Найти в Дзене
Антон Кучирыжкин

Статья о жизни и быте в буддистском университете: «Даши Чойхорлин».

Ожидания
Ожидания
Реальность
Реальность

Очень важное пояснение.

Информация собрана мною из личных наблюдений как студента (хуварака), прожившего в Дацане 10 дней и из рассказа шестикурсника - моего соседа Н. Здесь и далее, все слова от соседа Н. я буду писать с уточнением, что это его слова, чтобы максимально предоставить читателю объективность информации.

Моя статья делится на первую техническую часть с минимум субъективизма, в которую входит: питание, организация, процесс обучения и т.д., и на вторую часть, где рассказывается об общей атмосфере, где слог будет более свободный, а структура повествования менее строгая. Советую сразу перейти ко второй части кому не охота читать эту тямоготину. Но с другой стороны, чтобы иметь общее представление: первую часть все-таки следует прочесть.

Оглавление:

Первая техническая часть.

Местонахождение.

Поступление.

Инфраструктура.

Хозяйство.

Финансовая сторона.

Расписание.

Питание.

Обучение.

Социальное неравенство. Столовая.

Вторая часть. Атмосфера. Контингент.

Что касается соседа Н.

Жизнеописание Дацана с позиции Н.

Контингент Дацана.

Мотивация поступления контингента в Дацан с точки зрения Н.

Иногда возникают национальные напряжения.

Все странные и не очень правила, которые я успел услышать за 10 дней.

Выходные и свободное время.

Первая техническая часть.

-3

Местонахождение:

Бурятия, село Нижняя Иволга, 30 км от Улан-Удэ.

Поступление:

Нашел в интернете, на звонки не ответили, на почте не ответили, написал «Вконтакте» – получилось, задал вопросы. На первые 5 мне ответили: про возраст, про когда приезжать и т.д. Дальше перестали отвечать, но я услышал добро на то, что можно ехать. И полетел через всю Россию из Москвы в Улан-Удэ с большой неопределенностью, вообще возьмут меня туда или нет.

Приехав, я бегал за студентами, на местном сленге «хуварак», с вопросом: «с кем говорить по поводу поступления?» Они меня отсылали к разным домам. С третьей попытки я дошел до какого-то Бакши. Бакша- это учитель.

На ломаном и очень беглом русском он мне отрывисто задавал вопросы и пристально смотрел: как зовут мать, как зовут отца, сколько мне лет, откуда я, зачем приехал. Я переспрашивал его раза по три каждый вопрос. Он мне сказал, что я турист, и уеду через год или два. Далее меня поселили в один из домов.

Инфраструктура:

-4

Территория дацана составляет примерно 150 квадратных метров. На ней расположены около 40 жилых частных домов, множество священных храмов и других подсобных зданий. Примерно по центру территории находится сам университет «Даши Чойхорлин», в котором происходит обучение. Также по краю территории кругом выложена брусчатая дорожка «Горо», если ее полностью пройти, можно получить «благо» с точки зрения местных. Здесь и далее я буду опускать «с точки зрения местных», но имейте в виду, что все благо, о котором я скажу - будет «с точки зрения местных».

Хозяйство:

Все здания по большей части строят сами хувараки и ламы. Меня поселили в один из частных домов. Это обычный частный дом, в котором придется жить по-деревенски: топить печку, рубить дрова, таскать воду для умывальника, стирать одежду в речке или в тазике, мыться в одной бане на сорок домов, ходить в туалет в выгребные ямы, но при этом, слава Богу - есть электричество. Раньше забирали телефоны, сейчас их оставляют. Но за нарушение правил их могут все равно отнять.

В каждом живет лама и два и более хувараков. Это нужно для того, чтобы лама следил за тем, как хувараки проводят время, и гонял их периодически. Важно в слове «лама» ставить ударение на «а» второе, иначе звучит как животное.

-5

Финансовая сторона:

Сами ламы и многие хувараки утверждают, что все строится ими, и все что они едят это с подношений. В это верится с трудом, ввиду того, что этого очень мало, два – я наблюдал плакат ламы с Путиным, три – мой сосед по комнате Н., рассказывал, что ламы зарабатывают очень много. По крайне мере по местным бурятским меркам. От 30 до 80 тыс., были названы им цифры.

