Найти в Дзене
Живопись

Леопольд Шмутцлер: истинный живописец, характер романтический

Оглавление
Художник Леопольд Шмутцлер для отечественного ценителя живописи — фигура почти незнакомая. Что вполне закономерно. Так сказать: личность малоизвестная по известным обстоятельствам.
«Имбирная головка», 1920
«Имбирная головка», 1920

Дело в следующем: разбирая творчество этого (несомненно) талантливейшего немецкого портретиста (чешского происхождения) рубежа XIX-XX веков, невозможно не касаться темы его социально-политических взглядов. А коснувшись — не задуматься об ошибочности пословицы, гласящей: «гений и злодейство — несовместимы»...

«Влюбленная парочка»
«Влюбленная парочка»

Ранний карьерный взлёт Шмутцлера выглядит более чем логично. Ещё бы:
с детства отличавшийся живым восприятием и превосходной обучаемостью; получивший блестящее образование в Венской (1880-1882) и Мюнхенской (1882-1885) академиях изящных искусств; специализировавшийся на портретной живописи и сценах из жизни немецкой аристократии XVIII века, он был буквально «обречён на успех».

«Девушка у колодца»
«Девушка у колодца»
«Девушка с цветком»
«Девушка с цветком»

Важно помнить: немецкая элита позапрошлого столетия «сходила с ума» по ушедшему «галантному веку», черпая в истории XIX столетия «рецепты» идеальных общественных отношений. Эдакая, знаете ли, культурно-эстетическая вариация на тему: «Германия, которую мы потеряли». И герр Шмутцлер превосходно «разыгрывал» свои профессиональные козыри, наделяя героев портретов и жанровых зарисовок в фэнтезийных персонажей из параллельной реальности. Той, где на лицах людей — вечное благодушие, а на улицах — неизменное благоденствие. Немецкое общество интуитивно ощущало грозную поступь эры великих перемен и потрясений, и потому запрос на душевный комфорт и равновесие был огромен. Что же, у Леопольда этот «товар» не залёживался.

«Гитарист»
«Гитарист»
«Красотка с цветами»
«Красотка с цветами»

Одарённый юноша, с романтическим складом характера, многое перенял у своего мюнхенского наставника Отто Зейца. Выдающийся педагог и многоопытный мастер аллегорических сюжетов, тот «привил» Леопольду страсть к идеализации персонажей, событий, эмоций... До самого конца карьеры Шмутцлер будет стремиться к изображению изящных, утончённых, прекрасных душой и телом натур, пребывающих в окружении богатого, колоритного антуража. А умение виртуозно детализировать изображения — использовать для создания эффекта максимальной реалистичности и достоверности образов и событий.

«Милое семейство»
«Милое семейство»
«Танцовщица»
«Танцовщица»

Некоторое время Шмутцлер жил и работал в США, потом в Париже, Риме, Мюнхене. Менялись времена, сменялись и акценты творчества мастера. Всерьёз увлекшись ультраправой идеологией, воцарившейся в стране, он принялся кистью и маслом славить «несгибаемый дух великой нации». Занятный факт: именно профессор Венской академии Грипенкерль, у которого некогда учился Шмутцлер, в своё время «забраковал» работы Гитлера, закрыв тому путь в академию. Миновали годы, и один из лучших учеников Грипенкерля — Леопольд Шмутцлер — символически «извинился» за своего наставника, преподнеся Адольфу свою призовую работу, победившую на Большой художественной выставке 1940 года. Кстати говоря: тот год стал последним в жизни Леопольда Шмутцлера...

«Благодарные слушатели»
«Благодарные слушатели»
«Юная девушка с кувшином»
«Юная девушка с кувшином»

Такая вот неоднозначная фигура мирового изобразительного искусства. С одной стороны — создатель превосходных портретов и милейших жанровых сценок. Тонкий психолог от мира живописи, умевший при помощи мельчайших черт мимики и пластики наделять образы своих героев ясными, сильными, «чистыми» характерами. С другой — «продавец иллюзий», обслуживавший запросы стремительно «правевших» слоёв германского общества, на склоне лет истово веривший в идеалы «вождя». Прекрасно понимаем, почему многие наши уважаемые коллеги предпочитают и не говорить о нём со своей аудиторией.

«Испанка»
«Испанка»
«Цыганка»
«Цыганка»

Понравилась статья и канал? Подпишись! Спасибо!

Сайт: nnart.site