Глаз человека универсален. Когда мы смотрим на какой-либо предмет то фокусируемся на нем, а остальное пространство для нас не важно и оно как бы размывается мы сами этого не осознаем т.к. без проблем можем переместись взгляд на другой предмет и сфокусироваться на нем.
Фотоаппараты так не умеют, они запечатлеют момент, «замораживают» его. Используя фотокамеру мы сами должны управлять желаемой картинкой и выбирать какого эффекта хотим добиться: выделить основной объект съемки и размыть фон вокруг него, чтобы зритель сразу сфокусировал свое внимание на главном герое кадра, либо наоборот снять четкий резкий кадр где все объекты хорошо видны и взгляд зрителя сможет рассмотреть каждую деталь нашего снимка.
Чтобы научиться управлять глубиной резкости и уметь размывать фон нужно знать что такое ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства).
Расстояние между самым ближним и самым дальним объектом, которые будут выглядеть резко на нашем кадр. Все пространство до ближнего объекта не будет резким, все пространство после дальнего объекта тоже не будет резким.
Итак, отчего же зависят глубина резкости и размытие фона?
1. Диафрагма - круглое отверстие внутри объектива с лепестками, через него свет попадает на матрицу камеры. Диафрагма может менять свой диаметр (грубо говоря, мы "можем расширять и сужать дырку в объективе") и тем самым регулировать количество света попадающего в камеру.
Чем шире открыта диафрагма - тем меньше будет глубина резкости и тем сильнее размыт фон. Вспоминаем кадры проф фотографов где все "в мыле", а модель резкая - на этих кадрах диафрагма F/1,2 (так отрыть "дырку" умеют очень дорогие объективы), F/1,4 (так умеют уже объективы попроще), F/1,8 (так умеют бюджетные полтинники) и т.д.
Многие любительские камеры идут с объективами у которых минимальное значение диафрагмы 3,5 и больше. Они не умеют так размывать фон как проф техника.
Подробнее про диафрагму и как ее настроить я писала в статье про ручные настройки фотоаппарата
2. Фокусное расстояние объектива (расстояние между центром объектива и точкой фокусировки на поверхности матрицы камеры). Чем оно больше тем сильнее объектив приблизит картинку и наоборот (еду, людей снимают на - 50 мм, а животных и птиц на телеобъективы - 300 м).
Чем больше фокусное расстояние тем меньше будет глубина резкости. Иными словами используя объектив с фокусным расстоянием 18 мм (представим что у вас любительская камера и простой зум-объектив 18-55 м) сделать красиво размытый фон не получится. А вот выкрутив зум до фокусного расстояния 55 - уже можно сделать картинку с более менее размытым фоном (НО! затык в том, что в самых простых объективах при выкручивании зума меняется и размер диафрагмы, не получится отрыть ее широко). Поэтому "ваш друг фотограф" и не советует покупать камеру с китовым объективом, а предложит "полтинник" 1,8 или 1,4 (в этом случае зумом будут ваши ноги, но вы без проблем размоете задний фон). И это не значит что надо менять объектив - сначала максимально выжимаем возможности вашего.
Если у вас зум-объектив попробуйте на практике. Небольшой объект (допустим лист на ветке), вы снимаете с одной точки, не двигаетесь. Какое размытие будет на 18 мм и какое на 55 мм.
3. Расстояние от камеры до объекта сьемки
Чем бы ближе мы к объекту съемки, тем ближе наша точка фокусировки и тем меньше глубина резкости. Вспомните макрофотографии насекомых - задний фон в большинстве случаев размыт.
Сюда же я бы отнесла момент с кроп-фактором (о нем доступным языком я писала в статье про отличия любительской камеры от профессиональной
Суть: на кропе (любительской камере) за счет увеличения фокусного расстояния объектива мы отходим дальше от точки съемки чтобы уместить в кадр такую же картинку как на проф камере - теряем глубину резкости и сложнее размыть фон). Это не приговор, а скорее особенность о которой надо знать. Один и тот же объектив надетый на проф камеру и на любительскую будет размывать фон по-разному. Просто знаете, когда спрашиваете у своего любимого фотографа на что он снимает, что надев такой же объектив на свою любительскую камеру не получится сделать такую же картинку из-за кроп-фактора.