Без В.В. не обошлось
Без В.В. не обошлось

Хуваракам тоже начиная со вторых, третьих курсов дается оплачиваемая работа: проведение экскурсий, администрирование заведений, продажа сувениров. В среднем это зарплата равняется ста рублям в час.

Да, нужно еще сказать, что жилье и еда для хувараков, вообще все является бесплатным. Но впоследствии нужны постоянно книги, форма в которой необходимо ходить, это все либо выпрашивается у старших курсов, либо покупается. У меня и многих ребят получилось так, что многое выпросить не получилось и пришлось покупать. Это не очень большие деньги, но тысячи две пришлось потратить. Ну и плюс на быт: туалетная бумага, мыло и т.д. Думаю, в среднем расход может составить 3 тысячи в месяц.

Расписание:

Я напишу свое личное расписание, которое у меня было и дома, и смешанное с общим.

6:40 – просыпаюсь, ставлю тахил.

Добавьте описание
Добавьте описание

Тахил – это ежедневное двухразовое (вечером и утром) действие, совершаемое над алтарем Будды. Заключается в следующем: мне нужно утром налить свежей неиспользованной воды в 8 чашек из специального чайника. Вечером вылить 8 чашек обратно в чайник, и протереть чашки тряпкой. По факту приходилось с утра бегать с канистрой до крана, чтобы там набрать не использованной воды. Например, если вода уже использовалась для питья или стирки – она не подходит.

7:00 – 7: 30. Хурал (групповая молитва).

На молитву ходят с первого по пятый курс. Это обязательное мероприятие, и за его не посещение потом наказывают: заставляют делать по 108 простираний. Простирания это что-то вроде поклонения из положения стоя до земли, почти до положения лежа. Также ты попадаешь в список штрафников и тебе поручают черную работу: мытье деревенских толчков и т.д. А фекалий там ого-го.

Мой сосед Н. обесценивает хурал как таковой ввиду того, что это не та молитва, которую ты делаешь для себя, а делаешь из формализма, по принуждению. Вообще, по словам Н. формализма очень много. Н. говорит, что многие не знают значения слов, тех что читают. К мнению Н. обо всем здесь происходящем мы вернемся позже.

8:30 Завтрак.

9: 30 – 12: 00 Пары.

12: 30 обед.

13:00 – 17:00 работа.

Работа может быть любой: подсобная работа на стройке, уборка и т.д.

Добавьте описание
Добавьте описание

Добавьте описание
Добавьте описание

18: 30 Вечерние занятия.

Вечерние занятия это когда всех собирают в классе, и вы должны сидеть учится. Учитывая, какое количество малолеток в классе, врубающих музыку на полную, болтающих и шумящих, учиться очень трудно. И это все больше похоже на трату времени и нервов, чем на обучение. Но с другой стороны, обычно отсев хувараков составляет 70% и к 3 курсу уже остаются самые адекватные.

20:00-20:30 вечерний хурал (групповая молитва).

Воскресенье и понедельник выходной, почему именно эти дни, потому что в пятницу и субботу можно погулять в городе, чтобы был меньше соблазн пить и курить. За курение физически наказывают и выгоняют из Дацана. Отпроситься на выезд в город достаточно сложно. Скажем, разрешили только мне на лечение зубов, и еще другим на какие-то веские причины. Тех кто хотел закупить зимнюю одежду не разрешили покинуть Дацан на выходные. Бакша сказал, что внесет таких в список и сам ее купит. Тем, кто подросткового возраста отпроситься еще сложнее. По факту данная социальная группа безвылазно находиться в Дацане до самых каникул. Я бы сошел с ума, если честно. Каникулы длятся только один месяц август. И так целых 8 лет.

Питание:

На завтрак всегда дают манную и рисовую кашу. На обед дают суп и гарнир: гречку, рис, макароны, картошку и т.д. Тоже самое из этого списка на ужин. Мясо раз в 5 дней, белков мало, овощей фруктов нет, пища не сбалансированная. Что касается принципа ахимса (невреждения) в моем понимании и в понимании некоторых других хувараков из этого следует вегетарианство. Но мало кто здесь это соблюдает.

