Ранняя пташка, Джаспер Ффорде
#Антиутопия, фэнтези, #детектив, квест, социальная фантастика
Наконец, появилось время начать (и закончить) с другим романом Джаспера Ффорде, чтобы уже составить хоть какое-то представление об авторе, поразившем меня своими «Оттенками серого» (не теми, которые… а теми, которые «Полный вперёд назад»; если ещё не читали — категорически рекомендую).
Если кратко о том, что это за книга:
социальный памфлет с туповатым юмором
Самая большая ошибка любого автора: лить воду до середины книги. Если бы это не был автор тех самых «Оттенков серого», я бы закрыла всё это, не дойдя даже до шестой главы. Но я ждала, когда автор перестанет валять дурака. И таки да, временами он брал себя в руки и, со скрипом, но пытался писать.
Именно пытался.
В «Благодарностях» автор честно признаётся, что у него — творческий кризис! Который тянется аж с 2014 года:
В первую очередь я благодарю вас, мой милый, дорогой читатель, за то, что вы держались со мной на протяжении всего периода 2014–2016 годов, который я теперь называю своим «творческим застоем».
И несмотря на то, что «Пташка» написана в 2018 году, я делаю вывод, что творческий кризис, увы, так и не закончился. А даже усугубился.
Для сравнения - первая книга «Оттенков серого» была опубликована в 2011 году. Вторая книга (ведь тут предполагалась серия) - ТАК ДО СИХ ПОР И НЕ ВЫШЛА.
Где-то по пути автор сломался.
Он всё ещё пытается демонстрировать (вернее, подражать) своему блестящему «английскому иронизму». Но увы.
– А у ее предшественника?
Ответила мать Фаллопия:
– Тело вернули, но без головы.
– Да, – задумчиво подтвердил Логан. – Я тогда еще подумал, как же это некрасиво.
Ещё пример:
«На прошлой неделе кто-то подровнял рога впавшим в спячку лосям и причесал шерсть шести из восьмидесяти девяти мамонтих. А в доме, – продолжал Икабод, – из мюсли выбрали весь изюм, украли любимую пластинку Гретель, а все книги в шкафу переставили».
«В алфавитном порядке?» – спросил Ллойд.
«Нет – согласно художественной ценности».
«А».
Эти туповатые диалоги вставлены в сюжет настолько криво, автор мог бы и не извиняться за свой «прошлый» творческий кризис.
Иногда прорываются всё же эти типичные ффордовские метафоры, типа:
Я простоял в маринаде жалости к самому себе минут десять или около того…
Во второй половине романа автор, за неимением вменяемого сюжета, поднажал на критику социальных недугов. Понятно, что не недугов придуманного им мира, а вполне себе мира реального.
Тут вам и несправедливость распределения материальных благ (в этом месте автор даже ну почти называет вещи своими именами), и даже болезненный вопрос падения рождаемости, который государство решает бессмысленными запретами. (А когда эти вопрос пытаются решать частные корпорации, всё становится только хуже).
Натянуто, подвешено и намешано. И юмор блестит не в тех местах, где он по-настоящему нужен.
Главный герой «Пташки» — какой-то замороженный марти-сью. В критический момент его всегда кто-то спасает, а под финал без особых усилий он получает руководящую должность.
И после этого какой-то автор пишет в отзыве на Литрес, что язык у Ффорде в «Оттенках серого» - сероват! Нет, вот как раз там автор выдал всё, что мог, на все 200 процентов! А потом сдулся.
Финал у Пташки всё же присутствует, натянутый, но он есть. Всем сёстрам по серьгам, быстренько пробежаться и закрыть все сюжетные линии и одарить всех персонажей. Но у меня остались вопросы:
1. Кто такая Гретель (она же - Грымза, ой, спойлер)?
2. Кто откусил таки ГГ мизинец?
3. Кто такой Фоддер и КАКОГО ОНО ПОЛА?
Впрочем, если «Пташка» - это #сказка, то претензий нет. Пусть будут призраки и мифологические персонажи. Но если это - рассказ о борьбе человека с грызущими его психическими демонами?… тогда да, тогда с этой стороны сюжет выглядит совершенно иначе! Но даже в этом случае автор не дожал и не вытянул.
А также читайте о последних достижениях прогресса:
Что такое финал и что такое клиффхэнгер
Как надо оценивать фантастику по ТРИЗу
Как распознать сьюху