Как-то раз в одну сентябрьскую пятницу я встал около пяти утра, накинул на плечо рюкзак и с первым же поездом метро отправился на юг Москвы, в район станции Саларьево. Там меня уже ждал попутчик с Blablacar. Впереди у меня была крайне насыщенная для однодневной поездка в Калужскую область. Четыре пункта за один день - круто, амбициозно, красиво.
Особенно когда речь заходит о Калужской области. По моему скромному мнению, из всех окружающих Москву регионов именно Калужская область сумела в постсоветский период максимально выстрелить и добиться настоящего, заметного, так сказать, невооруженным взглядом, экономического роста. Как так получилось, мы сегодня в подробностях рабирать не будем. Стоит лишь упомняуть, что тут замешаны транснациональные концерны, а также эффективные меры по удержанию сверхприбылей от налогов внутри региона - одна из важнейших вещей, которым мы обязаны проклятущим региональным неравенством, существующим в нашей Великой и Необъятной.
Я направлялся на старопромышленно-купеческий северо-запад региона, в Дзержинский и Медынский районы. Первой остановкой, где я высадился уже спустя два с половиной часа, был старый посёлок Полотняный завод. Топонимике удивляться не стоит, населённых пунктов с таким названием на просторах России всё ещё много, а было ещё больше - взять только Петровский завод, ставший Петрозаводском, или Ижевский завод, выросший в целый Ижевск.
Полотняный завод возник на месте ряда небольших деревушек в Петровскую эпоху. Пётр I известен своими морскими амбициями, но надо понимать, что создание военно-морского флота тредует создания сложной цепочки поставок всего - начиная древесиной и заканчивая парусами. Так что в 1710-х годах здесь, под Калугой, где местное крестьянство традиционно занималось текстильным промыслом, появились первые фабричные корпуса. А в 1730-х годах поселок при полотняной мануфактуре оказался в собственности купеческого рода Гончаровых.
Дворцы среди калужской глуши.
Именно с усадеб двух дворянских фамилий, владевших Полотняным заводом, и стоит начинать рассказ об этой интересной точке на карте. В "золотой" для Полотняного завода XVIII век здесь "выросли" две усадьбы совершенно не поселкового масштаба. Первая из них принадлежала Щепочкиным и была построена примерно в 1760-х-70-х годах.
Ныне усадьба активно реставрируется и в ближайшее время откроется как музей. И этого момента нельзя не ждать в силу того, что внутри сохранидся оригинальный интерьер той эпохи. Хотя даже взгляда снаружи достаточно, чтобы понять, насколько перспективным и крутым местом был Полотняный завод тогда, ещё до Пушкина и Гончаровой.
Усадьба стоит на возвышенности, за ней посёлок де-факто заканчивается, а местность спускается в пойму реки со странным названием Суходрев.
Рядом - руины флигелька. Восстановлению явно не подлежит, так как по меньшей мере треть здания утрачена и поросла плющом.
Вторая усадьба известна куда более широко и, чего уж там, является главной местной достопримечательностью. Собственно, в комплекс самой усадьбы входит достаточно много объектов и строений. Для туриста, например, она начинается с прекрасной въездной группы с небольшим шпилем.
А раньше было вот так:
Туристов здесь предостаточно. При мне автобус привёз пару начальных классов калужской школы, индивидулальных путешественников тоже было предостаточно, а музейный персонал активно готовился к приезду новых групп - весь день был расписан под экскурсии.
Главный корпус усадьбы был построен ещё на рубеже 1740-х - 1750-х и прошёл через масштабную перестройку уже в 1780-х - нужно было угнаться за накрывшим имперскую Россию классицизмом. Именно этот внушительный барский дом был родовым гнездом рода Гончаровых. У усадьбы насыщенная история - здесь была ставка Кутузова в Отечественную войну 1812-го года, ну и, разумеется, здесь неоднократно (в первой половине 1830-х) гостил Александр Сергеевич Пушкин. Фасадом усадьба обращена на запад, в сторону искусственного канала, который единовременно служит нуждам завода и явялется элементом благоустройства приусадебного парка.
Через канал переброшен пешеходный мост.
При взгляде с него сразу становится понятно, насколько в истории Полотняного завода повязано дворянско-купеческое и индустриальное начала - заводские корпуса соседстствуют с пышным усадебным зданием буквально стена в стену. Кстати, я упоминал, что большая часть школьных дневников России делается именно здесь? Так вот, это так.
Внутри усадьба-музей привлекает разве что отдельными экспонатами и своей внутренней планировкой. Местами отлично сохранилась лепнина.
XIX век стал временем упадка усадьбы. Долги, сокращение госзаказа, всё это стало проблемой Гончаровых почти сразу после смерти деда Натальи Николаевны Афанасия Николаевича. Тот был предводителем местного дворянства и, несмотря на высокий чин, был человеком недалёким. Масштабная и дорогая перестройка усадьбы на рубеже веков, тяга к азартным играм... Пушкин, приехавший в усадьбу свататься в 1830-м, дал ему по-пушкински ёмкую характеристику - "Свинья".
Духовное наследие.