Обучение:

Само обучение состоит из 8 курсов. 5 курсов изучается логика, умение правильно мыслить, наводится порядок в голове, после чего изучаются постулаты Буддизма. Это делается для того, чтобы ум не воспринял эти постулаты искаженно и неверно. И только с 5 курса по слухам начинаются различные медитации и более углубленные практики.

На сайте написано, что помимо философского факультета есть еще живопись, медицина и тантра. По факту медицины считайте, что нет, тантра тоже непонятно существует или нет, вроде как в Улан-Удэ в филиале есть. В общем, никто толком ничего объяснить не может, а возможность учится на живописи начинается только с 3 курса. И как мне сказал Н. для нее не требуется художественного образования. Ибо используется какой-то совершенно уникальный способ рисования.

Забегу вперед и скажу, что Бакши (учителя) здесь достаточно светлые люди по энергетике. Того же мнения и Н.

Предметы преподаются следующие: логика, философия, тибетский язык, изучение мантр. Все преподается достаточно сложно и в тоже время интересно, учителя имеют искренний энтузиазм преподавания. Чему я на самом деле удивлен и бесконечно рад, потому что я ожидал гораздо более вялого темпа обучения. Философия и логика буддизма очень обширная, очень развитая, очень насыщенная, что реально очень круто развивает мозги. Также я сильно удивился тому, что для меня несколько странно, что такой темп и сложность обучения используется для 16-летних бурятских подростков, которые в большинстве своем приехали сюда из села. Это не негативный спич в сторону сельских. Также удивительно то, что на фоне общей деградации, о которой вы узнаете далее, бакши и некоторые другие хувараки стараются удерживать в этом аду нечто светлое.

Социальное неравенство. Столовая.

Учителям и ламам положен отдельный хлеб, отдельные конфеты, отдельные кружки стеклянные, а не пластмассовые как у всех.

Смена в столовой длится часов восемь. Ты с напарником идешь к злобным поварихам, которые орут и ругаются без конца по причине или нет, уже не важно. Ты носишь помои в мусорки под ливнем. Тарелки не заканчиваются, их уже вымыто штук 300. К концу смены когда голова окончательно болит, ты понимаешь, что тот бред, который затирает тебе твой напарник уже не звучит смешно как в начале. Он неугомонен и рассказывает все новые и новые мистические сны, в которых он общается с просветленными. Он рассказывает о том, что все неправильно, что учителя используют не те слова. Что сансару нужно произносить как сансур. Он говорит, чтобы я никому об этом не рассказывал. Невольно возникает ассоциация с зеленым слоником. Пахом твой напарник, ты Епифанцев, поварихи это вышестоящие чины, которые прессуют за что не попадя.

В конце ты смотришь на стеклянную кружку, которую должен нести на царственный стол лам. И не понимаешь, почему именно стеклянную кружку ты несешь на их стол. Почему присутствует настолько мелочное социальное неравенство, наверное, весьма и весьма соответствующее канонам великого буддизма.

Вторая часть. Атмосфера. Контингент.

Что касается соседа Н.

Психологический портрет: харизматичный, мощный поставленный голос, логичный, здравомыслящий, имеет слабую веру, чрезмерно рациональный, эгоцентричность, вежливость, прямота, снобизм, высокомерие, мизантропия, волевой характер, себялюбие, противоречивость, амбивалентность.

Неопределенное намерение для нравственности, но фактически присутствующая, неопределенное намерение для альтруизма, но фактически присутствующий.

Под последним я имею ввиду то, что не всегда понятно из каких побуждений человек совершает благие поступки, и Н. в этом был не так прост для определения. Фактический альтруизм и нравственность у него противоречила с высоким уровнем злобы, плохим чувством личных границ и эмпатии. Это не психиатрический анализ, мои личные наблюдения, которые могут не совпадать с реальностью.

Жизнеописание Дацана с позиции Н.

