Найти в Дзене
Фотография и еда

Как управлять глубиной резкости в кадре и размывать фон. Доступным языком, без воды.

Глаз человека универсален. Когда мы смотрим на какой-либо предмет то фокусируемся на нем, а остальное пространство для нас не важно и оно как бы размывается мы сами этого не осознаем т.к. без проблем можем переместись взгляд на другой предмет и сфокусироваться на нем.

Фотоаппараты так не умеют, они запечатлеют момент, «замораживают» его. Используя фотокамеру мы сами должны управлять желаемой картинкой и выбирать какого эффекта хотим добиться: выделить основной объект съемки и размыть фон вокруг него, чтобы зритель сразу сфокусировал свое внимание на главном герое кадра, либо наоборот снять четкий резкий кадр где все объекты хорошо видны и взгляд зрителя сможет рассмотреть каждую деталь нашего снимка.

Чтобы научиться управлять глубиной резкости и уметь размывать фон нужно знать что такое ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства).

Расстояние между самым ближним и самым дальним объектом, которые будут выглядеть резко на нашем кадр. Все пространство до ближнего объекта не будет резким, все пространство после дальнего объекта тоже не будет резким.

Этот кадр снят с широко открытой диафрагмой (F/2). Два выделенных объекта (печенье и кусок пергамента) находятся на практически на одной линии и они оба попадают в зону ГРИП. Все остальные объекты до и после них максимально размыты. Смотря на этот кадр наш взгляд сразу упадет на самую резкую деталь (печенье)
Этот кадр снят с широко открытой диафрагмой (F/2). Два выделенных объекта (печенье и кусок пергамента) находятся на практически на одной линии и они оба попадают в зону ГРИП. Все остальные объекты до и после них максимально размыты. Смотря на этот кадр наш взгляд сразу упадет на самую резкую деталь (печенье)

Итак, отчего же зависят глубина резкости и размытие фона?

1. Диафрагма - круглое отверстие внутри объектива с лепестками, через него свет попадает на матрицу камеры. Диафрагма может менять свой диаметр (грубо говоря, мы "можем расширять и сужать дырку в объективе") и тем самым регулировать количество света попадающего в камеру.

Чем шире открыта диафрагма - тем меньше будет глубина резкости и тем сильнее размыт фон. Вспоминаем кадры проф фотографов где все "в мыле", а модель резкая - на этих кадрах диафрагма F/1,2 (так отрыть "дырку" умеют очень дорогие объективы), F/1,4 (так умеют уже объективы попроще), F/1,8 (так умеют бюджетные полтинники) и т.д.

Многие любительские камеры идут с объективами у которых минимальное значение диафрагмы 3,5 и больше. Они не умеют так размывать фон как проф техника.

Подробнее про диафрагму и как ее настроить я писала в статье про ручные настройки фотоаппарата

Этой кадр снят на открытой диафрагме F/2,5
Этой кадр снят на открытой диафрагме F/2,5
Здесь диафрагма 4,5
Здесь диафрагма 4,5
Здесь диафрагма прикрыта до 7,1, все печенья в зоне резкости
Здесь диафрагма прикрыта до 7,1, все печенья в зоне резкости

2. Фокусное расстояние объектива (расстояние между центром объектива и точкой фокусировки на поверхности матрицы камеры). Чем оно больше тем сильнее объектив приблизит картинку и наоборот (еду, людей снимают на - 50 мм, а животных и птиц на телеобъективы - 300 м).

Чем больше фокусное расстояние тем меньше будет глубина резкости. Иными словами используя объектив с фокусным расстоянием 18 мм (представим что у вас любительская камера и простой зум-объектив 18-55 м) сделать красиво размытый фон не получится. А вот выкрутив зум до фокусного расстояния 55 - уже можно сделать картинку с более менее размытым фоном (НО! затык в том, что в самых простых объективах при выкручивании зума меняется и размер диафрагмы, не получится отрыть ее широко). Поэтому "ваш друг фотограф" и не советует покупать камеру с китовым объективом, а предложит "полтинник" 1,8 или 1,4 (в этом случае зумом будут ваши ноги, но вы без проблем размоете задний фон). И это не значит что надо менять объектив - сначала максимально выжимаем возможности вашего.

Если у вас зум-объектив попробуйте на практике. Небольшой объект (допустим лист на ветке), вы снимаете с одной точки, не двигаетесь. Какое размытие будет на 18 мм и какое на 55 мм.

Здесь у меня 105 мм смотрите ка размыт дальний фон слева за тыквами и чуть меньше - куст за тыквами)
Здесь у меня 105 мм смотрите ка размыт дальний фон слева за тыквами и чуть меньше - куст за тыквами)
А здесь 18 мм - даже намека на какое-либо размытие нет. И снимала я с одной точки оба кадра
А здесь 18 мм - даже намека на какое-либо размытие нет. И снимала я с одной точки оба кадра

3. Расстояние от камеры до объекта сьемки

Чем бы ближе мы к объекту съемки, тем ближе наша точка фокусировки и тем меньше глубина резкости. Вспомните макрофотографии насекомых - задний фон в большинстве случаев размыт.

Сюда же я бы отнесла момент с кроп-фактором (о нем доступным языком я писала в статье про отличия любительской камеры от профессиональной

Суть: на кропе (любительской камере) за счет увеличения фокусного расстояния объектива мы отходим дальше от точки съемки чтобы уместить в кадр такую же картинку как на проф камере - теряем глубину резкости и сложнее размыть фон). Это не приговор, а скорее особенность о которой надо знать. Один и тот же объектив надетый на проф камеру и на любительскую будет размывать фон по-разному. Просто знаете, когда спрашиваете у своего любимого фотографа на что он снимает, что надев такой же объектив на свою любительскую камеру не получится сделать такую же картинку из-за кроп-фактора.

Здесь диафрагма 5,6. Но за счет большого фокусного расстояния объектива (105 мм) и того что я подошла близко к растению задний фон хорошо размыт
Здесь диафрагма 5,6. Но за счет большого фокусного расстояния объектива (105 мм) и того что я подошла близко к растению задний фон хорошо размыт
Здесь такой же объектив и аналогичные настройки, но я чуть дальше - фон размыт меньше
Здесь такой же объектив и аналогичные настройки, но я чуть дальше - фон размыт меньше
А здесь я отошла дальше, размытие еще меньше. Но смотрите, справа несколько веток оказались рядом с объективом и они максимально размыты (так называемый эффект нескольких планов - композиционный прием, делающий картинку более объемной)
А здесь я отошла дальше, размытие еще меньше. Но смотрите, справа несколько веток оказались рядом с объективом и они максимально размыты (так называемый эффект нескольких планов - композиционный прием, делающий картинку более объемной)