Найти тему
Четыре Семерки

Deep Purple и Led Zeppelin. Забавное

Читать ворохи интервью прошлых лет, которые в разное время давали участники любимых групп наверное не менее интересно, чем путешествовать на машине времени в прошлое. Многие вещи предстают в совершенно ином виде, чем думал всегда, а еще попутно всплывают имена и события, каждое из которых - как тропинка, по которой можно пойти и узнать очень многое о том мире музыки, который существовал в далекие уже 60-ые и 70-ые. Тем более сейчас это намного легче сделать. Увидел неизвестное для себя имя или название группы? Забиваешь в поисковик и читаешь...

Да. В 90-ые и раньше я и мечтать не мог о таком. Любая информация о зарубежных музыкантах тогда была на вес золота.

Если читать не просто так, а попробовать придерживаться некой линии или темы, то результат может оказаться еще интереснее.

Перечитывая подборку интервью Ричи Блэкмора в эти дни я старался держаться одной любопытной для меня темы, а именно - взаимоотношения музыкантов двух великих групп 70-ых - Led Zeppelin и Deep Purple.

В нашей стране, так уж сложилось, между ценителями музыки этих двух коллективов всегда было негласное соперничество. Люди вообще очень любят разделяться на "красных" и "синих" по какому-нибудь признаку, или выбирая себе разных кумиров, а потом до посинения выяснять - какой из кумиров "круче". Увлекательное занятие, и старое, как мир.

Как то так сложилось, что в этой негласной "войне фанатов" именно у нас, на постсоветском пространстве перевес всегда был скорее у Deep Purple, нежели у поклонников "цеппелинов". Хотя во всем остальном мире, скорее наоборот. Но у нас специфика своя. Как то легче ложится на ухо русского человека именно музыка Deep Purple, чем более блюзовая в своей основе музыка Led Zeppelin? Вопрос спорный. Во всяком случае, как я заметил, у нас каждый авторитетный и виртуозный местный гитарист получал прозвище "блэкмор", если он, конечно, проявлял свои таланты именно на ниве хард-рока! По крайней мере так было раньше.А вот "пейджа" можно было встретить куда реже. Тем не менее, уверен, что и армия поклонников "цеппелинов" у нас тоже велика. А самые мудрые и познавшие дзен и вообще ничего не выясняют и ни с кем не "воюют", а с удовольствием слушают музыку обоих групп!

В общем, я слегка увлекся. Сегодня - фрагменты интервью Ричи Блэкмора, в которых они освещают взаимоотношения двух великих групп от первого лица.

Весьма познавательным в этом смысле оказалось интервью Ричи Нилу Джеффрису, которое он дал 9 сентября 1995 года.Я не буду публиковать его полностью, но выделю забавные, как мне показалось, фрагменты...

Итак, поехали!

Ричи Блэкмор.
Ричи Блэкмор.

О старых добрых временах...

"- В вашей биографии на лейбле указано, что вы играли в The Outlaws, и что там же играл и Джимми Пейдж.

- Нет, я играл в группе Нила Кристиана The Crusaders. Пейджи тоже играл в The Crusaders. Альберт Ли играл в The Crusaders. Джефф Бек играл в The Crusaders (смеется). Все эти ребята!

- Вы когда-нибудь играли вместе с Джимми?

- Хм, я играл с ним на одном фестивале, и однажды я записывался с Джеффом Беком, Джимми Пейдж нас продюсировал, это было в 64-м или 65-м. Я не помню, для кого мы тогда записывались. Но это было интересно. Тогда я впервые познакомился с Джеффом Беком Никогда не забуду, как он играл соло – великолепное соло! Я спросил его: «Как тебя зовут?». «Джефф Бек». «С кем ты играешь?». «С The Tridents». И я сделал ему сдержанный комплимент: «Никогда о тебе не слышал». Но я имел в виду: «Никогда о тебе не слышал, но ты так хорошо играешь, что должен быть известен». Это его задело, потому что когда я снова увидел его в 67-м или 68-м и сказал: «Привет! Я Ричи!», он ответил: «Ричи? Ричи? Извини, никогда о тебе не слышал» (смеется). Но я не это имел в виду, и он это знал – сволочь! Но в 64-м он уже был великолепным гитаристом. Я думал: «Кто такой Джефф Бек? Откуда он?». Я знал Пейджи и всех остальных ребят.