Добавьте описание
Добавьте описание

90% людей шизофреники, быдло, в том числе Ламы. Ламы - корыстные, лицемерные, быдло элементы. Национализм у Н. не замечен. 60% рассказов Н. состоит из желчи в сторону последних. Сам Н. на вопрос, почему остается в Дацане, отвечает, что из-за изучения буддизма и Бакшей (учитель). Они в его представлении являются благими и учат очень хорошо, вызывая у него восхищение. На этот же повторный вопрос уже во время душевного разговора ночью Н. отвечает: потому что в миру делать нечего, и далее он рассказывал про то, что невозможно удовлетворить похоть, нажраться, накупить шмоток. В общем, желания не удовлетворить. Искренняя убежденность в суетности.

«Дацан это что-то среднее между армией, дуркой и тюрьмой».

Контингент Дацана.

С национальной точки зрения: 10-20% русских; 10% - тувинцев, калмыков; остальные буряты.

С возрастной: 10-20% старше 20 лет на первом курсе, остальные подростки.

С психологической точки зрения: ауешники-малолетки 40%, милые верующие безобидные 10%, поехавшие низкокультурные элементы 30%.

Я держался с некоторыми из русских. Один был из питера, видно, что творческий незаурядный, интересный, мягкого характера, также закончил хореографическую специальность. Второй был несколько посоциопатичнее, но в целом если не погружаться в глубину он был безобиден. Этот второй, выдавал фразы, что русским нужно держаться русских. Диаспоры порождают диаспоры, я не сторонник таких линий мышления. Он меня сразу насторожил, помимо прочего неадекватной вспыльчивостью.

Иногда проводил время с метисами бурятами подростками, они мне лечили про АУЕ, а я их по-отечески подкармливал в местном кафе, и иногда в тихую с ними курил сиги. В целом я хочу сказать, что были интересные возрастные ребята, с которыми можно было поддерживать незашоренный разговор. Хотя и у них начинались сдвиги по карме.

Также хочу отметить что среди быдло лам есть сверхбыдлоламы, которые могут тебя послать на три буквы, втирать тебе лекцию об уважении и энергии буин, и при этом говоря мат через мат. Могут говорить о правилах приличия, с похабным лицо жуя жувачку, и ржать свиным смехом после смачного рассказа: как неистово гордятся тем, что за проступок тебе надают лещей. Таких много. И таких обычно ставят во власть. Делают старостами. Кстати, староста это тоже своеобразный Бог, его просьбы тоже на уровне приказа. Его нельзя воспринимать как обычно мы привыкли воспринимать университетского старосту.

Мотивация поступления контингента в Дацан с точки зрения Н.

- большинство это подростки, которых отправили на перевоспитание. Часто ламы, приходящим сюда родителям, говорят: вашему сыну предначертан духовный путь. Зачем делается? Для популярности Дацана, для стимуляции поступления.

- другая когорта это люди, которые не хотят сторчаться, спиться на воле.

- третья это европейцы, которые думают, что буддизм это что-то няшное, прикольное.

- четвертая это буряты, которые хотят заработка, неплохого социального лифта, и в принципе рождены для иерархических быдловатых систем.

- остальные это тру буддисты, меньшинство.

Парадоксально, что буряты, которые угарают по армии и дедовщине в легкой форме доучиваются до лам и восьмых курсов, одновременно сосуществуя с искренне верующими буддистами. Но нужно понимать, что в отличии от армии здесь наказания приобретают интересный религиозный оттенок. Чтобы стимулировать людей на работу, вам будут говорить, что уклонение от нее приводит к понижению кармы и какой-то там энергии буин. Чтобы понимать весь абсурд такого наказания: я слышал конкретно такую аргументацию от ламы с страшными лягушачьими глазами, жуящим жвачку, с максимально быдловатым стилем речи.

Мой опрос по поводу мотивации:

- первый подросток, сильно увлекается АУЕ, рассказывал мне без конца про то, как делал бомбы и самопалы и пугал людей, кичился этим, имел такую мотивацию… Будучи маленьким ребенком, он взял колокольчик и стал читать молитву. Это было как некое мистическое провидение, которое заметили его родители, и определило его судьбу стать ламой.

