Наша прошлая статья про перестановку множителей в начальной школе получилась довольно объёмной. И хотя до конца её дочитывали в основном родители учеников младших классов, целевая аудитория у неё другая — абитуриенты и старшеклассники.
Так зачем вам, ученикам 8-11-х классов знать о тонкостях методики и разбираться в общих вопросах современного образования?
*********
Самоподготовка к экзаменам
В первую очередь методика нужна для подготовки к экзаменам и вообще для самостоятельной работы. Конечно, вы вряд ли сразу разберётесь с тем, как нужно правильно готовиться. Хотя бы потому, что у вас банально нет соответствующих предметных знаний и навыков решения задач. Но даже простое понимание важности и необходимости системы сильно поможет вам в работе.
Когда вы читаете про различные тонкости преподавания в школе, вы учитесь смотреть на себя и на свои индивидуальные занятия со стороны. Сам процесс обучения предстаёт более объёмным. Вы видите его в целом как систему.
Наверняка вы сталкивались в соцсетях с советами вроде “да просто прорешайте всего Ткачука”, “сайта РешуЕГЭ хватит для сотки”, “в задачнике Гордина всё есть”. Но ведь всего этого явно недостаточно. Не с точки зрения предметных материалов, их-то как раз навалом. Просто когда вы пытаетесь подменить ваши собственные занятия одним простым задачником, блогером-математиком или сайтом, вы отказываетесь от своей личной позиции в подготовке.
Про психологические советы вообще можно не говорить. Уровень рекомендаций здесь ниже плинтуса. “Соберись, тряпка, и затащи всерос!” — это вам сильно поможет?
Так вот чтобы не бегать по группам и анонимно задавать там вопросы вроде “как с нуля подготовиться на 100 баллов?”, вам нужно самому выковывать собственную систему. А для этого нужно знать хотя бы азы технологии обучения.
Выбор материалов
Не все из вас смогут построить собственную эффективную стратегию для занятий. Мало кому в итоге удаётся так прокачаться в учёбе.
Однако, знание простых техник и структуры подготовки позволяет вам выбирать более-менее полезные материалы. Искать какие-то сверхгениальные видео нет смысла, но научиться отмахиваться от откровенного шлака очень полезно.
Когда вы знаете элементы методики, вы проще отделять зёрна от плевел. Красивую картинку от грамотного содержания. Пусть вас будут учить не просто какие-то добрые малые из мемов или пытающиеся вас развлечь преподаватели-мотиваторы. Учитесь у тех, кого вы самостоятельно выбрали как грамотных специалистов с учётом вашего понимания обучения. Иначе вы так и будете покупаться на очередные “секретные приёмы, о которых вам не расскажут в школе”.
Частное преподавание
После поступления возможно кто-то из вас попробует себя в качестве репетитора и возьмёт одного-двух учеников. С учётом того, что сейчас происходит с образованием, частные уроки будут всё более востребованы.
Но не все из ваших подопечных будут иметь высокую мотивацию и крепкие знания. К вам скорее будут обращаться родители учеников с “низкими образовательными результатами”. То есть скорее ваши подопечные в 10 классе не смогут перемножить правильно два однозначных числа, чем будут штурмовать перечневые олимпиады. Не думайте, что вы, будучи студентом МГУ/МФТИ/ВШЭ/Бауманки, придёте на белом коне и так замотивируете ученика, что он завтра же выучит таблицу умножения, а послезавтра, наконец, научится складывать дроби. Нет, это так не работает. На мотивации и личном примере далеко не уедешь.
Чтобы в итоге не скатиться в банальное прорешивание домашней работы за ученика вместе с учеником, вам нужно будет понимать, как построить с ним эффективное обучение. Можно, конечно, попробовать выехать на ваших знаниях и некоторой математической интуиции, но это вряд ли поможет ученику сформировать стойкие навыки решения задач. То есть вам нужна будет методика преподавания математики. А с учётом слабых знаний ваших подопечных, вам порой придётся начинать чуть ли не с начальной школы.
Свои дети
Конечно, не все будут преподавать после школы или вуза. Но большинство из вас станет через некоторое время родителями. И вопрос с образованием ваших детей будет стоять очень остро.
Скорее всего вам будут складно рассказывать, что алгебра с геометрией уже не нужны, что в “новом цифровом мире” всё будут делать нейросети и роботы, что нужны только “человеческие” мягкие навыки. Вас будут атаковать лозунги вроде “школа должна учить мыслить!” и “научите детей учиться”. Будут петь про якобы гуманную педагогику без знаний, про очередное развивающее обучение, про ментальную арифметику, скорочтение и образную суперпамять.
Задача подобных наших статей в том числе и в том, чтобы вы понимали, что хотят вам продать под предлогом подобной заботы о ваших детях. И чтобы среди всего этого шлака вы смогли самостоятельно выбрать достойную школу, грамотные дополнительные кружки и репетитора-специалиста. Понятное дело, что сейчас как школьников вас совсем не касаются различия между школьными программами и методическими подходами. Но хотя бы простейшие вещи вы уже сейчас должны понимать.
Педагогическое образование
Особняком стоят те, кто собирается поступать в педагогические вузы или на специальности, связанные с педагогикой. Сюда же можно отнести всех, кто так или иначе планирует преподавать или связать своё будущее с образованием. Таких школьников в нашей группе немного, но мы знаем, что они есть. Поэтому ко всем таким читателям у нас, конечно, особое отношение.
Так вот. К сожалению то, что сейчас преподают в педагогических вузах на специальностях, связанных с математикой, чаще всего остаётся пустой схоластикой. Вас ждёт изучение очередных ФГОСов без понимания того, что и, главное, кто за ними стоит. Ознакомление с разрозненными разделами высшей математики без общей чёткой структуры. Топорная пропаганда популярных психологических направлений в педагогике.
Чтобы во всем этом разобраться, нужно потратить много сил. И то, совсем не факт, что вам удастся докопаться до сути.
Можно, конечно, пробовать заниматься самообразованием через ютуб и через какие-то статьи в сети. Но из-за огромного потока разрозненной информации это не сильно помогает. Сейчас об образовании и о том, как вообще должно строиться обучение, говорят все, кому не лень.
А после того, как вы устанете от неспециалистов (“не знаю методики и никогда не преподавал детям, но я родитель с техническим образованием и вот моё драгоценное мнение”), вы в конечном счёте захотите найти настоящих экспертов в педагогике. Тех, кто вроде бы должен помочь выстроить какую-то реальную и системную картину мира. И поиск приведёт вас, например, к вот такому смешному рейтингу.
В итоге максимум, что вы получите, — это очередной кастрированный и извращенный пересказ идей Выготского от лидера этого рейтинга Асмолова.
Поэтому вам нужно будет по первоисточникам самостоятельно изучать методику и психологию обучения. Иначе вы попадёте под неизбежный каток “компетенций-цифровизации-новых грамотностей” или, что ещё хуже, какой-нибудь очередной “преадаптивной нормы”. Кстати, по нашей информации, этой зимой как раз планируется широкая кампания по пропаганде этой ереси.
В общем, как вы понимаете, мы не питаем иллюзий по поводу текущего уровня предлагаемых знаний для будущих педагогов. А с учетом последних новостей в ближайшие 30 лет вряд ли что-то кардинально поменяется в лучшую сторону в образовании и науке. И хотя педагогическое образование сейчас не в почёте, кто знает, может быть среди молодых читателей нашего блога есть будущий министр просвещения…