- Вы с Пейджем брали уроки у Большого Джима Салливана. Кто был первым?

- Я не знал, что он ходил на уроки к Большому Джиму. Я знаю, что он часто занимался с Большим Джимом сессионной работой. А я брал у Джима уроки. Когда мне было 13 лет, я постоянно сидел у него на пороге. Он тогда играл с Марти Уайлдом и группой The Wildcats. Джим был для меня богом, потому что у него был Гибсон, и он действительно умел играть. Невероятно. Когда тебе 13 или 14… В те дни я часто слушал Марти Уайлда по радио, это был чистый рок-н-ролл. Точнее мне было 15, я помню это шоу – хотелось бы покопаться в архивах радио, потому что там было много хорошей игры на гитаре. Там впервые прозвучала квакушка – задолго до своего времени. Это было где-то в 60-м или 61-м. Задолго до Хендрикса. Он играл «The Cryin’ Game» – хотя Пейдж и заявляет, что это он играл «The Cryin’ Game». Тоже самое я заметил и с The Kinks. Дейв Девис исполнил соло в песне «You Really Got Me», но Пейджи всегда говорит, что играл там он. Даже Рэй Девис сказал: «Не знаю почему все говорят, что там играл Пейдж: соло играл мой брат». Но для Пейджа это нормально. Ему нравится говорить: я играл то, я играл это. Мне кажется… он делает так – люди спрашивают его, играл ли он в такой-то песне, он отвечает, что играл, но не упоминает, что играл только на ритм-гитаре. Может быть, так все и было. Потому что Рэй Дэвис должен лучше знать, кто играл на его же песнях, чем Джимми Пейдж.

- Похоже, вы хорошо помните то время.

- То время да. После 71-го все начало расплываться. Тогда начались огромные туры, и всего стало через край. А в шестидесятые все было очень просто, и все казалось интересным. В семидесятые все уже было перепробовано, и все уже не казалось таким удивительным. Мне нравились те времена. Но опять же, я люблю их вспоминать, потому что мне повезло с карьерой. Многие музыканты, с которыми я тогда играл, не любят вспоминать то время, потому что они так и остались на том же уровне.

- А Джимми Пейдж всегда говорит, что ничего не помнит.

- Когда я говорю с Пейджи о Ниле Кристиане, он всегда смотрит на меня с недоумением – не понимаю почему. Хочется сказать: «Да ладно, Джим, ты стал суперзвездой, можешь признаться, что когда-то играл в маленькой группе». В чем проблема? «Нет, я такого не помню». Он все помнит, но не хочет об этом говорить."(с)

Ричи Блэкмор.
Ричи Блэкмор.

В следующем фрагменте Ричи освещает тот поворотный момент, когда Deep Purple уверенно свернули на тропу тяжелого рока. Множество фанатов почему то считают, что именно Purple были основателями хард-рока, но тут Ричи ясно указывает, что именно звучание двух дебютных альбомов "дирижабля" дало толчок к началу работы над In Rock.

Читаем...

Как Ричи Блэкмор решил изменить стиль Deep Purple...

"- По поводу «Концерта для группы с оркестром»… Джон говорил, что вы были недовольны, что это мероприятие выставило в центре внимание его, а не вас.

- Это правда. Я был недоволен, потому что… Мы уже год или два играли с оркестрами, но мы же были рок-группой. Я не понимал почему мы продолжаем работать с оркестрами. Меня это начинало бесить. Когда мы отыграли так первый раз это было что-то новенькое: рок-группа выступает с оркестром. Мне не очень понравилось, но у нас все получилось. Это был просто эксперимент.

А потом он написал еще один концерт – мы должны были играть и его. Я заявил: «Нет, я этого делать больше не буду. Я играю в рок-н-рольной группе. Джон, мы должны записать рок-н-рольный альбом для вечеринок. Бесперебойный тяжелый рок-н-ролл».

