Найти в Дзене
attitude

Новеллистика Э.А. ПО

Американский писатель, поэт и критик Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне (США) в семье актеров бродячей труппы. Он рано лишился родителей и был усыновлен состоятельным торговцем Джоном Аланом. Жена торговца— Анна Фрэнсис Килинг, женщина редкой красоты и обаяния, окружила ребенка заботой и вниманием, заменив ему мать. Поэтому детство Эдгара можно до какой-то степени назвать беззаботным. С раннего возраста он выказал одаренность во всех предметах, которыми занимался, от математики до литературы. Был прекрасным спортсменом. Однако беззаботность эта была именно «до какой-то степени». По сути, детство Эдгара По – это, как пишет А.М. Зверев, «закрытые лондонские пансионы, холодные чуланчики, превращенные в дортуары, унылый будничный распорядок, зубрежка, педанты-наставники» . В студенческие годы увлекался азартными играми, участвовал в кутежах, что провоцировало конфликты с отчимом. После одной из таких ссор будущий писатель покинул дом приемных родителей.

-2

Раннее творчество Эдгара По было крайне скудно представлено в тематических и обзорных изданиях и, как следствие, критике практически не подвергалось. В единичных случаях отмечались сложность восприятия поэзии и богатство фантазии автора, прочился возможный успех у современных читателей в будущем. После первого серьёзного признания, связанного с победой в конкурсе на лучший рассказ, и дальнейшего роста популярности вплоть до самой смерти внимание профессиональной критики к творчеству По неуклонно росло.

Слава По претерпевала взлёты и падения, и сегодня среди «передовой интеллигенции» является модным принижать его важность и как мастера слова, и как влиятельного автора; но любому зрелому и мыслящему критику будет трудно отрицать огромную ценность его творчества и убедительную силу интеллекта, открывавшего новые горизонты в искусстве. <…> Некоторые рассказы По обладают едва ли не абсолютным совершенством художественной формы, что делает их настоящими маяками в области малой прозы. — Г. Ф. Лавкрафт. The Master of the Modern Horror Story (1927)

Эдгар Аллан По, разбросавший, со свойственной ему гениальной небрежностью, семена, из коих проросли столь многие современные литературные формы, был отцом детективного рассказа и очертил его границы с такой полнотой, что я не вижу, как последователи могут найти новую территорию, которую они осмелились бы назвать собственной… Писатели вынуждены идти узкой тропой, постоянно различая следы прошедшего перед ними Эдгара По…— А. К. Дойл. Эссе «За волшебной дверью» (1907)

Немного о его популярных новеллах:

  • Убийство на улице Морг

В то время, когда Эдгар По писал «Убийство на улице Морг», понятия детектив ещё не существовало, хотя истории, авторы которых старались продемонстрировать похожие способы распутывания загадок, уже были известны. Рассказ повествует о молодом детективе Огюсте Дюпене, обладающим незаурядными аналитическими способностями, расследует жестокое и загадочное убийство двух женщин, совершённое в Париже, в доме на улице Морг. Отправной точкой для размышлений Дюпен выбирает положение о том, что «преступники – заведомо существа материального мира, и бежали они согласно его законам». Если полицейских заводит в тупик характер двойного убийства, вызывающего «чувство невыразимого ужаса» и представляющего собой «смесь необычайного с необъяснимым», то для сыщика именно это становится основой для анализа. Звериная жестокость, невероятная сила и беспрецедентная ловкость преступника в сочетании с нечленораздельной речью, в которой каждый из свидетелей слышит какой-то свой язык, приводит Дюпена к парадоксальной мысли о том, что убийца – не человек. Найденные на месте преступления улики подтверждают его догадку. Полную картину преступления Дюпен получает от его непосредственного свидетеля и случайного виновника – матроса, владельца исполинского орангутанга. На матроса сыщик выходит через объявление в газете, призванное внушить владельцу обезьяны, что ему проще забрать последнюю, чем привлекать к ней и себе внимание полиции. В этом действии Дюпена проявляется прекрасное знание психологии, свойственное каждому уважающему себя сыщику.

