Собственникам маркетплейсов (например, таких, в том числе, как Google Play и App Store) могут абсолютно законно запретить порочную внутреннюю политику, приводящую к антимонопольным нарушениям и дискриминации партнёров по бизнесу, коими и являются разработчики ПО.
Рассудив по философски здраво и применив обычную логику, российский парламентарии 1 сентября 2020 года внесли в Государственной думе РФ на рассмотрение один законопроект.
Суть его заключается в том, чтобы регулировать деятельность маркетплейсов: в частности, лишить компании, использующие магазины приложений, в том числе Google и Apple, половины их прибыли за счёт снижения комиссии для разработчиков, а также всех дополнительных ежеквартальных выплат.
Также, одно из положений законопроекта предполагает, что владельцы маркетплейсов будут обязаны пользователям разрешить устанавливать на свои устройства магазины приложений от других компаний.
О логике:
Разберём пример. Вы – например, Apple. У вас есть App Store. Вы вложили деньги в создание:
- Устройств (iMac, iPhone, iPad);
- Операционной системы (iOs);
- И, конечно, в свой венец творения – App Store.
Конечно, Вы продолжаете поддерживать и развитие устройств, и операционной системы. В App Store, для расширения возможностей в части ПО, приглашаете сторонних разработчиков. Создаёте корпоративную внутреннюю политику, которая гласит – со всех покупок ПО и отчислений внутри приложений потом – сбор 30% в Вашу пользу.
Но тут находятся разработчики, которые говорят: это слишком много. Что Вы им отвечаете? Конечно – смотрите нашу политику: когда подписывали соглашение о размещении своих продуктов, никто же не возражал? И блокируете несогласных.
И тут – кармическая реакция, — государство Вам говорит: «Вы создали свою среду и свою политику. Конечно, это Ваше дело. Но, видите ли, Вы находитесь в правовом поле государств – и у них, только представьте себе – тоже есть своя политика! И антимонопольные службы тоже есть»…
Занавес…
Как работают маркетплейсы?
В отличие от других магазинов, маркетплейс ничего не продаёт: он предоставляет место для продавцов и владельцев интернет-магазинов, и не бесплатно — маркетплейсы берут комиссию и получают доходы от рекламы, и могут предусматриваться дополнительные вычеты в пользу маркетплейса.
Словом, искать и заказывать товары на сайте большой торговой площадки часто удобнее, чем на сайтах разрозненных интернет-магазинов. Крупные сайты обычно поддерживают все способы оплаты товаров и позволяют вернуть деньги, если товар оказался некачественным.
Для создания качественной торговой площадки нужны большие вложения — как в технические решения (серверы, команда разработки), так и в маркетинговые (поиск партнёров и поставщиков, привлечение трафика). Поэтому запустить полноценный маркетплейс зачастую могут только крупные компании, что не всегда способствует развитию конкуренции.
Однако постепенно запускают свои маркетплейсы и крупные российские компании. От Яндекс — осенью 2018 года состоялся полномасштабный запуск маркетплейса «Беру». Сейчас этот маркетплейс предлагает различные товары — от продуктов питания и лекарств до компьютеров и смартфонов. В октябре 2018 года о начале работы по всей России объявил и маркетплейс от «М.Видео» — Goods.ru…
Законопроект «О маркетплейсе», инициатива создания которого принадлежит замруководителя фракции «Справедливая Россия» Федоту Тумусову, затрагивает все компании, владеющие фирменными маркетплейсами.
К примеру, комиссия в магазине Google Play составляет 30%, но владельцы Android-устройств технически могут установить сторонний магазин. Подобная возможность полностью отсутствует на мобильных гаджетах Apple, собственный магазин которой (App Store) тоже требует с разработчиков 30-процентные отчисления.
По словам депутата, проблема с высокими комиссиями в маркетплейсах обсуждается во многих странах мира, не только в России. «Появление такой нормы позволило бы отразить позицию Россию в нашей юрисдикции», – отметил Тумусов.
К слову сказать, на данное время аналогичные инициативы прорабатываются многими европейскими странами и не только – Испания, Великобритания и Австралия всерьёз проводят как правовую, так и антимонопольную оценку деятельности крупных компаний с целью привести их деятельность в соответствие с нормами законодательства и общепринятой коммерческой этики.