Найти тему
Свобода во Христе

Звери Апокалипсиса

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Важно ли иметь мудрость? Вот два загадочных текста из Апокалипсиса: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр.13:18).

«Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей» (Откр.17:9,10).

В двух самых таинственных главах Откровения читателю напоминают о важнейшем качестве человека – о мудрости.

Нам не нужно считать шестерки, сколько бы их ни было, и смотреть на дела человеческие, на которые указывает число 6. Мудрое сердце учит нас смотреть на Христа, на Его дела, что символизирует число 7.

«Сочти число зверя» - то есть умей отличать добро от зла, умей распознавать духа истины и духа заблуждения. Мудрый человек имеет к этому навык. Поэтому сказано: «Здесь мудрость. Сочти число зверя», распознай его, изобличи ложь. То есть имей способность от Духа Святого различать добро и зло, праведность и нечестие, истину и ложь. Число 666 символизирует, на мой взгляд, потоки лжи, которые изливаются на мир в виде различных учений, заповедей человеческих. А также туман откровенного обмана, которым окутывают нас средства массовой информации.

В другом месте Апокалипсиса сказано о головах и горах (Откр.17:9,10). Что это за головы и горы? На кого или что они указывают? И почему здесь вновь повторяются слова Откр.13 о мудрости?

И как нам понять следующий, еще более таинственный текст: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр.17:11)? Попробуем в этом разобраться.

В Апокалипсисе насчитывается 8 основных видений.

1 видение – Откр.1:10б – 3:22

2 видение – Откр.4:1 – 8:1

3 видение – Откр.8:2 – 11:18

4 видение – Откр.11:19 – 14:20

Эти четыре видения относятся к истории (историческая часть книги Откровение). Последующие четыре относятся к финальному суду, то есть к апокалиптической части Откровения.

5 видение – Откр.15:1 – 16:17

6 видение – Откр.16:18 – 18:24

7 видение – Откр.19:1 – 21:4

8 видение – Откр.21:5 – 22:5

Сегодня нас интересует шестое видение о великом городе Вавилоне, великой блуднице, сидящей на водах многих.

Шестому видению предшествует вводная сцена (Откр.16:18-17:3а). В этом описании фигурируют громы, землетрясение, город Вавилон, ярость гнева Господнего, богохульства нечестивых, погибающих от Божьего суда. Все это создаёт атмосферу грандиозного катаклизма, описание, предваряющее картину основного видения, которое начинается с Откр.17:3б.

«И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр.17:3б – 6).

Кого или что олицетворяет образ блудной жены?

Жена – символ Божьего народа (Откр.12:1).

Блудная жена – символ отступившего Божьего народа (Ос.2:19,20). Это отступническая церковь, украшавшая себя драгоценностями и роскошными одеяниями, заигравшая с земными правителями и пользовавшаяся их властью для достижения своих целей.Каких?

Главная цель отступнической церкви - уничтожение Божьего народа (Откр.17:6). Кто поставил эту цель? Древний змей, дьявол и сатана. На ее челе написано имя: тайна. Апостола Иоанна приводит в удивление то, что Божья церковь могла стать таким чудовищем. Что послужило этой метаморфозе? Почему бывшие ученики Христа превратились в самых ярых Его врагов?

Отвечая на этот затаенный вопрос, Ангел указывает на зверя – «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр.17:8).

Зверь – вот главная фигура 17 гл. Именно он служит живым престолом, дающим власть и силу действиям блудницы. И именно ему уделено пристальное внимание Ангела.

«Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их» (Откр.17:9-14).Здесь очень много сжатой информации.

Компьютерная программа WinRar – средство для архивирования данных. С ее помощью информацию сжимают, чтобы сэкономить место на компьютере. Чтобы прочитать такую информацию, ее нужно извлечь из архива, вывести ее, распаковать, расширить.

Библия подобна сжатой папке, которую необходимо распаковывать, извлекать смысл, понимать то, что хотел сказать автор того или иного текста. Что для этого нужно? «Главное – мудрость».

Перед нами сжатая информация – Откр.17:9-14. Нам нужно расширить ее, извлечь суть, чтобы понять смысл ст.9,10 и 11.

Итак, зверь имеет 7 голов и 10 рогов. Кого он нам напоминает? Зверя, выходящего из моря в 13 гл. «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:1,2). Очень похоже, много сходства – число голов и рогов, богохульные имена.

Но есть и отличия: у зверя 17 гл. цвет багряный, нет никаких венцов – символов победы. Выходит он из бездны – гораздо более обширного, бездонного пространства, чем море из 13 гл.

Очень важен для идентификации зверя Откр.17:8 – в нем дважды подчеркнуто время существования зверя: «был, нет его и выйдет из бездны и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его и явится». То есть зверь существовал в прошлом, даже в начале мира, к которому текст направляет наше внимание. Затем зверя нет какое-то время. А потом он вновь появляется.

Если мы обратимся к Откр.13, то там можно найти некие параллели, связанные со смертельной раной одной из голов. Там тоже всеобщее удивление оттого, что рана исцелела. Восстановление головы как бы имитирует воскресение Иисуса из мертвых. Однако здесь речь идет только об одной голове. В 17 гл. говорится обо всем звере, что его нет.

Есть еще ряд отличий этих двух зверей:

1) у морского зверя головы вбирают в себя и политическую, и религиозную власть. Он олицетворяют имперский авторитет папского престола. Это смесь политической и религиозной власти. И вообще эти головы не идентифицируются как в случае голов зверя 17 гл.;

2) блудницы на звере 13 гл. мы не видим – её нет;

3) власть зверя распространяется на срок 42 месяца. Затем нанесена смертельная рана, и этого зверя заменяет зверь из земли. Власть же зверя 17 гл. распространяется от начала мира до конца истории;

4) власть или престол зверю даёт дракон. Таким образом, зверь и дракон в 13 гл. – два разных существа, к которым присоединяется третья личность лжебожества – зверь из земли или лжепророк. В 17 гл. зверь только один, он действует в лице всех самых мощных властителей мира. Ему никто не даёт престол, - он сам даёт его, являясь живым престолом для блудной церкви;

5) зверь 13 гл выходит из волнующегося моря, тогда как зверь 17 гл связан с бездной. Если море символизирует народы, то бездна – неизмеримые пространства земли, воды, неба и даже безвоздушного пространства. То есть от деятельности населения земли этот зверь не зависит;

6) в 13 гл. звери как бы сменяют друг друга, один следует за другим. В 17 гл. друг друга сменяют головы, а о самом звере сказано, что он был, и нет его и явится. Этого зверя никто не подменяет. Он действует до самого конца;

7) в 13 гл. описаны части тела, которые указывают на определенные мировые империи. Семь голов зверя 13 гл. символизируют религиозные силы и религиозное управление. В 17 гл. головы – это именно империи, а не религиозные силы;

8) число голов у зверя 13 гл. означает то, что этот зверь - порождение дракона 12 гл. как бы плоть от плоти, как сын от отца. И сама 13 гл. показывает нам нечестивую троицу, которая пытается выдать себя за Небесного Отца, Сына и Святого Духа; стремится подменить собой три личности Бога, присвоить себе поклонение, прощение грехов, благодать и прерогативу спасения: «Я есмь дверь, я есмь путь, истина и жизнь, только чрез меня вы можете спастись». Семь голов и семь рогов зверя 13 гл. направляют наше внимание на отца лжи из Откр.12. Это во-первых. А во-вторых, число 7 говорит также о присвоение права быть Богом мира сего, о попытке подделки под Божество.

(Продолжение следует)