Найти тему
Капитан A320

Cost index в авиации. Что за зверь такой?

Мы уже разобрались, что полеты это дорогое удовольствие. И главные траты - это не всегда керосин. Можно разбить стоимость летного часа на две группы: 1. лизинговые платежи за самолет, зарплата экипажей (а основная ее часть - это оплата за часы налета), расходы на обслуживание самолетов (а обслуживание происходит в зависимости от налета) и т. д. и 2. стоимость керосина. Для сокращения расходов по первой части выгодно летать максимально быстро - сокращаем время в пути из точки А в точку В и получаем прямую экономию на зарплате, за месяц успеваем сделать больше рейсов - на каждый рейс придется меньшая доля лизингового платежа, между периодическими обслуживаниями успеваем сделать больше рейсов. Для экономии по второй части (стоимость керосина) выгоднее летать медленнее. Тут прямая аналогия с автомобилем - на скорости 90 км/ч расход топлива значительно ниже, чем на скорости 150 км/ч. Цифры скорости и расхода для самолета, конечно, другие, но принцип тот же. Казалось бы, можно раз и навсегда вывести некий оптимум, но нет. Зарплаты экипажей в разных АК могут отличаться в разы, лизинговые платежи могут отличаться в разы, да и цены на керосин в разных аэропортах могут отличаться весьма значительно. То есть производитель самолета дать универсальную рекомендацию просто не может.

Зарплата экипажа...(фото из открытых источников)
Зарплата экипажа...(фото из открытых источников)

Для наглядности возьмем пример. Представьте два аэропорта А и В, расстояние между ними примерно соответствует максимальной дальности полета нашего самолета, то есть взять топливо на обратный путь не выйдет, нужна дозаправка. А вот топливо в аэропорту А стоит в несколько раз дороже, чем в аэропорту В. Как можно в этом случае поэкономить? Да просто: в аэропорту А заправляемся по минимуму и летим помедленнее, то есть экономим дорогой керосин - при этом тратим больше денег на расходы по первой части. А в аэропорту В можно заправиться побольше и лететь побыстрее, то есть сжечь больше топлива, но зато сэкономить на первой части расходов. Но и расстояние между этими условными аэропортами всегда разное и цены на керосин разные, как решить что выгоднее в конкретном рейсе? Вот поэтому и появилось такое понятие, как cost index. По сути это отношение затрат на топливо к прочим затратам АК. Для самолетов А320 это число от 1 до 100. Cost index вводится в бортовой компьютер самолета перед вылетом и он, исходя из введенного значения, вычисляет оптимальные скорости и режимы двигателей. Низкий cost index применяется при дорогом керосине - самолет будет экономить топливо, при высоком cost index все наоборот, мы полетим максимально быстро. Само значение cost index вычисляется заумными программами на основании многих факторов и выдается пилотам в уже готовом виде в OFP - плане полета. При маленьких значениях cost index мы получим максимально крутую траекторию набора высоты (самолет будет набирать высоту на меньшей скорости, зато круче - это выгоднее), минимальную скорость на эшелоне и достаточно пологое снижение на небольшой скорости. При больших - наоборот: пологий набор на высокой скорости, максимально возможную скорость и крутое снижение на высокой скорости.

"Овес нынче дорог" (фото из открытых источников)
"Овес нынче дорог" (фото из открытых источников)

Проведем эксперимент: при подготовке к вылету в Екатеринбург из Москвы укажем сначала cost index равный 1, а затем 99. Все остальное будет совпадать. Вот что получилось:

Cost index 1. Расход топлива 4,7 тонн, время в пути 02 часа 01 минута, крейсерская скорость 0,75М, скорость на снижении 0,74М. Набор крейсерского эшелона 20 минут.

Cost index 99. Расход топлива - 5 тонн, время в пути - 01 час 50 минут, крейсерская скорость - 0,8М, скорость на снижении 0,8М. Набор крейсерского эшелона 24 минуты.

Cost index в одной картинке (фото из открытых источников)
Cost index в одной картинке (фото из открытых источников)

Как видите разница в 11 минут и 300 килограмм топлива. Вроде бы ерунда? Всего-то 9% полетного времени или 6% расхода топлива... А если пересчитать эти цифры не на один рейс, а на год? Да на парк самолетов штук в 100?