  • Падение дома Ашеров

«Падение дома Ашеров» впервые увидело свет в 1839 году на страницах «Бартонскогожурнала для джентльменов». Классический вид оно приобрело спустя год, после переработки для сборника «Гротески и арабески». По своему жанру «Падение дома Ашеров» относится к готической новелле: небольшому по объёму литературному произведению с острым сюжетом и неожиданной развязкой, проходящим под знаком мрачной зловещей тайны. Повествование ведётся от лица автора-рассказчика – друга главного героя, больного маниакальной депрессией аристократа Родерика Ашера. Новелла открывается описанием местности, по которой едет автор, и его комментариями о чувствах, вызванных тем или иным видом (сразу скажем, что эти чувства сходны, меняется только их градация в сторону постоянного усиления душевной тяжести героя). Художественное пространство постепенно сжимается, увлекая читателя в бесконечный круговорот ужаса: окружающая дом Ашеров безотрадная и неприветливая местность сменяется заглядыванием автора в расположенное рядом с домом чёрное озеро, после чего героя затягивает внутрь древнее каменное строение, покрытое снаружи лишайником, плесенью и свисающими с карнизов клочьями паутины. Прежде чем зайти в дом автор отмечает, что сам воздух над замком и всей округой был особенным – «свинцово-серым», наполненным «едва различимыми, тлетворными таинственными испарениями». Классическая атрибутика готического романа встречает нас и внутри дома Ашеров, состоящего из «бесконечных тёмных запутанных переходов» и «готических сводов», ведущих в центр местного ужаса – комнату безумного аристократа Родерика Ашера. Последняя описывается как «высокая и просторная», но с «чёрным дубовым полом», «тёмными драпировками на стенах» и «узкими стрельчатыми окнами», сквозь витражи которых растекаются «красноватые отсветы дня». ◦Чёрный и красный цвет интерьера соседствует в новелле с «восковой», «мертвенной» бледностью» Родерика Ашера. Чёрный цвет – символ ночи, мрака, ужаса, смерти; красный – безумия, трагедии, крови, лихорадочно горящей жизни; белый – смерти, болезни, страдания (в данном контексте). Сочетание чёрного и красного цвета наталкивает на мысль о похоронах. Все выше перечисленные цвета характеризуются сильным энергетическим потенциалом и, соединяясь в рамках одного художественного пространства, свидетельствуют о его внутреннем энергетическом перенапряжении. Последнее, безусловно, присуще главного герою новеллы – Родерику Ашеру, поющему погребальные песни, рисующему мрачные картины и считающему себя единым целым с окружающей его обстановкой. Таинственная болезнь сестры Родерика Ашера – леди Мэдилейн, на деле оказывается ничем иным как летаргией: состоянием ужасным, но далёким от мистики. Чувствующий приближение конца рода Родерик Ашер в своих страхах тоже, как ни странно, опирается на реальные вещи: социально-историческую обстановку в США конца XVIII века (приобретение страной независимости и лишение социальной значимости древних аристократических родов), отсутствие в семье детей – продолжателей рода, неумение найти себе действенное занятие, которое отвлекало бы от мрачных мыслей о собственной никчёмности. Зная за леди Мэдилейнсклонность к летаргическим состояниям, Родерик отказывается погребать её по христианским канонам, но ничего не делает и для спасения сестры, когда понимает, что она пришла в себя в одном из подземелий замка. Появление «ожившей девушки» становится для Ашера живым воплощением его самого главного страха – страха перед страхом смерти и перед страхом жизни.

  • Очки

История создания

Новелла Эдгара По «Очки» была опубликована в 1844 г. в нью-йоркской газете «Dollar Newspaper». 35-летний писатель находится на пике творчества, но переживает тяжёлые финансовые времена и тревожится из-за болезни жены.

Литературное направление и жанр

Новеллу относят к жанру комических, юмористических произведений. Осмеянию подвергается внешний романтический антураж. Герой готов видеть прекрасное во всём, что его окружает. Он не носит очков, из-за этого видит мир как будто через розовые очки. Прежде всего, юноша любуется женской красотой и находит её в 82-летней старухе. Смутные очертания перед глазами слабовидящего рождают романтический образ красавицы, созданный воображением. Это своеобразное столкновение реальности и романтического мироощущения. Новелла написана от первого лица и рассказчиком является некий мистер Симпсон. Он достаточно симпатичный молодой человек, но его мучает близорукость. История с очками помогает Симпсону отказаться от модного, наносного. Главный герой до начала истории слишком много внимания уделяет своей внешности, которой очень доволен. Он действительно соответствует романтическому идеалу: «молод и красив», хорошо сложён, высок, с тёмными кудрявыми волосами, носом правильной формы, с большими серыми глазами. Очки или монокль герой потому и отвергает, что они в его модный идеал не вписываются, безобразят молодое лицо. Чопорное, ханжеское, старообразное выражение в очках или жеманность и фатоватость монокля разрушают романтический образ. Симпсон переходит к описанию событий, которые начались в театре. Он увидел в ложе прекрасную даму в сопровождении юной спутницы. «Неумолимые законы приличия» не позволяют ему ни приблизиться к ней, ни познакомиться с ней. Друг Толбот обещает представить героя даме и рассказывает, что это богатая вдова Лаланд, приехавшая из Парижа, Но Толбот внезапно уезжает. Симпсон хочет встретиться с возлюбленной, которой он поклонился в театре, а она кивнула ему утвердительно. Он много раз нарушает принятые в обществе номы: следит за каретой и узнаёт адрес возлюбленной, пишет страстное письмо с предложением руки и сердца, проникает в парк, чтобы побеседовать с возлюбленной. Во время объяснения Эжени призналась, что она несколько старше, и подарила юноше медальон с портретом, на котором было написано, что это Эжени в возрасте 27 лет. 21-летнего Симпсона не остановила разница в возрасте. Он провёл вечер сред гостей в особняке возлюбленной и услышал её пение, правда, из другой комнаты и «был лишён удовольствия смотреть на певицу». В откровенном разговоре Эжени согласилась венчаться прямо завтра, если её муж наденет подаренные ею очки. На следующую ночь, тайно обвенчавшись, супруги отправились в путешествие. Утром юноша, как обещал, надел очки и увидел, что его возлюбленная – старуха, да ещё и выяснил, что она – его прапрабабка. Эта история оказалась розыгрышем, который подстроили друг СимпсонаТолбот и старушка, чтобы проучить его, а лорнет она подарила в назидание, чтобы «добавить соли к насмешке». Развязка в новелле счастливая: герой женился на сосватанной ему юной спутнице прабабки парижанке Стефани Лаланд и стал наследником своей пожилой родственницы. Если в рассуждениях экспозиции герой намеревался доказать истину, что «лучшие и самые прочные из душевных цепей куются с одного взгляда», то финал как раз опровергает этот первоначальный тезис.

