Найти тему
851 подписчик

Всеойратский поход в поддержку единоверцев в Тибет в 1637 году. "Битва у Красных гор". Гуши-хан

2,4K прочитали

Как многие читатели знают, развитие северной ветви буддизма, известного как Тибетский буддизм, исторически было во многом обусловлено поддержкой монгольских правителей. Среди таких правителей называются как великие каганы Монголии (к примеру, завоеватель/объединитель Китая Хубилай-хан считается одним из таких "патронов" Тибетского буддизма), так и лидеры отдельных монгольских племен, включая и ойратских нойонов, тайши, хунтайджи и ханов.

Относительно ойратов известно, что наш народ как минимум дважды сыграл значительнейшую роль в развитии Тибетского буддизма. Одна такая роль досталась ойратам-калмыкам, покинувшим Россию по итогам гражданской войны 1917-1922/1923 годов и осевших в США и других странах Запада, Югославии, Чехии и т.п. - эти ойраты зачастую владели глубокими знаниями о буддизме и смогли популяризовать в массовой культуре и даже передать Учение Будды Шакьямуни многим жителям тех стран, где они жили и работали. В частности, такой известный ойратский лама, как Геше Вангьял (Лиджиин Кеераб - Лиджиев Кеераб) много лет преподавал в престижнейших американских университетах и оставил множество учеников, в том числе таких как Роберт Турман (ко всему прочему это отец Умы Турман), Джеффри Хопкинс, Александр Берзин //о геше Вангъяле конечно надеемся в будущем написать отдельную дзен-статью//. Относительно же "другой роли", то ее сыграли объединенные войска всех ойратских племен в далеком 1637 году, когда ойратские конники добрались до Тибетского нагорья и помогли установить среди тибетских племен (а таким образом в дальнейшем и среди всех монгольских народов преобладание того направления Тибетского буддизма, которому мы, ойраты, и в том 1637 году, и сегодня привержены - традиции Гелуг, также известной как "Желтая вера" (на ойратском языке примерно звучит как "Шар Шааджин"). Мы выше использовали формулировку "как минимум дважды", поскольку есть мнение, что сам создатель традиции Гелуг, "в Тибетском буддизме канонизированный как "второй Будда"", известный буддийский учитель Цонкапа (на ойратском "Зунква", 1357-1419 года жизни в том воплощении) по отцу был монгол (и очень даже может быть, что именно ойрат, поскольку дээд-монголы, населяющие Тибетское нагорье, преимущественно по языку относятся к ойратам, и до 1580-годов ойратов на Тибетском нагорье, как отмечают монгольские летописи, было очень много).

Статуя Цонкапы в амдоском монастыре Кумбум. Источник изображения: Википедия
Статуя Цонкапы в амдоском монастыре Кумбум. Источник изображения: Википедия

Итак, после некоторой вводной части, приступаем к описанию событий, вначале цитируя "Дэбтэр-чжамцо" — источник по истории монголов Куку-нора (перевод Р. Н. Дугарова от примерно 1983 года):

"Гуши-хан [выступил] из Джунгарии в году огня — мыши (1636) не из-за своего корыстолюбия, а только в интересах религии. Войска Батур-хун-тайджи были наиболее подготовленными к войне. Войска ойратов, более чем тумен (10 тысяч), [перешли] по льду реку Или и Тарим, Хайдак и большие болота в начале зимы. И дошли до местности Нэпэлун-гэр в Куку-норе. Дали отдых людям и лошадям. ... В начале месяца года огня — коровы (1637) прибыли в верхнюю [часть] Куку-нора. Одновременно разгромили три тумена войск Цогта. Вершины двух гор покраснели от крови, и с тех пор эти вершины называют Большим и Малым Улан-Хошо. Сын (Гуши-хана) Даян-тайджи и другие, преследуя остатки войска по льду [реки] Лхаргэл, разгромили [их]. Некоторые из них (воины Цогта) сдались в плен на левом [берегу], в степи, которая теперь называется Шахалта. Цогт-нойон был пойман в норе тарбагана, где спрятался спасаясь [от преследования]. ... Батур-хун-тайджи с нойонами и слугами вернулся на родину, приняв ван дорчже-пренбы. Гуши-хан с нойонами и слугами и Чжидшод Дэба-Идшпн и другие пожаловали в Уй. Царю присвоили титул Данцзин Чхойчжила перед [ликом] чжошага...

В год железа — змеи (1641) с большой армией вторгся [Гуши-хан] в Цзан, следуя через [местность] Дам. ... Царь полностью объединил тринадцать туменов Тибета и преподнес [атрибуты власти] Далай-ламе. Хотя Далай-лама мог возвеличить религию, но был не в состоянии справиться с раздробленностью [Тибета]. Говорят, что в дальнейшем все законы были установлены по его желанию и был составлен Великий закон по примеру царя религии (Хубилая) и Пагба-ламы. От этого еще сильнее укрепилась вера в душе (Гуши)-хана. В то время большие монастыри Нинмапы не могли преодолеть внутренних разногласий. Простой народ обходился общими сокращенными поучениями. В течение девяти лет в областях Уй и Цзан, я Бу-ру, и Нанг-цзэ распространилось тайное [тантрическое] учение. Говорят, что в течение десяти [лет оно установилось] во всем Уе и Цзане. Конечно, было немало изменений и исправлений в значении [поучений], многое переосмысливалось...

