И снова добрый день, товарищи! В предыдущей публикации я рассказал о том как установить Pascal, а так же как написать простейшую программу на нем.
Вот ссылка на предыдущую статью:
Сегодня я расскажу о переменных - важной части любой программы, их типах, о команде ввода с клавиатуры read, а так же о правильности написания кода. Начнем!
Знакомимся с типами данных
Почему бы не добавить нашей программе ввод с клавиатуры, парочку переменных разных типов, да и в целом не улучшить читаемость кода?
Задача поставлена - надо делать.
Для начала немного расскажу о переменных в этом языке программирования и о их типах. Если опустить умные определения и сказать простым языком - то переменная, это условная коробка, куда можно положить предмет, достать этот предмет, а так же заменить его на другой. Но для разных типов предметов нужны разные типы коробок, это и есть типы данных.
Напишем новую программу и разберем ее:
Переменные в Pascal объявляются в самом начале программы, до команды begin, объявление происходит через ключевое слово var (variable - переменная).
После var идет название переменной, оно может быть почти любое, но все же есть несколько ограничений:
- Название не может начинаться с цифры.
- Название не должно являться существующей в языке командой.
В любом случае компилятор выдаст ошибку и вы не сможете запустить программу. После названия переменной идет ее тип, рассмотрим простые типы данных:
integer - целые числа. Например 5, 11, 313, -6, 0.
real - числа с плавающей точкой. Например 5.13, 11.09, 313.1, -6.8.
boolean - Булево число, отвечающее за логические выражения. Имеет два значения - true и false (истина и ложь соответственно)
char - любой символ. Например 2, D, g, -, @.
string - строка. Подробнее работа со строками будет рассмотрена позднее. Например 'Five', 'it is a string'. Строка записывается в одинарных кавычках(клавиша с русской буквой Э).
Присваивание переменной значения в коде производится символом :=
Важно упомянуть что переменной типа integer может быть присвоено только целое число, переменной типа real - только вещественное. Присвоение, например, строки приведет к ошибке программы. Аналогично это работает и с остальными типами данных.
Улучшаем HelloWorld
Узнав самое необходимое о типах данных давайте улучшим нашу существующую программу. Если для вывода на экран используется команда write() (писать), то для ввода с клавиатуры используется read() (читать).
В этой программе мы вводим переменную с названием а и с клавиатуры присваиваем ей значение John, после чего выводим его командой write().
Добавим еще один тип данных и сделаем код красивее
Обычно код легче читается, если в нем достаточное количество свободного пространства. Поэтому многие программисты визуально разделяют блоки кода путем проставления пробелов или клавиши tab.
Обычно это ни на что, кроме визуального восприятия не влияет, но иногда бывают исключения, например язык Python, где не правильно поставленный tab приведет к ошибке программы.
Теперь у нас в программе используются одновременно два типа данных: строка и целое число. И добавить новых переменных можно сколь угодно много. Все зависит от поставленной задачи.
В следующей публикации мы разберем линейные задачи и работу с переменными, а на данный момент на этом все!
Данный человек всегда открыт для обсуждения контента и общения с подписчиками, если найдутся какие либо вопросы то я обязательно постараюсь ответить на них.
По возможности я попросил бы подписаться. Сейчас это критически важно для развития канала. Так то!
Доброго вам всем здоровьица в эти трудные времена!