Найти тему
Navygaming Channel

"Парадоксы" истории или вопросы без ответа: "Граф Цеппелин" - уничтожить ценный трофей, зачем?

При изучении исторических материалов иногда возникают вопросы на которые не можешь сразу найти тот или иной ответ, или разумное объяснение. Причем это могут быть довольно сложные вопросы, например, почему контр-адмирал В.К.Витгефт в сражении в Желтом море оборудовал свой КП на верхней палубе, или как капитан "Сиднея" мог подпустить неизвестный корабль на дистанцию кинжального огня. Сразу скажу, данные примеры уже имеют большое количество версий, обоснований и пояснений, и они мне известны. Привел эти факты просто для примера.

Но есть большое количество мелких вопросов, которые могут вызывать удивление, причем они вроде как и не особо значимы, или на них просто не обращали внимание из-за их малозначительности. Но такие моменты увлекают, заставляя разобраться, однако они так и остаются не решенными. Давайте попробуем обратить внимание на некоторые из них.

Фото авианосца "Граф Цеппелин" в 1938 году
Фото авианосца "Граф Цеппелин" в 1938 году

Весной 1945 года войсками Советской армии был захвачен немецкий город Штеттин, где в одной из проток реки Одер был обнаружен недостроенный немецкий авианосец "Граф Цеппелин". Состояние немецкого корабля внушало определенные надежды и 19 августа недостроенный и изуродованный немецкий АВ зачислили в состав ВМФ СССР – в качестве боевого трофея. Казалось бы, что судьба подарила Советскому Союзу уникальную возможность изучить немецкий авианосец и получить необходимые технологии для проектирования и строительства кораблей такого класса для советского флота. И это было бы правильным решением, к тому же часто используемым в мировом военном кораблестроении. Вспомним, с каким интересом немцы работали над комплектующими для русских эсминцев типа "Новик" и легкими КР ("Адмирал Невельской" и "Муравьев-Амурский") , которые по заказу России строились на немецких верфях, а потом были реквизированы с началом Первой мировой войны и использованы в германском флоте ("Эльбинг", "Пиллау").

Для справки: Крейсер "Бари", бывший "Пиллау", бывший "Муравьев-Амурский" - затоплен июне 1943 года в Ливорно, но в 1944 году был поднят, и разделан на металл в только в январе 1948 года. Таким образом этот крейсер чуть пережил немецкий авианосец.

Чуть позже, в руки немецких специалистов попали русские линейные крейсера типа "Измаил" («Бородино», «Кинбурн» и «Наварин») - 21 августа 1923 года эти корабли приобрела «в целом виде» германская фирма «Альфред Кубац». И вскоре в Петроград прибыли буксиры, которые и увели недостроенные линейные крейсера в Германии, причем готовность по корпусу у них достигала от 50 до 60%. Русский опыт был внимательно изучен немецкими инженерами, и в дальнейшем был использован при проектировании и постройке линкоров типа «Шарнхорст» и «Бисмарк». Казалось, что именно так и следовало поступать на этот раз, когда в распоряжении советских специалистов оказался пусть и не достроенный и частично поврежденный трофейный авианосец. Парадоксально, но этого не случилось!

Авианосец "Граф Цеппелин" в Штеттине, сентябрь 1945 года
Авианосец "Граф Цеппелин" в Штеттине, сентябрь 1945 года

Приходится только удивляться, но советскими инженерами и военными в максимальной степени были изучено большинство немецкой и ленд-лизовской техники, что позволило создать свои собственные образцы вооружения от ракет до подводных лодок, а в некоторых случаях просто копировали и воспроизводили иностранные боевые единицы. Общеизвестна истории создания подводной лодки проекта 613, бомбардировщика Ту-4, советских ракет (по основе немецких "Фау").

Например, в конце 1945 г. на территории Германии в нашей оккупационной зоне было создано специальное КБ, которому ставится задача обеспечить достройку немецких ПЛ XXI серии.

К сожалению, но с авианосцем, который был принципиаль­но новым и неизвестным для советского фло­та кораблем, такого не случилось. Он был просто уничтожен. А ведь потребность в таких кораблях у СССР была! Как вспоминает И.Касатоново в своей книге "Флот выходит в океан" ( СПб, 1995, с.87) руководство советского ВМФ рассчитывало на долю от захваченного американцами японского флота: " ... мы могли получить линкор – 1, АВ – 1-2, крейсеров – 3-4, эсминцев – 8-10, подводных лодок – 12-15». Но союзники все поделили "по-честному", выделив Советскому Союзу японский эсминец.

"Граф Цеппелин" в апреле 1947 года
"Граф Цеппелин" в апреле 1947 года

Согласно договоренностям немецкий авианосец «Граф Цеппелин» попал в группу «С» – "затопленных, поврежденных или недостроенных кораблей, ... ". Тройственная комиссия, которая решала судьбу трофеев, выработала рекомендации, в соответствии с которыми все боевые корабли группы «С» в установленные сроки подлежали уничтожению путем затопления на большой глубине или разборки на металл. И даже в этом случае Советский Союз мог бы отстоять свое право поступать по своему усмотрению с этим кораблем. И даже в случае разборки и разделки корабля на металл советские инженеры получили бы достаточно много, но... . В СССР Правительство приняло более простое решение, издав Постановление №601-209сс от 19 марта 1947 года «Об уничтожении в 1947 г. бывших немецких кораблей категории «С»». По предложению командования ВМС СССР, эти корабли было решено использовать для проведения экспериментов по изучению боевой живучести - что и было выполнено.

Авианосец "Граф Цеппелин", ценный трофей, был уничтожен. Вопросы "Зачем" и "Почему" так и остаются без ответа.