Найти тему

"Конёк-Горбунок": что было в сундучке Царь-Девицы?

Обсуждали с дочерью "Конька-Горбунка". Сделали открытие, что первопричина всех Ивановых приключений — не жароптицево перо ("Много, много непокою принесёт оно с собою!" — не устаёт напоминать ему Конёк, и мне очень нравится эта фраза: не много бед принесёт, а много непокою; что верно, то верно), — а то, что Иван — сова.

Он идёт в ночной дозор и единственный из братьев не дрыхнет, а бодрствует, и свеж настолько, что ему хватает сил поймать волшебную кобылицу.

Иллюстрация Николая Кочергина
Иллюстрация Николая Кочергина

Когда царь зовёт его быть конюшим во дворце, Иван ставит условие: "Чур, давать мне высыпаться!"

И потом вредный спальник засекает его только потому, что тот днём никогда своих жеребцов не чистит и на конюшне не появляется, хотя те стоят ухоженные и накормленные. Что за притча, думает спальник. А Иван работает ночью, при свете жароптицева пера. Тут-то спальник его и накрывает.

Кадр из диафильма
Кадр из диафильма

У Ивана тут два состояния: или поёт "Ходит молодец на Пресню", или рыдает на шее у Конька.

Несмотря на то что он постоянно в гуще всяческих чудес, к этим чудесам у него отношение крайне подозрительное.

И к волшебной кобылице — "Вишь, какая саранча!" — которую он оседлал задом наперёд, и к жар-птицам — "Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряни, привалило!", и к самой Царь-Девице, в которую впечатлительный семидесятилетний царь влюбился ещё по рассказам, а Иван недоумевает, что в ней все нашли:

"Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму".

Иллюстрация Николая Кочергина
Иллюстрация Николая Кочергина

И потом, в разговоре с Месяцем Месяцовичем, который приходится ей матерью, на вопрос о ней отвечает:

"Всем бы, кажется, красотка,

Да у ней, кажись, сухотка:

Ну, как спичка, слышь, тонка,

Чай, в обхват-то три вершка".

Кадр из диафильма
Кадр из диафильма

Месяц, в лучших традициях изменчивого небесного светила, говорит о себе в женском роде и называет себя матерью Царь-девицы, хотя в его речи слышатся и нотки разгневанного отца, когда он узнаёт о том, что на его дочери хочет жениться царь:

Месяц вскрикнул: "Ах, злодей!

Вздумал в семьдесят жениться

На молоденькой девице!

Да стою я крепко в том —

Просидит он женихом!

Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял!

Полно, лаком больно стал!"

Так вот главный вопрос. Что в сундучке Царь-девицы? :)

Когда Иван доставляет её царю, тот немедленно тянет её под венец, а она, как все сказочные красавицы, тянет время: достань, говорит, мне мой перстень со дна моря-окияна.

Казалось бы, смысл задания — в его невыполнимости: поди его сыщи.

Однако Чудо-юдо-рыба-кит посредством забияки Ерша находит на дне омута сундучок — "пуд по крайней мере во сто". Его пытаются вытянуть наверх селёдки, у них не выходит, тогда на помощь приходят два осетра.

Иллюстрация Людмилы Орловой
Иллюстрация Людмилы Орловой

Они доставляют сундучок киту, тот выносит его на берег Ивану, который тоже не в силах его поднять:

"Сундучишко больно плотен,

Чай, чертей в него пять сотен

Кит проклятый насажал.

Я уж трижды подымал:

Тяжесть страшная такая!"

Автор не найден
Автор не найден

На что Конёк лёгким движением лапки поднимает сундучок, "будто камышек какой", и взмахивает его себе на шею.

Перед дворцом Иван говорит царю, чтоб тот послал за полком стрельцов — только им под силу перенести сундучок во дворец.

Когда же царь говорит Царь-девице, что перстень её найден:

"Но не хочешь ли, дружочек,

Свой увидеть перстенёчек?

Он в дворце моём лежит"

— та лишь отмахивается: "знаю, знаю!" — и заводит речь о трёх котлах.

Царь-девица — дочь Месяца и сестра Солнца; по словам Конька,

"Два раза она лишь сходит

С окияна и приводит

Долгий день на землю к нам".

То есть принадлежит миру чудесному, миру небесному. Однако она не против земного избранника — если тот сможет выполнить её задания, с чем Иван и справляется, благодаря Горбунку.

После гибели старого царя Царь-девица спрашивает у народа, готовы ли они признать её царицей ("Люба, люба! — все кричат. — За тебя хоть в самый ад!") и представляет им своего супруга и их володетеля — Ивана, уже преобразившегося после котлов.

Он, кстати, ни слова больше не говорит. Да и Конёк больше не появляется.

В сети я наткнулась на размышления о символах этой сказки, где высказывается предположение, что сундучок — это прообраз Ковчега Завета пророка Моисея, в котором лежали Десять заповедей. А сама Царь-девица — прообраз то ли Богородицы, то ли богини Исиды.

Настя вспомнила про ларец с Кащеевой смертью. Но если бы в её сундучке было что-то подобное, зачем поднимать его со дна, где его никто, кроме Ерша, никогда не найдёт?

Мне кажется, что в сундучке был какой-то артефакт, придающий Царь-девице сил. И взять её замуж был достоин лишь тот, кто этот артефакт смог бы достать. То есть Конёк-горбунок. Ну или, на крайний случай, Ёрш.

Но Царь-девица, со свойственной красавицам логикой, выбрала Иванушку-дурачка. Предварительно его проапгрейдив.

Кадр из мультфильма "Конёк-Горбунок", 1947 год
Кадр из мультфильма "Конёк-Горбунок", 1947 год

Сказки
3041 интересуется