Их уважали и боялись, к ним ходили за советом и помощью — излечиться от болезни или же наслать её на врага. Ведьмам приписывались самые разные навыки: полеты на метле, обращение людей в вурдалаков, управление погодой, урожаем, мыслями простых смертных. Ведьм обвиняли в краже младенцев и совращении мужчин. Тех, кого могли счесть ведьмой (а в Средние века к этому приводили и необычные родинки, и рыжие волосы), нередко изгоняли и даже жгли на кострах. Ужасы Святой инквизиции и охота на Салемских ведьм до сих пор будоражат умы художников и режиссеров.
До начала эпохи Возрождения, современный образ ведьмы не был сформирован. В этой эпохе появился один человек, который больше чем кто бы то ни было сделал для формирования современного образа ведьм - немецкий художник и гравер Альбрехт Дюрер.
У Дюрера есть две весьма выразительные гравюры, о которых можно сказать, что именно благодаря им создался двойной стереотип, навсегда определивший внешность ведьм.
С одной стороны, ведьма может быть такой, какой она изображена на гравюре «Четыре ведьмы», созданной живописцем в 1497 году: молодой и настолько изящной, что ее физические прелести способны увлекать мужчин.
С другой стороны, ведьма может быть такой, как на гравюре, созданной Дюрером в 1500 году, — «Ведьма, скачущая задом наперед на козле»: старой и отвратительной.
Пример образа ведьмы второго типа можно увидеть на чрезвычайно интересной гравюре, созданной итальянским живописцем в 1520 году и известной как «Lo Stregozzo» (Шествие ведьмы).
На этой гравюре изображена скачущая на причудливом и ужасном скелете злобная колдунья с открытым ртом, с развевающимися по ветру волосами и иссохшей, обвисшей грудью, обхватившая руками дымящуюся кастрюлю (или котелок). Она правой рукой выхватывает за голову из кучи детей, сваленных у ее ног, одного из младенцев.
В 1565 году Брейгель впервые изображает котел на огне. С тех пор ведьма и котел неразлучны. Этот образ закрепили в своих картинах Давид Тенирс-младший, Франс Франкен-младший и Корнелис Сафтлевен. Последний считается едва ли не самым плодовитым специалистом по нечистой силе в голландской живописи.
К XVIII веку ведьмы перестали восприниматься как угроза обществу. Вместо этого они стали рассматриваться как суеверные фантазии крестьян. Тем не менее, это не помешало великим художникам, таким как Гойя, изображать на своих картинах ведьм.
Офорты Гойя до сих пор считаются одними из самых выразительных изображений колдуний, которые когда-либо были созданы. Офорт 68 из серии «Los Caprichos» особенно запоминающийся: высохшая ведьма учит привлекательную молодую колдунью летать на метле. Обе ведьмы обнажены и офорт, конечно, подразумевает, что это что-то непристойное: по-испански «volar» (летать) имеет сленговое значение «испытывать оргазм».
Нередко изображался и шабаш ведьм
Шабаш ведьм происходит один раз в год, в Вальпургиеву ночь. В ночь с 30 апреля на 1 мая отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским временам, одно из его названий — Бельтайн. В Европе было принято отмечать его разжиганием костров, на которых иногда ритуально горели чучела ведьм.
Во время шабаша ведьмы слетались на метлах и ступах к горе, традиционно являвшейся главным местом их сбора в регионе: Лысая гора у славян, гора Блокен у германцев, гора Блокула в Швеции и т. д. На шабаш являлся и сам Сатана — колдуньи докладывали ему о совершенных ими деяниях, кружились в магических плясках, пили вино из коровьих копыт и лошадиных черепов. Потусторонний праздник нередко заканчивался оргией, а на рассвете ведьмы возвращались домой.
Изображение ведьм в 19-20 веках:
Подписывайтесь на канал - тут интересно!