В одной из своих статей я рассказывала о бельгийском фестивале BANAD/Le Brussels Art Nouveau & Art Deco Festival, который последние несколько лет проводится ежегодно и обрастает разными мероприятиями, имеющими цель познакомить публику с архитектурой #ар нуво и #ар деко. На мой взгляд, нет ничего лучше изучать #современное искусство и архитектуру на примерах сохранённых и/или бережно восстановленных исторических памятников. Тогда не только глубже понимаешь особенности того или иного художественного стиля, проникаешься духом эпохи, но и осознаешь уникальность архитектурных образов, начинаешь чувствовать пространство, особенность артикуляции архитектурного объёма, работу с масштабом, гармонию ритмов. Сегодня и расскажу об одном таком проекте La Maison Cauchie - доме-студии архитектора, художника-декоратора, живописца Поля Коши, построенном в 1904-1905 гг. в стиле ар нуво.
Сегодня не обратить внимание на великолепный фасад с фресками, выполненными в технике сграффито, невозможно, яркий, эффектный, притягивающий взгляд, но так было не всегда! После смерти супругов Поля Коши и Каролин Войе (Поль ушел из жизни в 1952 году, а его жена Лина в 1969 году), La Maison Cauchie превратился в обычный многоквартирный дом, а новые жильцы, как и требовала эпоха, заклеивали обоями уникальные фрески, покрывали их штукатуркой, снимали деревянные панели, а оставшаяся мебель расползалась по блошиным рынкам, коих в Бельгии не счесть!
Ситуация кардинально изменилась в 1975 году, когда у здания появились новые владельцы - Гай и Леона Дессиси / Dessicy, которые решили не просто восстановить особняк, но и организовать тематический музей. Правда, музей Тинтина (ред. - обязательно об этом персонаже и музее расскажу в следующий раз). Проект, кстати, был реализован несколько лет спустя, но в пространстве бывшего магазинах Waucquez, построенного в 1906 году по проекту Виктора Орта. Идея привести в порядок здание, как и восстановить, по возможности, аутентичные интерьеры, осталась неизменной, и параллельно появилась идея организовать дом-музей творческой пары бельгийских художников Поля Коши и Каролин Войе.
Капитальные реставрационные работы стартовали в начале 1980-х годов, были осуществлены архитектурным бюро TRIO Arcjitecture под руководством Жан-Жака Буко/Jean-Jacques Boucau и Ксавье де Пьерпона/ Xavier de Pierpont. Фресковые росписи в технике сграффито воссоздавались художниками Марком Хенрико/Marc Henricot и и Вальтером Шуделем/Walter Schudel. Чтобы обрисовать размеры разрухи скажу, что фасадные фресковые росписи просто сняли и восстановили с нуля, а во внутреннем пространстве счищали обои и штукатурку, где это было возможно.
Проект находился, как это прописано в контракте архитектурного бюро и всех публичных источниках, в процессе "поэтапной реставрации и последующего наблюдения в период 1984-2017 гг." Т.е. на данный момент все свои обязательства TRIO Architecture выполнила полностью. Блистательная реставрационная работа была высоко оценена ещё в 1993 году первой премией Фонда Жана Делье/Fondation Delhaye (на полях замечу, что благодаря Жану Делье, который вел отчаянную борьбу по сохранению исторического архитектурного наследия, существует брюссельский Музей Виктора Орта, в котором он был десяток лет директором).
Сегодня подвальное помещение, цоколь и первый этаж - музейная экспозиция La Maison Cauchie, которые можно посетить по записи и в определённый воскресный день, раз в месяц (имейте ввиду!) Но в рамках фестиваля BANAD делают, конечно, исключения. Остальные этажи в настоящее время сдаются в аренду частным лицам.
На первом этаже - три комнаты: приёмная, гостиная и столовая, по факту, объединённые широкими проёмами, весьма нестандартными по ширине, такое условное зонирование помогало максимально использовать возможности естественного света, который беспрепятственно проникает с двух сторон. Внутренние стены, как и внешние фасадные, покрыты фресковыми росписями в технике сграффито, которая предполагает нанесение двух и более различных по цвету слоёв кроющего материала с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. Поль Коши изучал архитектуру в Антверпене, получил художественное образование в брюссельской Королевской академии изящных искусств, где детально изучил живопись и технику сграффито у профессора Константа Монтальда.
Однако фресковые росписи были не единственным оригинальным покрытием. Другой вариант декорирования стен - линкруст, суть которого в наложении на плотную тканевую или бумажную основу тонкого слоя алкидных смол с наполнителями и последующее окрашивание поверхности красками. Поль Коши выбрал в качестве темы для линкруста - японский орнамент "гребень волны", который на рубеже XIX-XX вв. был весьма популярным, а влияние "джапанского" искусства - чрезвычайно сильным.
Мебель ( и мягкая, и корпусная), а также стеновые панели спроектированы и изготовлены по эскизам самого Поля Коши. В те времена подобный концептуальный подход к созданию архитектурной и оформлению жилой среды был приоритетным, позволял добиться интерьерного единства, где всё - от лампы и мебели до кофейной чашки и сахарницы - было выполнено в едином стиле ар нуво.
В продолжении темы - статья о брюссельском фестивале "Архитектура ар нуво и ар деко: Le Brussels Art Nouveau & Art Deco Festival/BANAD"
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!
#ар нуво #брюссель #история #стиль #дизайн #путешествия