- другой подросток, который похож на типичного ботана, рассказывал мне, что у него все родственники шаманы и т.д. и это определило его судьбу стать ламой. Ну и вообще он дико этим увлекается на 100%. Его спич озабочен просветленными, сансарой, необъяснимыми мистическими снами и т.д. Со стороны рациональному человеку его спич может показаться весьма странным.

Иногда возникают национальные напряжения:

- по рассказу многих была поножовщина с тувинцами

- по рассказу Н. на первом курсе были постоянно драки. Когда я ему говорил, что все вроде мило, он отвечает: «это пока присматриваются, а потом будут литься тоны фекалий, и обязательны выйдут все недостатки». «паравоз фекалий». Не могу не заметить, как он наслаждался своими фекальными теориями. И вообще 90% времени я слушал его мизантропические изливания, смешанные с буддисткой философией и самобахвальством.

- Мое личное наблюдение: ко мне подсел взрослый бурят, спросил: «не чмырят ли меня буряты малолетки?»

- Мое наблюдение два. У меня было 2 небольших конфликтов из-за наглости с двумя малолетками. Их нельзя с достоверностью считать национальными. Конфликты я легко разрешил. Да и в целом отношения у меня в группе сложились неплохие, даже дружелюбные. Чуваки прикольные.

- Многие Ламы действительно матерятся, посылают на три буквы, нисколько себя в этом не стесняя, но при этом прямых оскорблений без причины не замечено, а именно беспредела.

Все странные и не очень правила, которые я успел услышать за 10 дней:

Пояснение: в Дацане существует определенный психотип людей, который, замечая в тебе нечто ненадлежащее, подбегают к тебе за 5-10 метров, и с огромной возбужденностью, как будто произошел апокалипсис, или ты совершил нечто ужасное, рассказывают со странным оттенком в глазах о твоем проступке. К этому психотипу может относиться человек любого курса. Слушать это следует как монолог, и на все соглашаться. Некоторые будут пытаться посмеяться или подчеркнуть свое вышестоящее достоинство по сравнению с тобой. Это особо выдающиеся и шизанутые элементы.

А многих из этих правил ты узнаешь пост-фактум, некоторые правила рассказывают сразу. И такое ощущение, что этот пост-фактум не заканчивается никогда. Я ежедневно слышал 5 новых правил и 5 новых замечаний.

Сами правила:

- пропускать за 5 метров и кланяться каждому старшекурснику и ламам, то есть всем.

- сидеть со скрещенными пальцами плохо - это значит, что ты символизируешь фигу, так не следует.

- сидеть со скрещенными ногами неуважительно.

- нельзя сандали, тапки, только кроссовки.

- нельзя кроссовки без носков.

- носки должны быть.

- штаны должны заправлены в носки.

- у меня не было пояса, я пошел, купил пояс в их же магазине – коричневого цвета, это была моя ошибка – пояс должен быть желтый.

- футболка под костюмом должна быть желтого или красного цвета, но розовая тоже может быть =) Мне посоветовали говорить, что розовая это выцветшая красная.

- пояс нужно носить определенным образом.

- хинжу (покрывало на плече) нужно носить определенным образом. За неправильное ношение хинжи я получал 5 замечаний в день. Один раз я ее надел на оба плеча, и мне потом публично высказывали, что я видимо уже очень зазнался и ношу ее как высокопоставленные. Какой-то странный юмор. Объяснение получено было с такой неподдельной обиженностью на быдло акценте и причмокиваниями. Хотя я просто не знал, как ее надевать.

Спустя неделю замечаний я научился ее носить правильно. Носить ее правильно сложно, она все время падает в правильном положении, в котором нас учат ее носить.

- если ты постирал форму, а ее обязуют стирать, тебе придется 10 раз объяснять, что ты ее постирал каждому вышеуказанному возбужденному психотипу. И в конце этого разговора они скажут тебе укорительно: «чтобы ты потом ее надел». Как будто ты все равно виноват. Хотя и не стиранная форма плохо и ее отсутствие плохо.

- одно из самых шизанутых правил… каждому курсу предназначен свой стол в столовой. На нашем курсе было 27 человек, на один стол вмещается 8 человек. Нельзя садиться за второй свободный стол первого курса пока полностью не заполниться первый стол 8 людьми. А учитывая, что там сложно проходить и низкие скамейки – это все вызывало приличные затруднения.

