Французская мода и стиль жизни и в XVIII, и в первой половине XIX вв. являлась эталоном для дворянства большинства европейских стран.
Революция во Франции стала этапом в восприятии всего французского в Европе. Она сравняла все слои общества в плане костюма, отличались лишь горожане своим костюмом от жителей деревни. Эмигранты, которые возвращались в Париж в первые месяцы Консульства, были достаточно сильно удивлены внешним видом своих соотечественников. Парижане представляли собой вычурно-экстравагантный люд: женщины напоминали полуобнаженных нимф, а мужчины были одеты в длиннохвостые фраки, в сборчатые подобно юбкам панталоны.
Было ясно, что в моде, точно также как и в обществе произошла революция.
В соответствии с кодексом мужской элегантности того времени, каждый франт должен был иметь длинную стопу и короткие руки. Если мужчина от природы не обладал такой фигурой, то ступню удлиняли при помощи сапожника, а руки укорачивали при помощи портного, который затягивал их во фрак.
В моде также была мятая одежда. Считалось, что только приличный человек может позволить себе носить мятую одежду. Для того чтобы одежда была мятой, в ней спали или давали свое платье поносить слуге. Благодаря данному модному образу, парижане XIX века становились похожими на своих дедушек.
Еще одной модной тенденцией во Франции было не считаться со временем года. Если на улицах шел дождь и было грязно, то это не останавливало французов перед тем, чтобы одеть белые чулки. И наоборот, если на улице было лето, то можно было встретить француза, одетого в теплый фрак и несколько жилетов. В моде царила дисгармония. Но вскоре, мужчины стали одеваться, подражая элегантным британцам.
Стендаль писал в феврале 1805 г.: «Кажется, никогда еще я не был так блестящ. На мне был жилет, короткие шелковые штаны и черные чулки, бронзово-коричневый сюртук, отлично повязанный галстук и превосходное жабо. Мне кажется, никогда еще моя некрасивость не была до такой степени вытеснена выразительностью моего лица».
Француженки предпочитали наготу в греческом стиле. Вскоре общество стало с этим бороться. Парижанкам пытались внушить, что их прозрачные туники любопытным позволяют легко совершать открытия.
Ж.-Б. Сальге писал: «Когда прекрасное светило, озаряющее нас, стоит почти перпендикулярно над нашими головами, это не производит никаких неудобств: тень падает на землю в вертикальном направлении, и целомудрие наших дам в безопасности. Но когда, изменив положение, его колесница клонится к горизонту, его сверкающие стрелы, проникая сквозь противопоставленные им легкие покровы, освещают слишком прозрачную ткань и без ведома красавицы открывают постороннему глазу прелести, не предназначенные для лицезрения».
Наполеон, придя к власти, решил бороться с фривольным маскарадом. Он желал, чтобы женщины демонстрировали роскошь и дорогую красоту. Если женщины появлялись в обществе полуобнаженными, то их могли отчитать или освистать. В итоге центральная линия моды Империи была определена: высокая талия, короткие пышные рукава, туника прямого покроя, облегающая, но не подчеркивающая формы, аккуратные котуры на ногах, на голове небольшой пучок, украшенный дорогими камнями и лентами .Французский журнал «Мода».
В начале XIX столетия во Франции впервые появляются модные журналы. Каждый из них хотел создать что-то новое, из-за этого постоянно видоизменялась какая-то отдельная часть костюма. С их появлением мода начинает не только стремительно развиваться, но и достаточно быстро меняться. То, для чего прежде не хватало десятилетий, стало меняться каждый сезон.
Мода – это единственное, что не удалось погубить Революции во Франции. Об этом свидетельствуют берлинские, лейпцигские, геттингенские и другие альманахи, воспроизводившие в виде моделей парижские костюмы.
О том, что французская мода во времена Наполеоновской империи менялась достаточно стремительно и являлась самым непостоянным общественным явлением, свидетельствуют модные журналы. Например, в 1802 году почти все модные женщины носят тюрбаны с эгреткой. «Journal des Debats» в том же 1802 году сообщает: «В Лоншане обращали на себя внимание прозрачные шляпы из плетенки, украшенные перьями, и венгерские токи». На это возражает журнал Ламесанфера: «Шляпы из плетенки, как и капотики из крепа цвета трубочиста и василькового, считаются теперь вульгарными».
Большой вклад в моду Франции внес портной первой императрицы-Жозефины – Леруа. В некоторых источниках встречается его характеристика как «Наполеона моды». Своего триумфа он добился, когда сшил наряды для коронации. Больше никто не оспаривал его превосходство.