Найти тему
Еврейская жизнь

Кто такие горские евреи?

Оглавление
Кавказские горы
Кавказские горы

Кавказ, горный регион между Черным и Каспийским морями, на юге бывшего Советского Союза

Более 2000 лет этот недоступный регион служил убежищем для множества наций, племен и приверженцев разных религий, включая евреев, которые таким образом сохранили свою культуру и языки.

Неизвестно, когда евреи впервые прибыли в этот район. Еврейские, а также нееврейские традиции Кавказа, древняя историческая литература Армении и Грузии, говорят о том, что евреи тех мест произошли от изгнанных Десяти Колен или изгнанников из Иудеи, что сделало их одной из старейших общин еврейского народа в мире.

Аристократические христианские семьи в Армении и Грузии считали себя их потомками

Другие свидетельства относят начало еврейского поселения на Кавказе к эпохе Второго Храма и после его разрушения. Еще одна точка зрения, обнаруженная в трудах армянских историков Моисея Хоренского (V-VI вв.) и Фауста Византийского (IV в.), упоминает большое еврейское поселение в Армении, из которого евреи эмигрировали в Вавилонию и Персию.

После мусульманского завоевания в VIII веке многие евреи на Кавказе были вынуждены принять ислам

Караим Аль-Киркисани и мусульманский историк Аль-Масуди рассказывают о многих евреях, живших на Кавказе. Хазарское государство, включавшее северную часть Кавказа, служило убежищем для евреев, бежавших от преследований христиан и мусульман еще до обращения его правителей в иудаизм, и некоторые утверждают, что евреи Кавказа играли роль в этом преобразовании.

С упадком Хазарского царства в десятом веке положение евреев ухудшилось. Бенджамин Тудельский упоминает среди общин, которые были подчинены в конце двенадцатого века эксиларху в Багдаде, евреев, живших в горах Арарат, в земле Алании, «окруженной горами», и земле Гурга (Грузия). Об их существовании также сообщает путешественник Гийом Рубруки (тринадцатый век).

После завоевания Кавказа монголами контакты между этой территорией и Европой были прерваны

Информация о евреях в тот период надолго прерывается. Сами кавказские евреи не сохранили никаких записей о своей истории за многие столетия своего поселения до прихода русских.

Европейские путешественники, проходившие через Кавказ в XVIII веке, сообщали о тяжелом положении евреев, живущих в районах мусульманского и христианского владычества. Они должны были платить специальные налоги; в частности, в мусульманских регионах им возлагались обременительные и унизительные общественные обязанности.

С началом русского завоевания мусульманский фанатизм усилился

Евреи особенно пострадали от рук мюридов, быстро распространяющейся мусульманской секты, считавшей войну с Россией джихадом (священной войной) за объединение всех кавказцев в рамках ислама. В результате большое количество евреев бежало в завоеванные русскими регионы или в города, в то время как многие еврейские деревни были заброшены или их жители обратились в ислам.

В первой половине XIX века вопрос о правах евреев, живущих здесь, возник во время правления Николая I, который не поддерживал евреев

Центральное правительство намеревалось изгнать евреев с Кавказа, и местным властям был направлен указ о высылке. Они, однако, указали, что евреи, которых насчитывалось более 12000, жили в этом районе на протяжении многих поколений и были интегрированы в жизнь региона.

Большинство из них были фермерами или ремесленниками, а некоторые были крепостными, от которых местные помещики не соглашались отказываться.

В 1837 году право проживания в пределах Кавказа евреев местного происхождения было утверждено законом, но их проживание в других частях России не было разрешено.

В 1860-е годы некоторые евреи-ашкенази, которым было разрешено жить за чертой оседлости, также начали селиться на Кавказе. Еврейские предприниматели сыграли важную роль в освоении нефтяных месторождений Бакинского региона.

Во второй половине XIX века были установлены контакты между горскими евреями и евреями Грузии, а также евреями из других частей России. В прессе публиковались свидетельства о кавказских евреях, в том числе письма и статьи путешественника Иосифа Иуды, горского еврея Ильи Анисимова.

