Компьютерные технологии в современном нам мире проникли во все сферы жизни человека, и искусство не стало исключением. В современной культуре еще с конца ХХ в. появился значительный пласт мультимедиа, который, сочетаясь с традиционными видами искусства, создает их новые формы. На первый взгляд, возможно, не каждый сможет сложить медиа арт и театр. В представлениях большинства российских зрителей театр – это тяжелый занавес, сцена, бутафорские декорации и актеры, одетые в яркие, характерные для определенного персонажа костюмы. Но это только в традиционном, классическом театре, современный же театр синтетичен и впитывает в себя новые идеи и технологии, поэтому связь театра с мультимедийным искусством вполне естественна. Новые технологии позволяют театру быть более выразительным, ярким, запоминающимся и эмоциональным. Во-первых, компьютерные технологии во многом облегчают работу сценографам и режиссерам-постановщикам. Теперь ту огромную работу, от создания планов сценического пространства и костюмов актеров до проработки мизан-сцен спектакля и постановки света, можно выполнить и отредактировать с помощью различных компьютерных программ. Во-вторых, использование в театре видео проекторов, интерактивных полов, мультимедийных экранов позволяют быстро и без дополнительных затрат создавать электронные декорации и светодиодные костюмы, которые оказывают большое впечатление на зрителя.
Но тут возникает проблема, молодое поколение, выросшее в век информационных технологий, активно воспринимает новшества в театре, в то время как старое поколение, выросшее на советском традиционном театре, не хочет воспринимать инновации, и считает ломку устаревших для современности форм театра не приемлемой. Поэтому, перед каждым театром стоит трудные выбор, с одной стороны, он вынужден работать на своего зрителя и подстраиваться под его вкусы, с другой стороны, чтобы привлекать новых зрителей, театр должен быть мобильным и современным, искать новые формы изобразительности и применять медийные технологии. Однако не все театры могут себе позволить мультимедийное оборудование, в связи с их дороговизной. И это тоже создает проблему, т.к. провинциальные или небольшие театры начинают отставать от имеющих громкое имя и большие финансы конкурентов, которые активно внедряют новые технологии в театр, каждый раз пытаясь все больше поразить и удивить зрителя.
Еще одна проблема заключается в том, как органично соединить два разных вида искусства, например, видео и театр. Ведь видеофон, используемый для спектакля, может быть пассивен, и акцент при этом смещается на игру актера. А может быть и наоборот, когда мультимедийная среда задумывается как почти самостоятельное художественное произведение, где актер является лишь элементом общей композиции, что характерно для интерактивных представлений, близких к перформансу. Поэтому в данной ситуации художнику-постановщику необходимо найти такую грань или точку соприкосновения, при которой бы эти виды искусства гармонично взаимодействовали для еще большей выразительности и эстетичности спектакля. Специалисты в основном выделяют четыре основных типа использования видео на сцене: 1) видео как текст; 2) видео как реалити-шоу; 3) видео как декорация; 4) видео, показывающее крупный план.
Одним из первых, кто начал работать с видео в театре, был немецкий режиссер Франк Касторф. Практически во всех его постановках на сцене есть один или несколько больших экранов. Касторф часто обращается к классическим произведениям и превращает их в реалити-шоу. Например, действие спектакля «Мастер и Маргарита» по роману Булгакова переносится в современный мегаполис.
За актерами повсюду следуют камеры – когда они уходят за кулисы, на экране, установленном на сцене, транслируется все, что происходит с героем. Таким образом, режиссер заставляет зрителя подглядывать – как в настоящем реалити-шоу. Иногда на экраны выводятся заранее снятые записи – то, что осталось вне страниц классических произведений. Также Касторф использует видео как текст. Например, на российских гастролях спектакля «В Москву! В Москву!» (по чеховским «Трем сестрам») он вынес на сцену большие экраны и проецировал на них субтитры: так видео одновременно стало и частью декорации.
