Сергей Дмитриевич Шереметев, отвечая на вопросы тех, кто не совсем понимал, зачем он пишет свои мемуары и воспоминания, написал так:
«Иные критически относятся вообще к запискам и недоумевают о цели их. А я скажу этим досужим критикам: неужели им не доставляет удовольствия сохранить черты лиц близких или таких, с которыми в жизни приходилось сходиться на том или другом поприще, или же просто в дружной семье в молодости, столь от нас далекой, о которой воспоминание не может заглохнуть в нашем сердце? Неужели им не приятно сохранить фотографические снимки с этих дорогих или просто приятных лиц, переносящих вас в хорошее прошлое, от которого вы никак не можете отвернуться, которое вам дорого и близко? Не то ли самое и записки, не те ли это фотографические снимки, не тот ли это фиксатив, который удерживает следы бледнеющего и стирающегося карандаша, и путем такого сохранения не раз, может быть, сохранит ту или другую, дорогую, подчас и семейную и историческую черту?»
В мемуарах графа Сергея Дмитриевича Шереметева уделено особое внимание истории усадеб, принадлежавших семье Шереметевых. Эти воспоминания, дополненные семейными фотографиями графов Шереметевых, создают неповторимую и многогранную картину давно ушедшей жизни, в которой Шереметевы были покровителями искусств и меценатами, а также новаторами во многих сферах — от пожарного дела до строительства первых подводных лодок.