Найти тему
СКВОЗЬ ШУМЫ

Продолжатели Митяева из Нижнего. Что стало с группой «Уматурман»? Скатилась ли она?

Оглавление
Группа «Уматурман». Конец нулевых. Фотография из открытых источников
Группа «Уматурман». Конец нулевых. Фотография из открытых источников

Они взорвали наше музыкальное пространство в 2004 году, когда выпускали хиты один за другим. Это был довольно необычный стиль для российской популярной музыки с явным преобладанием духа творчества Олега Митяева. Сам легендарный бард как-то признавался, что ему даже звонили друзья и хвалили за песню «Проститься»: «Какая у тебя замечательная новая песня! Круто, что ты ещё группу собрал!»

Был успех, был свой стиль, но что произошло потом? И, кстати говоря, что было до этого?

Предыстория успеха

Лидер группы Владимир Кристовский давно мечтал быть услышанным, и усилия он начал прилагать ещё с конца 1990-х. В родном Нижнем Новгороде он заведовал панк-группой, и свои записи отправил на популярный лейбл Real Records, который их категорически отклонил. Потом были записи посдержаннее, которые были приняты другим лейблом, но и тут что-то пошло не так... К тому же, между Владимиром Кристовским и его братом Сергеем были очень натянутые отношения. Кроме того, он в какой-то момент стал воцерковленным человеком, и это слегка отразилось на его мировоззрении и творчестве.

К середине 2003 года, когда была образована группа «Уматурман», братья Кристовские пришли к примирению. Они дружно сделали демо-запись из 15 песен и разослали по звукозаписывающим компаниям Москвы. Компания Velvet Music с большим удовольствием взяла группу под свой патронаж и записала их первый настоящий альбом. Одновременно с ним пираты распространили их демо-альбом по ларькам и в Интернете, а уже оттуда людям полюбились композиции «Эй, толстый», «Ты далеко», «Китаец Чонь Суй» и другие (слегка переделанными они войдут во второй официальный альбом).

Первое публичное выступление группы состоялась в день рождения Владимира Кристовского, 19 декабря 2003 года. И ни где-нибудь, а в легендарном клубе «16 тонн» на концерте Земфиры, которая успела услышать и полюбить песню «Прасковья» и спела её вместе с братьями Кристовскими.

Группа «Уматурман». Март 2004. Фотография из открытых источников
Группа «Уматурман». Март 2004. Фотография из открытых источников

Ступень за ступенью

За один 2004 год с группой произошло немало всего. По радио и телевидению вовсю звучали «Девушка Прасковья из Подмосковья», «Ума Турман: Я так ждала тебя, Вова», «По аллеям столицы проститься». Они выступают на Московском кинофестивале перед самим Квентином Тарантино, Тимур Бекмамбетов приглашает их написать песню для фильма «Ночной дозор», ставшего главным кинособытием. Они собирают музыкальные награды и записывают не менее успешный второй альбом, который презентуют в спорткомплексе «Олимпийский» (несмотря на наличие групп-гостей типа «ЧайФ» и «Браво», площадка не слишком была заполнена).

Что же произошло?

Потом с группой что-то произошло. Пожалуй, это началось со сменой имиджа: Владимир Кристовский сбрил свои шикарные кудри. Потом стало много «заказов»: ребята часто стали писать песни для фильмов (и вообще песни под заказ) и стали завсегдатаями корпоративов. Кружение в светской жизни неблагоприятно отразилось на творчестве: меньше провинциальной энергетики, много отголосков старых песен (то бишь «повторы» или «шаблоны»), немало пафоса и даже китча, непонятные темы песен («Любовь на сноуборде», «Оля из Сети», «Диджитал Раша»).

Немало добротного юмора было в первых двух альбомах, но последующие подобные песни уже мало так воздействовали. Хотя иногда были и удачи, как например песни «Лузер» и «Ты трансвестит, Маша» (в оригинале написана Алексеем Кортнев для спектакля «День выборов», но братья написали свою музыку для одноимённого фильма). Иногда бывает удачная лирика, а альбом 2018 года «Не нашего мира» в музыкальном и смысловом плане оказался довольно органичным и атмосферным. Да и концертный состав группы «Уматурман» с духовой секцией даёт вполне неплохой жар. Только непонятно, почему в студийных записях не ощущается мощь духовой секции (либо дело в синтезаторе, который обычно и используется вместо живых труб)...

Заключение

Первый альбом — эталонный, лишённый будущей гламуризации! Второй — ещё на должном уровне. Что касается последующих записей, немало промахов, однако есть довольно сильные вещи. Концерты «Уматурман» наиболее воздействующие, и видимо поэтому они часто востребованы на корпоративах.

-3