Найти тему
Tsetetsete_анимация

Одно из самых мистических и загадочных аниме о посмертии

Альянс серокрылых / Союз Серокрылых / Пепельнокрылый Союз / Haibane Renmei (13 серий)

фэнтези, повседневность, драма

*

Аниме, в котором небольшая, камерная вселенная производит впечатление подлинности. Без лоска, яркости необычные элементы вроде нимбов и крыльев соседствуют с чем-то простым и повседневным: уборкой и работой, дружбой и разочарованиями.

Сериал построен таким образом, что сверхъестественная тематика не теряется за рутинной, мир серокрылых с его естественными и приглушёнными тонами воспринимается как необычный, мифологический. Но при этом не следует и очередного экскурса в скрытую от глаз сторону бытия.

Девушки, живущие в Старом доме (ветхом и полном множества забытых мест), находят в одной из комнат кокон, и в ту же минуту невероятно оживляются. Суета, беготня - как предвкушение чуда. Девушки - Рэки, Нэму, Кана, Хикари, Куу - обладают нимбами и небольшими серыми крыльями. Все говорит о том, что должно произойти что-то необычное.

-2

Вскоре из кокона рождается ещё одна, такая же, как они. Последнее что помнит их новая сестра - бесконечное падение в окружении чёрных ворон. Всех серокрылых нарекают по последнему воспоминанию, поэтому она получает имя Ракка - "Падающая").

Ракка окружена заботой, пока у неё режутся крылья и пока куётся её нимб. С крыльев нужно стирать сукровицу, а нимб сперва держится на веревочке, а затем к нему смешно магнитятся непослушные волосы. А ещё его нужно мыть под краном, а то ведь пачкается.

Ракка
Ракка

Происходящее похоже на тихую мелодию без слов: приятная и спокойная, как журчание горного ручейка. Ракка смотрит по сторонам и постепенно узнаёт мир, в котором оказалась. Это город Гли, населённый в основном обычными людьми окружённый стеной, к которой серокрылым запрещено подходить. Стена оберегает серокрылых от чего-то, что скрывается во внешнем мире.

Дольше всех здесь живут Рэки и Нэму, но и они многого не знают. История мира содержится в книге, которая раскрошилась и разобрать можно только самое начало.

Рэки заботится о младокрылых (совсем маленьких серокрылых занесённых в этот мир) и, несмотря на строгость, всегда приглядывает за Раккой. Она - та, кто обнаружила кокон, и беспокойство о других позволяет забыть о собственных проблемах.

Рэки
Рэки

Мир во многом выстраивается через символы, понимание которых приходит постепенно: ладони – как крылья, пальцы – перья. Знаки на Скрижалях и в Каменной Книге изображают жесты рук. Все серокрылые посещают храм, в котором должны хранить молчание, а общаться (жестами) могут только с Переговорщиком. Движения крыльев и звон колокольчиков - всё, что у них есть при соприкосновении с неведомым.

В первые дни Ракка, не зная чего она, собственно, хочет, знакомится с занятиями своих новых подруг. Булочная, часовая мастерская, библиотека...

И тут можно увидеть стать свидетелями весьма неожиданного вплетения символов в повседневные реалии. Например, использовать форму для нимбов, чтобы показать, как печь бублики. С одной стороны - возмутительно, с другой стороны - отсутствие злого умысла не даёт причин для настоящего осуждения.

Хикари
Хикари

Грубоватая манера общения и беспечный характер остаётся грубоватыми и беспечными, несмотря на наличие нимба и крыльев.

Часы в этом сериале становятся символом неизбежно утекающего времени, невозможности удержать его. Одновременно, часовая башня и звон колокола - нечто вечное и незыблемое. Звон колокола позволяет найти дорогу из леса, а орехи-колокольчики звонят из года в год на зимнем празднике.

Кана
Кана

Библиотека - место, где хранятся знания, и в то же время свидетельство их ограниченности. Знать правду о мире, можно только если наблюдать или реконструировать его рождение. Остальным же остаётся довольствоваться чудом уцелевшими словами из очень старой книги.

В момент, когда мир родился, не было ничего кроме чёрного тумана, который зовётся пустотой.
Потом появился бог.
Бог сделал так, чтобы всё озарилось светом...
...чтобы пустота засияла...
Возникло солнце.
Нэму
Нэму

Ещё одна особенность этого мира - только птицы могут покидать стены города и возвращаться. Считается, что они приносят утерянные вещи. Однако со временем выясняется, что приходит день - и серокрылые, несмотря на декоративные крылья, могут отчасти уподобиться птицам.

Они взмывают в небо и в потоке света улетают за стену. Правда, в отличие от птиц они не возвращаются.

Куу всегда переживала, что она самая младшая в их группе и всегда старалась уподобиться взрослым - одеждой, повадками. Однако однажды для неё настал час повзрослеть.

