Представляю вам первую часть очень интересного и познавательного интервью с бывшим священнослужителем, который после 20 лет служения в Русской православной церкви пришел к атеизму. Респондент захотел сохранить анонимность, поэтому ниже он представлен заглавной буквой С.
Тр.: Почему Вы стали бывшим священником?
С.: Потому что после почти 20 лет жизни в Церкви постепенно и сознательно пришел к атеизму. А когда осознал это, то тихо и мирно, без конфликтов, просто повесил рясу на гвоздик - и ушел. Чтобы по-честному, никого не дурить и не пользоваться своим положением священнослужителя, не имея религиозной веры. До сих пор иногда звонят и предлагают варианты назад вернуться. Хорошие люди. Но я не вернусь.
Тр.: Чем Вы занимались до своей службы в Церкви? По каким причинам Вы пришли в Церковь? Был ли это некий религиозный опыт, или влияние окружения, семьи? Что сподвигло пойти служить в монастырь? Почему решили получить богословское образование?
С.: Я бывший иеродиакон. Мое церковное руководство усиленно тянуло меня к священническому духовническому служению, но я всячески от этого уклонялся — не хотелось мне начинать людей учить «как спасаться», хотелось сперва самому научиться.
Как я к этому всему пришел.
Я был обычным советским мальчиком, выросшим в интеллигентной семье. Запоем читал фантастику, увлекался астрономией. Кстати, прозвучит странно, но как я сейчас считаю, увлеченность фантастикой, именно «серьёзной» советской и зарубежной фантастикой, с её упором на «последние вопросы бытия» уже была некой первой подготовительной ступенькой к религии. Потому что в фантастике так или иначе отчетливо звучит полемика европейских народов со своим христианским прошлым.
Но если для писателей-фантастов середины 20-го века эта полемика была шагом ОТ религии, то для советского мальчишки это был наоборот шажок от наивного «бытового» советского атеизма к неким базовым первоосновам религиозной мысли. Эти первоосновы звучат у всех, от Брэдбери до Лема. Знаменитый роман полного атеиста Ефремова «Час Быка» целиком по своей структуре — евангелие. Я могу это элементарно подтвердить без всяких выдумок и конспирологии.
Итак, я был с детства атеистом, но это был наивный атеизм, основанный на полном невежестве в вопросах религии. Окончил школу, поступил технический институт.
А потом грянула перестройка. Это была эпоха, когда у всей страны немного поехала крыша. А также эпоха, когда вся страна запоем читала всё то, что нельзя было раньше. Наверное, лет 10 непрерывно читала (и дочиталась).
В те времена даже либерально-западнические журналы всячески печатали русских религиозных мыслителей — это считалось прививкой от коммунизма и возвращением к «той России, которую мы потеряли». Либеральный рупор перестройки «Огонёк» выходит с огромной статьей о Серафиме Саровском на два разворота — это всё равно как сейчас двухчасовая «проповедь батюшки» на Эхо Москвы.
Религиозные мыслители и современные апологеты открывают для меня совсем другую религиозную вселенную, о которой я и не подозревал — это, оказывается, не темные старушки с карикатурными попами, а целое сокровище изощренной мысли. Мысли, дающей потрясающие ответы на те самые вопросы, которые меня так горячо волновали.
Короче, институт уже становится неинтересен. Чего штудировать все эти зубодробительные интегралы, когда такие перспективы открываются. Какое-то время работал в разных сферах деятельности.
Ну, а потом собственно церковь. Познакомился с батюшкой храма, расположенного недалеко от моего города. Крестился, воцерковился. Потом он предложил перейти на работу в храм и стать пономарем. Фактически, я стал жить в храме. Так и прожил несколько лет. Но этого было уже мало. Надо уже было отыскать то, о чем писалось не у религиозных философов, а в усердно читаемых мною святоотеческих книгах. Дальше — больше. Семинария и монастырь.
Как видите, в те бурные времена не надо было никакого особого религиозного потрясения, мистического опыта, озарения и тому подобного. Те времена сами по себе и были потрясением. И в церковной среде, в монастырских стенах я встречал уйму таких людей, как и я, прошедших примерно такой же дорожкой — и гораздо более умных, чем я.
Уже в наше время прочел у одного автора высказывание, которое как-то сразу запомнилось. Не могу его сейчас найти, чтобы точно процитировать, поэтому процитирую примерно, по памяти:
«РПЦ должна быть по гроб благодарна «совку» за воспитание таких наивных и высоких духом людей. Это сейчас монастыри получают контингент людей или с отклонениями или церковных карьеристов, а тогда (во времена "перестройки" и в 90-е) люди с университетским образование и учеными степенями бросали всё и шли на бескорыстное "служение" исключительно ради религиозной истины».
Примерно так и было.
Последние несколько лет отслужил в Москве, после чего в начале 10-х отслужил свою последнюю литургию и ушел.
Вот, вкратце, все этапы большого пути.