- нельзя носить сумку ниже пояса. Это в тему определенного психозного отношения к тибетским письменам. Всё, где начертана хотя бы одна тибетская буква приобретает священное значение.

- нельзя класть книги и тетради на диван, на том где сидишь или лежишь.

- нельзя класть что-то на книги.

- нельзя ходить по горо в неположенную сторону. Горо это священный круг по краям территории дацана.

- обращаться ко всем, кто старше курсом положено на Вы. Однажды я обратился к Ламе на ты, когда только пришел за что получил приличную порцию мата.

Диалог звучал так:

Лама: привет, как тебя зовут?

Я: «Имя». А тебя как зовут?

Лама: ты чо ох***, на вы обращаться.

- если кто-то старше курсом говорит о просьбе это приказ. По факту все-таки эта привилегия распространялась лишь на лам и особо борзых старшекурсников. По совету Н. лучше косить, говоря что у тебя доп. занятия с бакшей иначе тебя превратят в лошадь. Вообще лучше не показывать, что ты умеешь хорошо работать.

- правило соседа Н., учитывая что он тоже шизанутый в своем роде: не смотреть фильмы в будние дни и ютуб. При этом сам он достаточно много при мне играл в игры на айпаде.

- нельзя ходить без формы вне территории дацана. Например, в магазин или на речку постираться.

Выходные и свободное время:

Выходные как бы есть, а вроде бы и нет. Чтобы отпроситься на выходные нужна веская причина. Так по статистике на выходные отпускали только 20% людей. Хотя по факту свалить не сложно, за этим не следят тщательно. Также играет роль твой возраст, мелким уйти гораздо сложнее. Хотя в целом можно придумать фальшивую причину. Но мои однокурсники старались не обманывать систему, потому что система это хорошая карма. На многих все-таки действует это деграданская манипуляция. Также если ты остаешься на территории дацана лучше никому не попадаться на глаза, иначе запрягут работой. Желательно уходить на природу вблизи дацана, это дозволяется.

Проза:

Уже трудно сказать, почему я приехал в это место, почему уехал. Точно помню, что грустно и безрадостно мне стало уже в первый день. Во второй день, встретив двух доброжелательных интересных русских, мне захотелось даже остаться, начались интересные колебания внутри меня, тоскливые. «А может все таки не так здесь плохо». Помню, что мне нравилось носить форму. Все остальное у меня вызывало, наверное, грусть.

Не знаю… на меня всю жизнь довлел образ романтической жизни монаха. Рассказ Гессе «Сидхартха», отшельническая жизнь Заратустры у Ницше, образ монашеского Братства, также мне предсказывали быть монахом и всегда я об этом думал с таким блаженством и чувством умиротворения. Я не верю в предсказания, но это было подстать моим желаниям. Наверное, именно умиротворение и принятие были моими ожиданиями. Также хотелось покоя и чистоты, чего не было в моей жизни, в моей ненавистной суетной жизни.

В какой-то день мой сосед Н. посмеялся в нашем разговоре над людьми, которые бегут от своих проблем в монастырь. Так мне въелся в голову этот момент. Сейчас я понимаю, что не спроста, видимо я и принадлежал к этой проклятой категории «бегунов». Да и какими не были бы доброжелательными ребята, я не смогу с ними сойтись, потому стена существует не между нами, а внутри меня.

Вывод:

Польза есть, ее не мало, но ее не соотнести с тем временем, которое можно было бы потратить при правильной самоорганизации в миру. Вопрос, многие ли способны на эту самоорганизацию.

Чистый воздух, тишина, прокачивание мозгов, дисциплина, навык переносимости тяжелых физически и психически условий, очищение от всего фаст фуда, которым нас кормят каждый день: фаст фуд информация, фаст фуд общение, фаст фуд еда и т.д.

Ну и основная мысль, наверное, состоит в том, что Россия не заканчивается нигде, от нее не спастись. Именно так я понял великий «Зеленый слоник» и именно так он стал моей жизнью. Это весело и грустно.