Куу
Куу

Повседневность здесь - река, в которой так или иначе плывёт или плещется каждый. У каждого свой срок существования в ней. Иногда конкретные поступки становятся символами взросления (отдать куртку не подходящего взросления), иногда поступки - лишь намерение что-то изменить, не изменяя в себе главного (выбор комнаты и даже забота о других).

В таких случаях - впереди ещё долгий путь, который ещё только предстоит пройти.

-9

Когда определённого прошлого нет, его пытаются представить. Так возникает смелая и немного вздорная мысль сочинить историю мира. Не фальсифицировать, потому что на момент написания всё знают, что это - всего лишь выдумка, а именно - рассказать, каким могло бы быть неизвестное прошлое и проиллюстрировать его.

Творчество Ракки и Нэму не объясняет всего, но даёт пишу для новых размышлений.

А ещё её редко упоминают, поэтому приведу её тут (Бог с маленькой буквы, потому что это локальная легенда).

Бог взял в руку нимб и воздел его над головой и появилось солнце.
Воздел посох и разделил пустоту надвое: одна половина стала небом, вторая – сушей.
Дрогнула рука бога, и появилась горы и долины.
И бог сказал: "Я совершил ошибку, но всё равно вышло неплохо".

Кому как, а такая идея признающего ошибки высшего существа весьма оригинальна и забавна.

Бог украсил сушу рисунками, и из них появились трава и деревья, птицы и звери.
Затем вообразил бог существ по образу своему и подобию.
Но существа эти оказались так похожи на бога, что он признал их ошибкой.
И окрасил их крылья в серый цвет. Проделал в нимбах дыры, нарек существ серокрылыми и спрятал их в своей голове.

А это уже немного другой образ творца. Творца, играющего в игрушки и отбрасывающего те, которые пришлись ему не по вкусу.

осле он создал людей, у которых не было ни крыльев, ни нимбов.
Результат ему понравился, и довольный бог сам того не желая задремал.
Тогда серокрылые сумели избежать верной гибели и вырвались на свободу.
Когда бог проснулся, они уже парили в небесах.
И решил бог благодушно не исправлять свою ошибку и оставил серокрылых и их крошечный мир как есть.
Вот почему по сей день Город Гли невесомо парит там, где нет ни суши, ни моря".

На этом, собственно, история мира в интерпретации главных героинь прерывается: бог предоставляет серокрылых самим себе, отныне они сами несут ответственность за себя и за тех, кто рядом с ними.

Интересно, что бы подумали о такой версии местные священнослужители?..

-10

Сюжет, первоначально вращавшийся вокруг мироустройства и круга забот той или иной героини, обретает некоторую линейность в том, что касается Ракки и Рэки.

Ракка, изначально безгрешная, сталкивается с душевными противоречиями, которые накладывают отпечаток на её сердце и пепельные крылья. Её попытки найти своё место в мире всегда связаны с другими людьми, и в конце концов, связи, которые долгое время приносили ей радость, становятся источником её печали.

Поэтому спасение к ней приходит в открытии самой себя. В нахождении того, что всегда (пусть и незримо) сопровождало её. Как будто птицы, которые приносят забытые вещи.

Рэки же, отмеченная грехом в связи с чем-то, что произошло до её рождения как серокрылой, проживает день за днём, зная, что выхода нет, но в глубине сердца храня надежду его найти. Смирение себя, беспрестанная забота о других - это и искренняя потребность, и личный интерес.

По большей части "Альянс" - проговаривание слов, лежащих на дне сердца. Лишь Рэка осмеливается кричать - причём не те слова, которые открывают её чувства, а те, которые хорошо бы объяснили её нынешнее положение.

Её спасение - не узнать себя, а попросить других о помощи.

-11

В конечном счёте, каждому предстоит сделать что-то трудное для него. День проходит за днём, и рано или поздно каждый серокрылый ощущает, что внутри него что-то меняется. Или же - теряет право быть серокрылым и всё равно становится кем-то иным.

В любом случае, несмотря на всю незыблемость часовой башни с колоколом, время - скоротечно. Однако мир города Гли и серокрылых не кажется одиноким и печальным. Что-то приходит и уходит, жизнь всё равно продолжается.

Ну, и самое главное - никто здесь не одинок и не потерян.

-12

В целом же, некоторый минимализм исполнения вызывает к жизни невероятное множество толкований. Можно как вникать во все тонкости и ломать голову над бесчисленными загадками, так и не вникать и не ломать, а просто получать удовольствие от просмотра и вызванных им эмоций.

Самое важное, пожалуй, то, что вопросы задаются здесь правильные, а ответы на них можно искать, как в сериале, так и в реальности.

Ссылки на несколько вдумчивых обзор, а то в последнее время только про новинки пишу: Лес русалок ; Двенадцать королевств ; Время Евы ; Звёздный герб ;

*

Есть что сказать про Альянс?