При изучении исторических материалов иногда возникают вопросы на которые не можешь сразу найти тот или иной ответ, или разумное объяснение. Причем это могут быть довольно сложные вопросы, например, почему контр-адмирал В.К.Витгефт в сражении в Желтом море оборудовал свой КП на верхней палубе, или как капитан "Сиднея" мог подпустить неизвестный корабль на дистанцию кинжального огня. Сразу скажу, данные примеры уже имеют большое количество версий, обоснований и пояснений, и они мне известны. Привел эти факты просто для примера.
Но есть большое количество мелких вопросов, которые могут вызывать удивление, причем они вроде как и не особо значимы, или на них просто не обращали внимание из-за их малозначительности. Но такие моменты увлекают, заставляя разобраться, однако они так и остаются не решенными. Давайте попробуем обратить внимание на некоторые из них.
Весной 1945 года войсками Советской армии был захвачен немецкий город Штеттин, где в одной из проток реки Одер был обнаружен недостроенный немецкий авианосец "Граф Цеппелин". Состояние немецкого корабля внушало определенные надежды и 19 августа недостроенный и изуродованный немецкий АВ зачислили в состав ВМФ СССР – в качестве боевого трофея. Казалось бы, что судьба подарила Советскому Союзу уникальную возможность изучить немецкий авианосец и получить необходимые технологии для проектирования и строительства кораблей такого класса для советского флота. И это было бы правильным решением, к тому же часто используемым в мировом военном кораблестроении. Вспомним, с каким интересом немцы работали над комплектующими для русских эсминцев типа "Новик" и легкими КР ("Адмирал Невельской" и "Муравьев-Амурский") , которые по заказу России строились на немецких верфях, а потом были реквизированы с началом Первой мировой войны и использованы в германском флоте ("Эльбинг", "Пиллау").
Для справки: Крейсер "Бари", бывший "Пиллау", бывший "Муравьев-Амурский" - затоплен июне 1943 года в Ливорно, но в 1944 году был поднят, и разделан на металл в только в январе 1948 года. Таким образом этот крейсер чуть пережил немецкий авианосец.
Чуть позже, в руки немецких специалистов попали русские линейные крейсера типа "Измаил" («Бородино», «Кинбурн» и «Наварин») - 21 августа 1923 года эти корабли приобрела «в целом виде» германская фирма «Альфред Кубац». И вскоре в Петроград прибыли буксиры, которые и увели недостроенные линейные крейсера в Германии, причем готовность по корпусу у них достигала от 50 до 60%. Русский опыт был внимательно изучен немецкими инженерами, и в дальнейшем был использован при проектировании и постройке линкоров типа «Шарнхорст» и «Бисмарк». Казалось, что именно так и следовало поступать на этот раз, когда в распоряжении советских специалистов оказался пусть и не достроенный и частично поврежденный трофейный авианосец. Парадоксально, но этого не случилось!
Приходится только удивляться, но советскими инженерами и военными в максимальной степени были изучено большинство немецкой и ленд-лизовской техники, что позволило создать свои собственные образцы вооружения от ракет до подводных лодок, а в некоторых случаях просто копировали и воспроизводили иностранные боевые единицы. Общеизвестна истории создания подводной лодки проекта 613, бомбардировщика Ту-4, советских ракет (по основе немецких "Фау").
Например, в конце 1945 г. на территории Германии в нашей оккупационной зоне было создано специальное КБ, которому ставится задача обеспечить достройку немецких ПЛ XXI серии.
К сожалению, но с авианосцем, который был принципиально новым и неизвестным для советского флота кораблем, такого не случилось. Он был просто уничтожен. А ведь потребность в таких кораблях у СССР была! Как вспоминает И.Касатоново в своей книге "Флот выходит в океан" ( СПб, 1995, с.87) руководство советского ВМФ рассчитывало на долю от захваченного американцами японского флота: " ... мы могли получить линкор – 1, АВ – 1-2, крейсеров – 3-4, эсминцев – 8-10, подводных лодок – 12-15». Но союзники все поделили "по-честному", выделив Советскому Союзу японский эсминец.
Согласно договоренностям немецкий авианосец «Граф Цеппелин» попал в группу «С» – "затопленных, поврежденных или недостроенных кораблей, ... ". Тройственная комиссия, которая решала судьбу трофеев, выработала рекомендации, в соответствии с которыми все боевые корабли группы «С» в установленные сроки подлежали уничтожению путем затопления на большой глубине или разборки на металл. И даже в этом случае Советский Союз мог бы отстоять свое право поступать по своему усмотрению с этим кораблем. И даже в случае разборки и разделки корабля на металл советские инженеры получили бы достаточно много, но... . В СССР Правительство приняло более простое решение, издав Постановление №601-209сс от 19 марта 1947 года «Об уничтожении в 1947 г. бывших немецких кораблей категории «С»». По предложению командования ВМС СССР, эти корабли было решено использовать для проведения экспериментов по изучению боевой живучести - что и было выполнено.
Авианосец "Граф Цеппелин", ценный трофей, был уничтожен. Вопросы "Зачем" и "Почему" так и остаются без ответа.