Задумался тут – а что там у нас с жанром фентези происходит? Феноменальный успех Игры Престолов значительно поднял интерес аудитории к данному жанру. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и поэтому, когда ставший культовым сериал от HBO явил миру свой спорный финал, прочие стриминговые гиганты выдвинули свои претензии на то, чтобы занять освободившийся рейтинговый трон.
Первым попытался выстрелить Netflix, выпустив в конце прошлого года сериал «Ведьмак». Глядя на довольно высокие рейтинги и поднятый хайп в медиапространстве, можно заключить, что выстрелить у «Ведьмака» получилось. А вот попытка стать новым флагманом жанра оказалась уже не столь успешной. Впрочем, у «Игры Престолов» тоже не с первого сезона получилось стать тем, чем она в итоге стала, так что тут у создателей еще есть время. Кстати, тема «Ведьмака» требует отдельного обсуждения, чем я обязательно займусь в другой раз.
Следующий ход намерена сделать Amazon, купившая права на «Властелина Колец». На производство сериала по данной вселенной компания собирается потратить 1 миллиард (!) долларов. Только вдумайтесь в эти неимоверные цифры! Для ТВ-формата это поистине астрономическая сумма. И это не считая тех 250 миллионов, которые Amazon пришлось отслюнявить непосредственно за права. Так что чертовски интересно увидеть, что же у них получится в итоге, с таким-то бюджетом. Выйдет все это великолепие не раньше 2021 года.
HBO тоже не планирует расставаться со вселенной Игры Престолов, и готовит приквел про Таргариенов. Можно не сомневаться, что этому проекту достанется и большой бюджет, и громкие имена, и высокий интерес публики.
Ну а пока серьезные ребята играют мускулами, меряются причиндалами и обещают всем навалять💪, образовавшуюся фентезийную лакуну робко пытаются заполнить проекты поскромнее. И на этой ниве особенно выделяется Netflix, который ежегодно вываливает огромное количество контента на любой вкус и цвет (про качество пока не говорим). В целом такой подход работает, потому что тоска по хорошему фентези со временем становится так велика, что любой фильм или сериал, где есть замки, рыцари, колдуны, эльфы и всякие магические штуки, автоматически заносится в очередь на просмотр.
Например, именно так я и попался под воздействие довольно паршивенького сериала «Письмо Королю», который вышел в этом году. Да, все так и есть – я просто-напросто купился на вступление с зелеными пейзажами, гигантской средневековой армей и изображением старинной политической карты с рассказом о политической обстановке. И несмотря на то, что данный сериал от серии к серии становился только хуже, я все равно его досмотрел. А все потому, что дефицитный продукт.
Следующей попыткой у Netflix стал сериал «Проклятая» (Cursed). На нем остановлюсь чуть подробнее.
«Проклятая» – очередная попытка использовать в качестве сеттинга небезызвестную легенду о короле Артуре. Знакомые имена здесь встречаются регулярно: Мерлин, Моргана, Ланселот, Утер Пендрагон, Гавейн Зеленый Рыцарь и, собственно, сам Артур. Кстати, роль последнего в сериале настолько второстепенная, что о его существовании забываешь, едва он только покидает кадр. А главным действующим лицом – той самой «проклятой» – оказывается девушка по имени Нимуэ, будущая Владычица Озера из того же цикла легенд.
Сюжет сериала не является пересказом уже известных историй – авторы очень вольно обходятся с изначальным материалом, намеренно уводя повествование в сторону от любых аутентичных сюжетных поворотов. Так что единственное, что местный сценарий сохранил, так это базовые функции главных действующих лиц, но при этом использовал в несовершенной форме, оставив всю интригу на будущие сезоны. То есть во время просмотра первого сезона сохраняется четкое ощущение, что каждый из этих героев находится в самом начале своего пути. Мерлин – знаменитый маг и королевский советник – уставший от жизни и спившийся пройдоха, который давно лишился своих магических сил, и теперь ему предстоит вернуть былое могущество. Нимуэ – молодая и неопытная девушка, которая не умеет контролировать свои способности. Артур – нищий наемник, мечтающий доказать знатной родне, что он чего-то стоит. В общем, суть вы поняли.
Итак, сюжет. Повествует он о народе фейри – племенах необычных существ, которые живут на Британских островах, но вынуждены тесниться под напором людей и жить в лесах и чащах. Отношения между двумя народами и так были не сахар, а тут еще и науськиваемый церковью Орден Красных Паладинов объявил фейри священную войну с целью истребить их. В конце концов религиозные фанатики добрались и до деревни, где выросла Нимуэ. Это трагическое событие стало отличным полигоном для демонстрации своих необычайно смертоносных способностей. Вдобавок умирающая мать повелела передать магический меч некоему Мерлину. Лишенная дома и скованная обещанием исполнить последнее желание матери, Нимуэ отправляется в опасное путешествие. Благодаря своим способностям она быстро обретет зловещую репутацию, из-за чего по пятам ее будут преследовать Красные Паладины.
Интересно, как по-вашему? На мой взгляд – вполне. В том, что касается непосредственно сценария, то здесь у «Проклятой» все более-менее неплохо. Следить за развитием событий действительно интересно, в этом аспекте создатели сериала в целом молодцы. Впрочем, у этого есть объяснение – сериал является экранизацией одноименной книги Фрэнка Миллера, написанной в соавторстве с Томом Уилером. Про второго сказать ничего не могу, а вот первый есть тот самый создатель серии комиксов «Город Грехов», по которым в свое время Роберт Родригес снял один из лучших своих фильмов. Миллер участвовал в написании сценария к «Проклятой», так что неудивительно, что эта составляющая сериала является самой сильной.
