Найти тему
Resttimer

Перевал Думала. Думай прежде чем ехать... Часть 1

День подходил к завершению. Солнце хоть ещё и светило, но уже уверенно подбиралось к вершинам гор. А я всё ещё задерживался на парадроме Чегем... 

Парадром Чегем
Парадром Чегем

Мы пили чай с Русланом Внедорожным (Инста @rus4x4), его пёс Ричи (Инста @richi4x4) бегал где то рядом, а в воздухе кружили десятки ярких парапланов.

Ричи (@richi4x4) верно несёт дозор от нашествия местных коров.
Ричи (@richi4x4) верно несёт дозор от нашествия местных коров.

Интересное зрелище на фоне гор и предзакатного солнца. Есть в этом что то убаюкивающее, что то от медитации в этом кружении цветных лоскутков.

Долгие разговоры, обмен новостями и разными историями, удерживали меня, но надо было ехать. Солнце предательски садилось... 

В компании с Русланом Внедорожным, всегда интересно провести время.
В компании с Русланом Внедорожным, всегда интересно провести время.

Я не планировал здесь ночевать, хоть Руслан меня и оставлял. Надо было ехать, дни моего путешествия были на исходе. И у меня оставался на маршруте последний рывок который нужно было совершить в рамках этого сольного автотура по Кавказу. Рывок в соседнее ущелье через перевал Думала (ударение на последнюю "а") . Но Руслан сказал, что я там не проеду... 

Гора Каракая (черная птица)
Гора Каракая (черная птица)

Этим маршрутом от Эль-Тюбю до Безенги, я планировал перескочить из Чегемского ущелья в Безенгийское, как днем раньше перескочил из Баксанского в Чегемское, используя перевал Актопрак. И слова Руслана не добавляли оптимизма. 

Подъём на перевал Думала
Подъём на перевал Думала

Он рассказал, что недавно через перевал Думала прошли ребята из команды Вместе Далеко (Инста @vmestedaleko), правда в обратном направлении и им это далось не легко... И если от Безенги ехать, то с натяжкой, но можно, а от Эль Тюбю, прям вообще треш. 

Солнце совсем уже коснулось вершины и мы попрощались с Русланом, я сказал, что прислушаюсь к его опасениям, но поеду всё таки гляну. Если будет сложно, то перед преградой в горах заночую. На том и порешили и я стартанул. 

Каждый новый поворот заставляет покидать машину и снова фотографировать
Каждый новый поворот заставляет покидать машину и снова фотографировать

От Эль Тюбю идет неплохая гравийка поправленная трактором с лопатой. Кстати, я заметил в это время года многие грунтовые перевалы тут немного ровняют. Это, видимо, связано с вывозом сена с плоскогорий, что бы машины, не трясло и они не теряли катушки или копны. Ибо везут их всегда с оверсайзом и овервейтом (дальнобойщики поймут).

Доезжаю до села Думала. Села от которого остались одни развалины домов и хозпостроек. Сейчас здесь просто кошара, а в 1944 всё местное население было насильно переселено в Среднюю Азию. И они были вынуждены бросить всё имущество и дома. Спрашиваю у крестьянина у забора, есть ли дорога и можно ли проехать. Он говорит, что на своей я пройду, но есть одно сложное место. Крутой спуск в жёлоб русла с резким выходом вверх и одновременным поворотом вправо на полку. Но полка узкая и при выходе на неё под углом можно завалиться. Короче, он рекомендовал мне осмотреться прежде чем форсировать брод. 

Виды один лучше другого. И дорога в начале вполне терпима
Виды один лучше другого. И дорога в начале вполне терпима

Я поехал дальше. В какой то момент дорога раздваивается. Расчищенная уходит левее, а Maps.me ведёт вдоль забора кошары. После череды спусков и подъёмов по плоскогорью, выхожу на финальный спуск к той самой реке Кардан. Остановился заранее. Прогулялся. Осмотрелся. Действительно *опа полная. Место жутко тесное. И из брода надо в крутую горку выскочить и одновременно вправо рульнуть, так как слева стена горы, а справа обрыв в реку. Благо хоть не глубокий, а река мелкая. Далеко машина не укатится)))

А день, тем ни менее заканчивался. По ущельям расползались облака...
А день, тем ни менее заканчивался. По ущельям расползались облака...

Принял решение — ехать! Расставил камеры для съёмки с двух точек и потихоньку стал стравливать вниз. Благо у Паджеро короткий свес впереди, но на съезде в броде чутка цепанул. Выравниваюсь внизу. Дальше травлю в подъём, зад тоже вроде шоркнул, но у меня там защита по центру от раскрывания бампера спасает. И вот наступает самый пиковый и ответственный момент... Тяги, полного привода, блокировок, ходов подвески, всего хватает! Одна проблема машина длинная. Что бы не зацепить левым передним углом, мне надо идти на искосок на выходе с подъёма, но справа последняя надежда на берегу выступом лежит валун. И правое заднее колесо должно пройти левее от него, что бы я остался в форватере. Иначе, если пройдет за ним, то труба...

Там внизу петля, по правее, тот самый опасный перееезд. Фото не передаст сложности участка
Там внизу петля, по правее, тот самый опасный перееезд. Фото не передаст сложности участка

Короче,... на видео (смотрите здесь на канале или в Инстаграм) всё видно, что с первовой попытки я не вписался. Подпер стену бампером. Коцнул его немного. Видно так же, что справа запас есть до того самого валуна. Но мне то из салона не видно. Чуть сдаю назад, руль влево, перестраиваюсь, затем вперёд и вправо, но стена горы слева всё ещё мешает, а правое заднее явно буксует. Надо делать ещё переставку.

В ущельях внизу уже сумрачно. А если стоишь на перевале повыше, то солнце пока светит)))
В ущельях внизу уже сумрачно. А если стоишь на перевале повыше, то солнце пока светит)))

Дернул ручник, приоткрыл дверь, поставил ногу на порог, аккуатно вышел... Машина слегка качнулась назад от изменившейся массы.... 

Продолжение следует...