Птицам (а также дронам), пролетающим над самой южной точкой итальянского «сапога», открывается изумительный вид. На невысокой горе – старинный замок, очертаниями напоминающий корабль, который кормой обращен к Мессинскому проливу, что разделяет Апеннинский полуостров от Сицилии. А за ним, за проливом, – белая громада Этны. Кажется, вулкан растет из подземного царства Аида и упирается куполом в облака. Он похож на Атланта, изнемогающего под тяжестью небосклона.
Но сейчас не про вулкан, а про замок, который носит имя Святого Никиты, или по-итальянски Кастелло ди Санто-Ничето. Его построили византийцы в XI веке и назвали в честь стратега Сицилии Никиты Патриция. Этот, по-видимому, талантливый военачальник в 790-е годы защищал эти земли от беспрерывных набегов сарацинских пиратов, а впоследствии ушел в монастырь, посвятив десятилетия жизни противостоянию с иконоборцами, правившими тогда в Константинополе. За эту, вторую и, пожалуй, самую важную часть своей жизни Никита Патриций стал Никитой Святым.
Позднее, после 1050 года, на эти земли пришли норманны и превратили замок Святого Никиты в неприступную твердыню, усилив стены и построив несколько квадратных башен. В XIII веке, когда южная Италия стала ареной ожесточенной борьбы между королевством Арагон и Анжуйским домом, Санто-Ничето несколько раз переходил из рук в руки, пока в XIV века не закрепился за анжуйцами.
Однако прошло полтора столетия и у замка снова поменялись владельцы. На крепость напало ополчение соседнего города Реджо-ди-Калабрия, которых поддержал герцог Калабрии Альфонсо II из арагонского дома. Ополченцы те еще вояки, вряд ли бы они смогли овладеть такой неприступной твердыней как Санто-Ничето, но кто-то из них оказался смышленым парнем и подсказал нетривиальное решение. Из соседних деревень реджийцы собрали внушительное стадо коз, прикрепили к рогам животных свечи, а когда на Калабрию упала стремительная южная ночь, свечи были зажжены. Защитники замка подумали, что к стенам подступила вражеская армия, бросились в атаку, оставив замок без защиты. Что произошло дальше, нетрудно догадаться.
После штурма Сан-Ничете был разграблен и постепенно пришел в запустение. Последнее письменно упоминание о жизни в замке относится к 1604 году – в документе одного з монастырей сказано, что крепость относится к баронству Мотта Сан-Джованне. И, собственно, все.
Вот такая история. Замок в неплохом состоянии дожил до наших дней и сегодня доступен для посещения туристами. Когда пандемия отпустит, надо ехать.