Проблемы, к сожалению, в исполнении.
По сути, история – единственное, что по-настоящему удерживает зрителя у экрана. Еще неплохо удались некоторые декорации, грим и общий визуальный стиль. Понравились стильные графические переходы между сценами, придающие не только оригинальность визуалу, но и нарративную динамику. Что касается спецэффектов, то они выглядят вполне профессионально, соответственно своему явно не заоблачному бюджету.
А вот что получилось плохо, так это режиссура. По ходу просмотра обнаруживаешь множество моментов, в которых «тут не дожали, здесь недотянули, там не докрутили». Нередко сцены по замыслу должны были выглядеть в разы драматичнее и эффектнее, а на деле оказывались исполненными на уровне любительских инсталляций юных ролевиков. Иными словами, смотрятся они скучными, робкими и неуклюжими. Впрочем, это не касается сцен, в которых принимал участие исполнивший роль Мерлина Густав Скарсгаард (Флоки из «Викингов»). Разве что его финальному мощному перформансу не хватило размаха и масштабности, и причиной тому, очевидно, стала банальная нехватка бюджета.
Ну, и раз уж я затронул вопрос кастинга, значит, пришло время переходить к следующему существенному недостатку сериала. Речь пойдет о полнейшем мискасте на роль титульной героини. Я искренне недоумеваю, как можно было взять на роль Нимуэ данную актрису. Сразу говорю, что ничего не имею против Кэтрин Лэнгфорд! Например, со своей небольшой ролью в фильме «Достать ножи» она справилась как надо. Другой сериал с ее участием – «13 причин почему» – я пока не смотрел, так что в принципе ничего плохого о ней думать не могу. А проблема вот в чем. Судя по всему, директора по кастингу (не удалось найти его или ее имя) больше занимал вопрос расового разнообразия, нежели соответствия актеров сценарию. Таким образом, взяв Кэтрин на роль, он натурально подставил несчастную актрису, чье присутствие в кадре создавало диссонанс между ней и воплощаемым ею образом.
Объясню, в чем суть моей претензии. Мы уже выяснили, что под «проклятой» в сериале подразумевается главная героиня, Нимуэ. Такое нелестное прозвище дали ей сами авторы, наделив девушку необычайными способностями и тяжелой судьбой. Отец ее не любил, сверстники гнобили, старейшины тоже относились с ярко выраженным презрением, так что ожидать хоть какой-то эмпатии она могла лишь от матери. В общем, по всем признакам детство у девочки получилось не сахар, и взросление для нее стало самым настоящим испытанием. По крайней мере, нам так говорит сценарий. Но, глядя на эту розовую щекастую мордашку, никак не возникает ощущения, что перед нами закаленная в невзгодах особа. Скорее наоборот, кажется, что самое тяжелое испытание в жизни этой девушки – это поездка в гости к бабушке, где ей приходилось сражаться против диктатуры хозяйки стола, насильно желавшей скормить внучке все запасы свежеиспеченных пирожков. Это ощущение усиливается в момент, когда в одном из флешбэков Нимуэ предстает перед нами в подростковом возрасте. Подобранная на роль Нимуэ-подростка актриса выглядит настолько истерзанной окружавшей ее несправедливостью, преисполненной боли и внутренней истерики, что возвращение повествования к милой и лучезарной Нимуэ-Лэнгфорд вызывает только удивление. После такого верить в происходящее становится сложно.
Хотя… Возможно это я просто придираюсь, и на самом деле ошибка в кастинге была допущена совсем в другом. Если бы на роль во флешбэке взяли какую-нибудь другую, менее талантливую актрису, то мыслей о генеральном мискасте и вовсе могло бы не возникнуть. Но кто ж ожидал, что та девочка так прекрасно исполнит свою роль и тем самым испортит весь сериал.
Что касается остального каста, то про Густава Скарсгаарда я уже упоминал – он украшение данного шоу и выступает исключительно хорошо. Прочие актеры тоже справляются неплохо и каждый из них находится более-менее на своем месте. При условии, что вы не будете задаваться вопросами в духе: «Насколько каноничен чернокожий Артур?».
А еще было очень приятно увидеть в «Проклятой» Полли Уокер – исполнительницу роли Аттии в прекраснейшем сериале «Рим». Беспринципные стервы в ее исполнении получаются весьма запоминающиеся.
Что еще можно сказать про сериал? Сюжет в нем хоть и является самой сильной стороной, поскольку за ним интересно следить до самого конца, но вот сеттинг в некоторых аспектах раскрывается довольно странно. К примеру, в мире «Проклятой» уже слышали о Крестовых Походах, которые, как мы знаем, начались в 11 веке, то есть события разворачиваются не раньше этого времени. А вот Король Артур, по преданиям, жил примерно в 5 веке, то есть на 500-600 лет раньше описываемых событий. При этом в показанной нами Британии еще сохранились следы, оставшиеся от Римской Империи, хотя к 12 веку они все должны были оказаться глубоко под землей. Вот вам наглядная демонстрация, насколько вольно обошлись авторы с первоисточником. Как к этому относиться, решайте сами, но на мой взгляд попытки вписать лор сериала в реальный исторический контекст получились не слишком удачными.
Какой же, собственно, вердикт стоит вынести этому сериалу? Я скажу так. Если вы соскучились по интересному фентези, то смело смотрите и получайте удовольствие. Если же вы соскучились по интересному фентези уровня «Игры Престолов», то… лучше скучайте дальше.