Найти тему
Орская хроника

Без звезд и без памяти

Когда началась Великая Отечественная война, они плечом к плечу встали на защиту Родины. А она потом их... забыла в старых могилах, над которыми теперь ковыль и которые отыскать можно с огромным трудом. В Орске такие солдатские захоронения тоже есть. И, как оказалось, в большем количестве, чем предполагалось.

Когда Нина Русенко в этом году пришла на Покровское старогородское кладбище, чтобы почтить память своих близких, а также солдата Николая Филатова, скончавшегося в одном из орских госпиталей, то обомлела. Оградка и пятиконечная звезда на воинском погребении, которые она красила два года назад, исчезли.

Неизвестные унесли ограждения и с других солдатских захоронений, расположенных неподалеку.

– Хоронили здесь солдат, умерших от ран в госпитале № 3640, который базировался тогда в школе № 49, – рассказывает Нина Петровна. – Мне было всего два-три года, поэтому о тех событиях я помню лишь со слов мамы. Она растила нас с бабушкой одна, поскольку отец воевал, как и у остальных детей с нашей улицы. Хорошей подмогой для таких женщин, как моя мама, стали ранбольные, которые уже шли на поправку. Они свет чинили, провода тянули. А в 1943 году в госпитале случилось отравление, несколько человек из выздоравливающих погибли, в том числе Николай Федорович Филатов. Его похоронили отдельно от остальных солдат, рядом с гражданскими. А в стороне воинских захоронений было три ряда могил – это больше пятидесяти погребений.

За могилой Филатова всю жизнь и ухаживает наша собеседница.

– Мама с бабушкой этого солдата всегда поминали и нас к тому же приучили, – говорит Нина Петровна. – Мы, ухаживая за могилой бойца, который нам помогал в сложное военное время, думали, что где-то далеко кто-нибудь точно так же забоится о последнем пристанище нашего отца, который не вернулся с фронта.

Нину Русенко возмущает, что оградки и звезды украли в основном с воинских захоронений, да еще в год 75-летия Победы! Теперь там практически одни холмы со штырями…

– Разве останки этих солдат не перезахоронили в сквере Славы в 1965 году? – поинтересовались мы.

– Что вы! – восклицает Нина Петровна. – Они все остались здесь. Мы до последнего не знали об этом событии. Если бы нас хоть кто-то спросил, мы бы эти могилы показали. Перезахоранивали в основном бойцов с кладбищ поселка Первомайского да Соцгорода, с улицы Новосибирской. Однако фамилии тех, кто до сих пор лежит тут, есть на плитах в сквере Славы, есть там и Николай Филатов, будто бы их всех перезахоронили. Но ведь нет.

– А как же мемориал умерших от ран солдат, который открыли к пятидесятилетию Победы на самом Покровском кладбище?

– Там, где его установили, никогда не было воинских захоронений, – подчеркивает Русенко. – Вот и получается: вроде стелы у нас есть, где высечены имена красноармейцев, отдавших свои жизни за мир на земле, а их настоящие могилы давно забросили. И так обидно за бойцов! Неужели до них никому нет дела?..

В учетной карточке воинского захоронения в сквере Славы значится, что на площади Победы перезахоронены останки бойцов (12 урн с прахом) с городского кладбища, хотя перезахоранивали с нескольких. Всего там более 230 фамилий, среди которых числится и Николай Федорович Филатов, умерший 8 декабря 1943 года.

Полный текст: https://hron.ru/news/read/64773