким очевидным и важным немелочам.