Относительно событий после "объединения" Тибета ойратскими войсками интересно также процитировать тибетского летописца (источник - "История Тибета" Агван-Лобсан-Чжамцо, написанная весной 1643 года):

"Индийский царь /Ра/-ко-шин, непальский король из Ямбу и многие владыки /других государств/, такие как правитель Нгари, каждый в соответствии с обычаями своей страны, поднесли /Гуши-хану/ дары".

Гуши-хан. Фреска из храма Джоканг. Фотограф Brian J. McMorrow. Источник изображения: Википедия.
Гуши-хан. Фреска из храма Джоканг. Фотограф Brian J. McMorrow. Источник изображения: Википедия.

Вышеуказанный Гуши-хан (известен также как Тюрю-Баирлху, Туру-Байху, Гуши-Номин-хан, годы жизни 1582—1654), являлся сыном хошеутовского тайши Ханай-нойона Хонгора и Ахай-хатун, по мужской линии происходил от младшего брата Чингисхана Хасара. В начале 17 века правители ойратских племен начали, как говорят многие современные ойраты, практиковать буддизм в форме традиции Гелуг Тибетского буддизма. Соответственно, при начале определенных гонений на последователей традиции Гелуг в Тибете и Кукуноре, ойратские войска оказали поддержку "единомышленникам".

Как отмечал Батур Убаши Тюмень в своем труде "Сказание о дербен ойратах", в походе на Тибет 1637 года участвовали все племена ойратов (он сам указывает в таком порядке: торгоуты, зюнгары, хошеуты, дербеты), автор даже встречался с версией, что в этом самом сражении - для краткости назовем ее битвой у Красных гор, хошеуты под руководством Гуши-хана стояли в центре, торгоуты - на правом фланге, цоросы - на левом (после чего и получили такое название, как "зюн гар"), дербеты и хойты - были в резерве и в решающий момент боя смогли с свежими силами атаковать и решить исход сражения (есть сведения, что источником описания битвы является ойратское сочинение "История Хо-Урлюка", но автор его пока нигде не нашел).

Исходя из вышеприведенных цитирований источников мы можем сделать вывод, что ойратская армия могла быть представлена многими ойратскими племенами - Гуши-хан привел хошеутов, Батур-хунтайджи вполне мог привести воинов из остальных ойратских племен - известно, что в те годы - по крайней мере до 1640-го года, ойраты действовали довольно дружно, доказательством чего служит и ойратско-монгольский съезд 1640 года, когда Батур-хунтайджи организовал и провел съезд правителей ойратских и халха-монгольских племен (не присутствовали в основном нойоны из Южной Монголии, которые уже тогда ориентировались на маньчжурских правителей).

Как отмечают хроники, более чем тумен ойратов одолели тридцать тысяч оппонентов (которые прибыли из Центральной Монголии), затем часть ойратов вернулись домой (во главе с Батур-хунтайджи, который за этот поход и получил титул "Эрдэни" (драгоценный) от Далай-ламы V), а часть ойратов осталась в Тибете и помогла объединить тибетские племена под администрацией Далай-ламы V, способствуя распространению именно Желтой веры - традиции Гелуг, в Тибете и даже "получая дары" от различных правителей из Индии, Непала и других регионов. Отметим, что ойраты обладали большой властью на Тибетском нагорье - напрямую в Коконурском ханстве (Гуши-хан и основал это ханство, став первым его правителем) и опосредованно в самом Тибете (потомки Гуши-хана от его сына Даян-хана занимали важное положение в Центральном Тибете в администрации Далай-ламы) примерно до 1723 года, когда маньчжуры, тогда правящие Китаем, смогли "выбить" джунгарские войска из этой "крыши мира". Конечно, стоит добавить, что существует стойкое ощущение, что Цинская армия смогла занять регион во многом благодаря междоусобицам между собственно ойратами - джунгары воевали с хошеутами, что уже сильно ослабило сопротивление явившимся вскоре войскам империи Цин, но это скорее тема отдельной дзен-статьи.

Виды гор в Хошеутовском ханстве глазами монгольского режиссера госпожи Баатарсурэнгийн Шуудэрцэцэг. Кадры из фильма "Ану хатан". На самом деле горы в Коконуре немного другие, заставляют вспомнить о "Джангаре" - широкая равнина и громада гор "стеной" и схожей высоты.
Виды гор в Хошеутовском ханстве глазами монгольского режиссера госпожи Баатарсурэнгийн Шуудэрцэцэг. Кадры из фильма "Ану хатан". На самом деле горы в Коконуре немного другие, заставляют вспомнить о "Джангаре" - широкая равнина и громада гор "стеной" и схожей высоты.