Еще одним знаменитым театральным британским режиссером, который активно использует видео в своих постановках, является Кэти Митчелл. Она выводит на экраны крупные планы персонажей, благодаря которым можно разглядеть не только взгляд или жест, но и более глубоко прочувствовать переживания героя, выразившиеся на его лице. Всех персонажей Митчелл отличает то, что они пережили травму, находятся в постоянном состоянии тревоги и беспокойства. Часто темой ее постановок выступает феминизм. Например, в «Желтых обоях» режиссер исследует послеродовую депрессию, в «Эвридике» - исследует место женщины в мире, зрители видят главную героиню, которую терзают множество вопросов, и эти страдания выражаются на ее лице. Сюжетом спектаклей Митчелл чаще всего выступают воспоминания или сны, постоянные повторения, болезненная фиксация на предметах и одержимость незначительными деталями.
Сцена у Митчелл в мультимедийных спектаклях выглядит всегда одинаково — действие происходит в длинной прямоугольной декорации, разбитой на отсеки. Штативы и камеры становятся барьером между зрителем и актерами. Зрители ощущают себя, словно на съемочной площадке, и воспринимают действие исключительно через экран. Иными словами, Митчелл утверждает присутствие киноизображения и фотографии в чужом им контексте сцены. В спектаклях Митчелл зритель почти всегда чувствует себя свидетелем или тем, кто подглядывает за актерами. Таким образом, экран выступает, как замочная скважина или увеличительное стекло, раскрывая и подчеркивая каждое действие на сцене.
Канадский режиссер Робер Лепаж также в своих спектаклях часто использует мультимедийные технологии. Лепажа больше всего интересуют путешествия и столкновения культур. В опере «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза, поставленной Лепажем в Met в 2008 году, представлен богатейший набор визуальных средств. Вся сцена построена как набор вертикально и горизонтально расположенных ячеек, в каждой из которых что-то происходит. Задняя стена выступает пространством для видеопроекции, благодаря которой создаются необычные приемы. Например, к концу первого акта артисты из верхнего ряда ячеек начинают по одному ступать назад и падать в проем; тут же под каждым из них проецируется видео, на котором человек падает в водоем и медленно уходит под воду. В итоге вся стена заливается синевой, в которой плавают люди в пышных платьях.
В своем первом российском спектакле «Гамлет. Коллаж», поставленном Лепажем в театре Наций, режиссер использует сцену-куб, придуманную им еще в начале 90-х. В этом кубе есть двери и вынимающиеся элементы, однако декорации оживают только тогда, когда на них проецируется изображение. Пространство, состоящее из трёх поверхностей, превращается то в мрачную комнату Гамлета, то в роскошный обеденный зал замка, то в реку, в которой топится Офелия.
В российском театре видео в своих постановках часто использует Константин Богомолов. Режиссер используют возможности видео сразу для нескольких целей. Например, он демонстрирует жизнь героев за сценой. В его «Карамазовых» появлению героев предшествует их проход по белому коридору. На видео попадает и то, что осталось за кадром спектакля, когда полицейские приезжают арестовывать Митю Карамазова. Также Богомолов использует видео для крупного плана. Например, в «Драконе» по обеим сторонам сцены установлены камеры, которые выводят на экран крупные планы. Таким образом, даже сидящие на балконе зрители видят выражения лиц героев, которые часто говорят одно, а их мимика при этом выражает другое.
Таким образом, мультимедийное оборудование и создаваемые с помощью него различные приемы являются неотъемлемой частью современного театра. Они помогают привлекать новых зрителей на спектакли и предлагают по-новому интерпретировать и прочувствовать произведения мировых классиков. Новые технологии позволяют модернизировать театр и упростить процедуры подготовки постановки на сцене. Однако не стоит забывать, что поддержание медийных технологий в театре требует больших финансовых вложений и грамотных исполнителей, на что, на мой взгляд, и должен быть сделан упор в театральном образовании и культурной политике государства.