Найти тему
Секреты Старого Китая

Заметки о хождении или еще раз о здоровье и ушу, даосизме и буддизме, и немного - о живописи

НиХао! :)

О Хождении заметим немного…

Под хождением мы подразумеваем не только конкретно практику Хождения (цзоу цюань) из #багуачжан, а в принципе любой вид пешего хождения на любые, средние и дальние, дистанции.

В принципе, о полезности прогулочной пешей ходьбе - известно каждому терапевту. Кроме того, в мире известно такое понятие как walk-and-talk терапия или «гулять и говорить», поскольку легко и естественно получается разговаривать и делиться своими переживаниями во время прогулок. Также терапии такого рода подразумевает проведение назначенных сессий при любой погоде. Иные же доктора могут "выписать" своему пациенту «завести собаку», которую как известно необходимо каждый день выгуливать на природе. Таким образом пациент вольно или невольно регулярно совершает пешую прогулочку на свежем воздухе.

Несомненно длительная и средняя ходьба включает и активирует сразу несколько систем жизнедеятельности человека. Постоянная физическая нагрузка запускает движение крови и лимфы, что в свою очередь запускает и тренирует Сердечно Сосудистую Систему (ССС). Причём в «мягком» режиме в отличии от бега, т.е. без «отдышек» и крайних точек нагрузки. Также такие прогулки благотворно действует на Центральную Нервную Систему (ЦНС). Кроме того включается и усиливается работа лёгочной системы.

-2

Вот почему желательно ходить не просто в красивых местах, а парках с большим количеством хвойных деревьев, содержащий фитонциды, такие как пихта, сосна, эвкалипты, дуб, ель и т.д. Таким образом простая прогулочка может служить и служит мощным терапевтическим и восстанавливающем действием сразу на нескольких уровнях. Здесь можно вспомнить разные традиции в которых также используется длительное хождение.

-3

В даосизме издревле известна такая практики как «облачное странствие» или «плавание по облакам» (云游 юнь ю). Данная практика исходит из глубокой древности и является особым видом путешествий. Многие великие подвижники, поэты и художники, пускались в облачные странствия, чтобы найти вдохновения, побыть в уединении в местах, где до них «проживали бессмертные» и напитаться атмосферой этих мест.

Иные уходили в священные горы в поисках Учителя….

-4

По прошествии многих столетий, сложилась особая «карта» маршрутов и возник жанр в живописи и прозе, известный как «Горы и Воды» (山水画шаньшуй). Многие такие места считают «обетованными землями и пещерными небесами» (дунтянь фуди), которые занесены в древние даосские списки. Всё это хождение имеет и ещё один корень - это даосское понятие «безмятежное странствие» (逍遙 сяояо).

-5

Впервые данное определение мы находим у Чжуан-цзы. Один из комментатор книги Чжуан-цзы Го Сян, живший в конце III в. н.э., приравнивал "беззаботное скитание" (сяо яо) к "обретению себя" (цзы-дэ), в котором все люди независимо от их способностей, возможностей и жизненного опыта совершенно равны. По Го Сяну, радости гигантской птицы ничуть не хуже и не лучше радостей мелкой пташки.

-6

Все же надо признать, что для самого Чжуан-цзы "беззаботное скитание" означало интуитивное открытие, если угодно, "узрение" – беспредельного поля опыта в творческой игре жизни; открытие, составляющее существо Великого Пути как реальности, предвосхищающей все сущее, предоставляющей каждой вещи свободу быть.

Неизбежная же ограниченность любого кругозора есть повод для иронии – неизгладимой в писаниях Чжуан-цзы. В ряде сюжетов этой главы уточняются особенности проявления "беззаботного скитания" в жизни людей: идеал Чжуан-цзы соотносится с отказом от внешних атрибутов власти и с "грандиозной бесполезностью" вещей. Что соответствует даосскому уровню святости, когда адепт его постигающий находится в состоянии «вольно-странствующего духа не имеющего преграды», которое на внешнем уровне проявляется как странствия даосского подвижника по горам и святым местам. Хотя некоторые специалисты указывают на сяояо как на определённый уровень в даосской психофизический практике по выплавленною эликсира (дань 丹 ) бессмертия.

-7

Хождение также известно и в буддийской школе Чань ( 禪佛教 чань фо цзяо). Во время данной практики осуществляется хождение при котором «сознание идёт не зная куда», тренируя таким образом медитативное состояние свободы от клеш ума и свободно воспринимающего действительность «как она есть» (таковость или санскр. «татхата»).

-8

Да и в местных христианских традициях известна такая практика как длительный «крёстных ход», при котором группа людей на протяжении длительного времени, а это может быть и неделя и месяц, каждый день преодолевает десятки километров в день. Известны множества случаев физического и духовного (психологического) выздоровления во время такой практики.

Всё это происходит потому, что регулярная практика хождения действует многопланово сразу на нескольких уровнях:

  • физическом (физическая функциональность, ССС, ЦНС, лёгочная система и т.д.),
  • внутреннем (ум, сознание, эмоциональное восприятие и т.д.).

В багуачжан такое Хождение также является основной внутренней практикой #нейгун (內功), правда с очень и очень своеобразной спецификой, о которой кратко не сказать, поэтому читайте специальную статью на эту тему «О ПРЕИМУЩЕСТВЕ ХОЖДЕНИЯ (ПО КРУГУ) В БАГУА ЧЖАН». Кроме того в прикладном применении #саньшоу (散手) багуачжан (八卦掌) перемещаются шагом и даже бегом, а не прыжками, «челноком» или иным образом. Хотя конечно есть много и иных способов перемещений в #ушу.

-9

Таким образом простая практика Хождения, как и в какой интерпретации её не рассматривать, является весьма полезной для Жизни человека. И кстати говоря Хождение ещё интересно, ведь ходить можно по разным красивым местам, маршруты можно менять как и само время практики.

Так, что ходите…ходите на здоровье!

История Буддизма
0