В Полотняном заводе есть две церкви, обе исторические и обе Преображенские. Первая находится прямо напротив усадьбы Гончаровых и, возможно, была бы самым старым зданием посёлка, если бы н ереволюция 1917-го года. Оригинальную церковь 1740-х годов постройки взорвали и разобрали ещё в 1920-х. Уже в 2000-е её попытались тщательно восстановить по старым чертежам и фотографиям.
До второй церкви дойдет не каждый турист. Она находится в глубине частного сектора за поселковой площадью, на противоположной стороне от усадебного комплекса.
Эта церковь была построена в 1900-1910-х годах и в плане стиля перекликается со множеством прочих старообрядческих церквей Центральной России. Красный кирпич, большие окна и элементы русского стиля. Колокольня, кстати, новая, также восстановленная по старым фото. В советский период храм использовался, известное дело, не по назначению, а по сему интерьеры здесь, как и в случае с усадебной церковью, новые.
Купеческий антураж.
Помимо усадеб в Полотняном заводе присутствует вполне городская купеческая застройка, не уступающая иным малым городкам запада России. Правда, большая её часть сосредоточена вдоль главной улицы посёлка - Московской - и пребывает не в лучшем состоянии.
Встречаются дома как явно домодерновые (как на фото выше), так и что-то в большей степени отсылающее к псевдорусскому (кирпичному) стилю конца XIX века.
Особенно выделяется каменный дом на углу Московкой и Почтовой. Причём не только потому, что по стилю он куда более смахивает на купеческие конторы регионов более северных, например, условной Тверской области. Подойдём поближе:
В глаза бросатеся не только огромная, растянутая на целое крыло надпись "Дом пионеров". Обратите внимание на барельефы над окнами второго этажа. Разные символы, и даже память о конкретных людях часто находят своё отражение в архитектуре - в тех же наличниках, например. Здесь же подобное запечатлено в камне. Что характерно, сделано это явно в то же время, что и сама надпись, потому что, если приглядется, здесь видны ленточный фотоаппарат, ракетки для настольного тенниса и винтовой самолёт. Кто там говорил, что при Союзе не умели деликатно работать с исторической архитектурой?
Присутствует и более простенькая явно историческая застройка - классические дома "каменный низ/деревянный верх".
Уютная провинция.
А так тут обычное постсоветское бытие... Людей на улицах немного, полотнянозаводчане (?) тянутся в условный центр посёлка, в сквер у дома культуры и к продуктовым палаткам.
Главная площадь посёлка - это просторный тенистый сквер с домом культуры предположительно брежневского периода, из репродукторов которого по посёлку разностяся песни советской эстрады тех же времён. Опять же, никакого запустения - ровная плиточка, живые ограды. Разве что немноголюдно.
Атмосферу постсоветского уюта усиливает дачная застройка. В приниципе, тут присутствуют и новодельные "замки" и "крепости" за высоченными заборами, однако ядро посёлка - это преимущественно что-то вот такое:
Видно, что народ здесь ухаживает за старыми деревянными домишками, ощущается искренняя любовь и привязанность к местам. Я уже писал о том, как со своими дачами обращаться не надо. Полотняный завод - отличный пример обратного. Только посмотрите на эту входную группу!
Иной раз народ увлекается и получается что-то такое. Немного несбалансированно, но главное - исторический вид дома сохранён и передан. Даже наличники и старый уличный указатель не поленились подновить. Респект!
Резная красотень.
В продолжение дачной темы стоит сказать, что из всех свойственных Полотняному заводу малых архитектурных форм больше всего запоминаются наличники. Они тут не сказать, чтобы уникальные, но несколько нехарактерные для юга, для Тульской и Калужской областей. Присутствуют северные нотки, напоминающие вообще край Тверской или вообще Ярославскую/Костромскую области - морозные узоры, подобие речных волн... Обратите внимание и на размер окон, они подчас совсем небольшие, как и сам дом. Ещё один нехарактерный для южного направления момент.
С наличниками на немногочисленных купеческих домах в два этажа всё и так понятно - они побольше, да и побогаче:
В общем, эта деревяннная красота лично для меня стала вторым по глубине впечатлением от Полотняного завода после, несомненно, главного усадебного дома.
В сухом остатке.
Полотняный Завод за счёт своего набора достопримечательностей и хорошо сохранившейся исторической среды будет интересен практически любому типу путешественника. Здесь приятно не только по-туристически ходить с экскурсией, но и просто гулять, наслаждаясь уютной атмосферой.
К сожалению, мне не довелось побывать в усадебном парке, раскинувшемся к югу от главного дома. Судя по фото и отзывам, там тоже красиво и интересно. Также я "пролетел" мимо новенького выставочного центра "Бузеон", расположившегося в зданиях старой мануфактуры прямо возле главного усадебного дома. Не каждый день встретишь современное арт-пространство в заштатном посёлке городского типа!
Иными словами, Полотняный завод заслуживает на своё освоение часов шесть вместо тех примерно трёх, что были у меня. Так что не наступайте на мои грабли и езжайте сюда вдумчиво и обстоятельно.
Ну а я, тем временем, отправился в сторону шоссе на Калугу, чтобы подсесть там на проходящий автобус в местный райцентр, мануфактурный город Кондрово. Место уже куда менее туристическое, впрочем, мне не впервой искать интересности там, где их не увидят другие. До встречи в Кондрово!