Почти в самом конце царствования Елизаветы Петровны закончилась карьера канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Погорел он на том, что раньше времени поставил на новую даму, а старая, серьезно заболевшая, вдруг взяла и выздоровела.
Рассказывают, что при аресте канцлер
«улыбался сардонически»
Мол, ищите, ищите, вряд ли что-то найдете. И на самом деле искать было нечего, потому что канцлер все, что было надо, благополучно сжег, чем спас будущую Екатерину II.
И вот после того, как канцлера арестовали, один следователь написал другому, что теперь ищут причину – чтобы объяснить, за что же все-таки арестовали.
Интересно, что незадолго до ареста, сам Бестужев-Рюмин сгубил одного придворного, донеся, что тот при поднятии тостов в честь Елизаветы Петровны не пьет за ее здоровье бокал до дна. Значит, не желает императрице здравия, а это – преступление хуже некуда.
Так вот, даже такой ерунды, в качестве повода накопать на Бестужева не смогли. Недаром он столько лет оставался на высших постах у трона и один раз спасся от плахи. Но в ссылку его все равно отправили.
В манифесте Елизаветы Петровны по этому поводу написали просто:
Лишается чинов и отправляется в ссылку по той простой причине, что императрица никому кроме Бога давать отчета в своих действиях не обязана. И раз она наложила опалу на отправленного в отставку канцлера, то это яснее ясного говорит о том, что
«преступления его велики и наказания достойны»
Поэтому в ссылку его. Хорошо, хоть в свои деревни, а не куда-нибудь на Камчатку.
--------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.