Я был впечатлен работой Zeppelin и хотел работать в таком же стиле – если бы ничего не получилось, мы бы до конца жизни играли с оркестрами. Как помню, я так ему и сказал. Тогда мы записали «Deep Purple In Rock», который, к счастью, получился успешным. Через полгода кто-то сказал мне: «Эту пластинку всегда ставят на вечеринках». Мы специально ее такой и записывали, чтобы каждая песня была напористой. Там не было никаких колыбельных. Не было выпендрежа, который всегда только мешает на вечеринках. Песни звучали в разных темпах, но одинаково энергично. Все получилось. Я был очень доволен «Deep Purple In Rock», потому что больше не хотел играть с оркестрами."(с)

Джимми Пейдж и Роберт Плант
Джимми Пейдж и Роберт Плант

О плагиате и заимствованиях...

"- Роджер рассказывал, что «Black Night» вы написали пьяными после бара, когда вам велели записать сингл.

- Верно. Так и было. Приятные воспоминания. Мы пошли в паб неподалеку от Кингсвей в Холборне. Наши менеджеры – прямо как в The Rutles – заявили нам: «Ребята! Вам нужен хит!». Нам нужен хит? Боже, сам бы я не догадался! Представляете, они так и говорят: «Вам нужен хит, вам нужно попасть в хит-парад, вам нужно попасть на телевидение…». «Черт возьми! Мы бы и не догадались! Гениально!».

Итак, мы выпили и вернулись в студию. Я начал наигрывать басовый рифф из «Summertime» Рики Нельсона, который звучит вот так: (напевает рифф), мы сыграли его в ритме шаффл. Основная тема «Summertime» такая же, как и в «Hey Joe» - и это еще до выхода «Hey Joe». «Summertime» выпущена в 62-м. А потом в 68-м Джими сыграл ту же тему. Тогда я подумал, что если он смог позаимствовать основную тему, то мы вправе позаимствовать басовую. Мы только добавили пару моментов, которые хорошо туда вписались. Внезапно песня заняла первое или второе место. Бедный старина Рики Нельсон, или аранжировщик этой песни – басист с гитаристом.

Иногда я слышу песни… Я очень дружил с Бонзо из Led Zeppelin. Как-то мы сидели в Rainbow, и то ли он был совсем пьян, то ли ему было плохо. Мы пили, а он сидел, уставившись в стол. Он сказал мне: «Наверное, нелегко постоянно наяривать (поет «Smoke On The Water»). «Да, так же, как наяривать (поет «Whole Lotta Love»). Мы, по крайней мере, ни у кого ее не украли!». «О чем ты? Бред!». «Я точно знаю, откуда вы взяли этот рифф (напевает рифф «Whole Lotta Love»), вы взяли его из «Hey Joe», просто сыграли в другом ритме».

Он задумался. «А «Immigrant Song» это «Little Miss Lover». «О чем ты?». (Напевает рифф)… Он был недоволен. Но он первый начал! Потом мы поднялись в туалет. Мы стояли у писсуаров, и он спросил: «Рич, ты это серьезно?». «Нет, я просто хотел над тобой поржать». «А, да я тоже. Нам всем найдется место на вершине». Мы помочились и спустились пьянствовать дальше.

Он это обожал, он любил конфликты, и я ему их устраивал. Никогда не забуду, как он стал говорить, что и у кого мы украли, а я в ответ стал говорить, откуда брали свой материал они. Забавно было видеть, как он задумался: «Пейджи, засранец, теперь я знаю!». Хорошие времена. С Джоном Бонэмом и Китом Муном было очень весело." (с)

 Джон Бонэм
Джон Бонэм

На самом деле интервью весьма длинное и крайне интересное. Любопытным советую найти и прочитать его полностью, там много всего познавательного. Я только взял то, что касалось темы Zeppelin и Purple.

Полный текст интервью по ссылке: https://vk.com/@richard_hugh_blackmore-intervu-richi-nilu-dzheffrisu-9-sentyabrya-1995-goda

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Другие статьи автора:

Sweet или Slade? Битва гигантов

Tarja Turunen. Десять лучших треков

От Black Sabbath к Heaven and Hell