Художник Леопольд Шмутцлер для отечественного ценителя живописи — фигура почти незнакомая. Что вполне закономерно. Так сказать: личность малоизвестная по известным обстоятельствам.
Дело в следующем: разбирая творчество этого (несомненно) талантливейшего немецкого портретиста (чешского происхождения) рубежа XIX-XX веков, невозможно не касаться темы его социально-политических взглядов. А коснувшись — не задуматься об ошибочности пословицы, гласящей: «гений и злодейство — несовместимы»...
Ранний карьерный взлёт Шмутцлера выглядит более чем логично. Ещё бы:
с детства отличавшийся живым восприятием и превосходной обучаемостью; получивший блестящее образование в Венской (1880-1882) и Мюнхенской (1882-1885) академиях изящных искусств; специализировавшийся на портретной живописи и сценах из жизни немецкой аристократии XVIII века, он был буквально «обречён на успех».
Важно помнить: немецкая элита позапрошлого столетия «сходила с ума» по ушедшему «галантному веку», черпая в истории XIX столетия «рецепты» идеальных общественных отношений. Эдакая, знаете ли, культурно-эстетическая вариация на тему: «Германия, которую мы потеряли». И герр Шмутцлер превосходно «разыгрывал» свои профессиональные козыри, наделяя героев портретов и жанровых зарисовок в фэнтезийных персонажей из параллельной реальности. Той, где на лицах людей — вечное благодушие, а на улицах — неизменное благоденствие. Немецкое общество интуитивно ощущало грозную поступь эры великих перемен и потрясений, и потому запрос на душевный комфорт и равновесие был огромен. Что же, у Леопольда этот «товар» не залёживался.
Одарённый юноша, с романтическим складом характера, многое перенял у своего мюнхенского наставника Отто Зейца. Выдающийся педагог и многоопытный мастер аллегорических сюжетов, тот «привил» Леопольду страсть к идеализации персонажей, событий, эмоций... До самого конца карьеры Шмутцлер будет стремиться к изображению изящных, утончённых, прекрасных душой и телом натур, пребывающих в окружении богатого, колоритного антуража. А умение виртуозно детализировать изображения — использовать для создания эффекта максимальной реалистичности и достоверности образов и событий.
Некоторое время Шмутцлер жил и работал в США, потом в Париже, Риме, Мюнхене. Менялись времена, сменялись и акценты творчества мастера. Всерьёз увлекшись ультраправой идеологией, воцарившейся в стране, он принялся кистью и маслом славить «несгибаемый дух великой нации». Занятный факт: именно профессор Венской академии Грипенкерль, у которого некогда учился Шмутцлер, в своё время «забраковал» работы Гитлера, закрыв тому путь в академию. Миновали годы, и один из лучших учеников Грипенкерля — Леопольд Шмутцлер — символически «извинился» за своего наставника, преподнеся Адольфу свою призовую работу, победившую на Большой художественной выставке 1940 года. Кстати говоря: тот год стал последним в жизни Леопольда Шмутцлера...
Такая вот неоднозначная фигура мирового изобразительного искусства. С одной стороны — создатель превосходных портретов и милейших жанровых сценок. Тонкий психолог от мира живописи, умевший при помощи мельчайших черт мимики и пластики наделять образы своих героев ясными, сильными, «чистыми» характерами. С другой — «продавец иллюзий», обслуживавший запросы стремительно «правевших» слоёв германского общества, на склоне лет истово веривший в идеалы «вождя». Прекрасно понимаем, почему многие наши уважаемые коллеги предпочитают и не говорить о нём со своей аудиторией.