Впрочем, проблема героя в том, что первого взгляда не было из-за слабого зрения. Метафора «любовь с первого взгляда» разрушается. Слово «взгляд» приобретает прямое значение и становится понятным, что любовь требует взгляда пристального.

  • Золотой жук

Одно из самых популярных и читаемых ещё при жизни автора произведений Эдгара Аллана По было создано в два этапа: реалистические подробности в описании места действия «Золотого жука» были взяты из воспоминаний о военной службе писателя в форте Моултри в 1820-х годах; сама новелла была написана в июне 1843 года в качестве конкурсного произведения, получившего главный приз в 100 долларов в газете «Philadelphia Dollar Newspaper». Действие новеллы разворачивается в двух временных отрезках: много лет назад, холодным вечером октября 18… года, когда автор приходит в гости к Леграну и узнаёт о находке золотого жука, и спустя месяц, когда Легранпросит автора о помощи в поиске уготованного ему судьбой сокровища. Первоначальное впечатление от новеллы как от произведения, рассказывающего историю частного безумия, неожиданно сменяется приключенческой составляющей, когда автор поддаётся общей увлечённости в поиске сокровищ, и выходит на новый, детективный уровень в тот момент, когда Легран начинает объяснять автору логическую цепочку своих размышлений, приведшую его к сундуку с золотом. С детективным жанром «Золотого жука» роднит только общая идея раскрытия правды в финале истории. Собственно же детективом новелла не является, так как в ней нет ни факта преступления, ни разбросанных по ходу повествования зацепок. Первая часть произведения показывает происходящее в настоящем времени глазами автора, вторая часть объясняет логическую подоплёку и видение уже прошедших событий их двигателем – Вильямом Леграном. Сам Эдгар По называл «Золотой жук» «логической новеллой». Термин «детективный жанр» сформировался позднее и стал более узким понятием по отношению к ней. Наибольший интерес в «Золотом жуке» представляет художественный образ Вильяма Леграна, который, в глазах автора, проходит путь от восторженного безумца до тонкого аналитика, владеющего системой как математических расчётов (решение криптограммы), так и лингвистического анализа (сопоставление образов и слов английского языка). Помимо точных дисциплин в арсенале героя есть ещё и психологические инструменты, позволяющие проникнуть в суть пиратского замысла по составлению карты. Золотой жук, давший своё название новелле, выполняет в произведении скорее символическую, чем практическую функцию: он является предвестником найденного пиратского клада (золото – как символ богатства и чёрные пятнышки на спине – как пиратский символ черепа). Внешний вид выдуманного золотого жука был сложен автором из двух реальных насекомых, обитающих в месте действия новеллы: золотистое тело он получил от жука Усача или Дровосека (Cerambycidae), а тёмные пятна – от Щелкуна (Alaus oculatus). Мистическими свойствами золотого жука наделил недалёкий, суеверный негр Юпитер, выполняющий в новелле как роль реального помощника (готовка еды, покупка инструментов, передача письма автору и т.д.), так и путаника, мешающего своему хозяину заниматься поиском сокровищ (прямое желание огреть дубиной по голове, косвенная ошибка при определении правой и левой глазницы черепа). Дополнительный мистицизм вносит в новеллу и сам Вильям Легран, когда решает подшутить над автором и начинает поиск клада с классического для всех шарлатанов действия – верчения предмета (в данном случае, золотого жука) на шнурке.

Символы в новеллах По отсылают нас к разным системам, в зависимости от замысла автора. Здесь просвечиваются и религиозная система, и философская, и система суеверий и, наконец, система, конструируемая в пределах авторского текста.

Невероятные, жуткие новеллы Эдгара По покорили весь мир.