«Джухур»

Это замечательное население сохранило свою еврейскую идентичность и развило собственную культуру в регионе, населенном множеством разных народов и страдающим от этнической напряженности.

Термин «горские евреи» (они называют себя «джухур» или «джуур», что в переводе с персидского означает «иудеи») восходит к оккупации Кавказа Имперской Россией в начале XIX века, когда приезжий представитель царя упоминал «горских евреев», живущих в-основном на востоке и севере Кавказа, сегодня эти территории являются преимущественно мусульманскими районами Дагестана и Азербайджана.

То, что евреи живут в Дагестане, на юге России, вообще может показаться маловероятным. Однако, с исторической точки зрения, Дербент — это именно то место, где можно было бы найти евреев: город, который был перекрестком на протяжении пяти тысячелетий.

Дербент-перекресток дорог

Расположенный в трехкилометровой пропасти между Кавказскими горами и Каспийским морем, город на протяжении пяти тысячелетий был перекрестком дорог. Расположенный по обе стороны Шелкового пути Европы с Китаем и одного из немногих проходов с севера на юг через Кавказ, он был и торговым центром, и военным форпостом. Для персидских шахов крепость, которую они построили в Дербенте, что на фарси означает «запертые ворота», была концом известного мира, вечной страховкой Ирана от северных захватчиков.

Некоторые историки утверждают, что именно шахи принесли горских евреев, говорящих на персидском языке, из Ирана на Кавказ, возможно, еще в пятом веке до нашей эры. На протяжении веков горские евреи селились на огромном полумесяце, охватывающем современный Азербайджан, Дагестан и российский Северный Кавказ. Дербент, богатый на торговых путях, превратился в одну из многих невероятно космополитических точек, которые украшают Евразию.

Еврейские и армянские купцы доминировали в головокружительно интернациональном городе, который к XX веку включал жителей Грузии, Польши и даже Китая, помимо 36 000 евреев.

Но кавказские горские евреи не меньше других пострадали от революции и гражданской войны.

Многие еврейские семьи были вынуждены с приходом большевиков покинуть Дагестан, месяцами пешком добираясь до Стамбула, откуда паромом переправлялись в Израиль.

В условиях экономического коллапса и этнического кровопролития, охватившего Кавказ после распада Советского Союза в 1991 году, общины горских евреев в Чечне, Осетии и Дагестане сократились: кто-то умер, кто-то эмигрировал. Уцелели только два финальных редута: в селе Гырмызы-Касебе в Азербайджане и в Дербенте.

Вдоль улицы Таги-Заде, примерно на полпути между вершиной Сасанидской крепости и берегом Каспия, стоит синагога Келе-Нумаз

Центр еврейской жизни Дербента, отреставрированный и вновь открытый в 2010 году, узнаваемое сразу: это единственное наполовину современное здание на улице, в остальном состоящей из ветхих купеческих особняков XIX века. Комплекс синагоги, включающий еврейский детский сад, музей, смесь административных помещений и самую южную микву России, представляет собой микрокосм общины, которая когда-то доминировала в Дербенте.

Влияние региона проживания на традиции

Что касается языка, горские евреи общаются на персидском наречии, в котором много слов из арамейского и старо еврейского языков.

Соседство с Персией также повлияло и на кухню горских евреев. По утрам семьи традиционно ели молочные продукты, всевозможные сыры, творог и простоквашу. Вечером же предпочтение отдавали более тяжелой пище, мясные блюда с овощами и травами. В кулинарных традициях горских евреев присутствуют блюда, характерные для тех мест, такие как долма и хинкали (но у горских евреев это блюдо называется чаще дюшпере).

Одежда их также схожа с уроженцами этого региона: Черкесска и длинные кинжалы, а у женщин штаны, закрывающие ноги и красивые, массивные, металлические украшения. Они также танцуют лезгинку и платят калым за невесту.

Горские евреи всегда были достойными джигитами

Но одновременно с этим они соблюдали шаббат, отдавали предпочтение кошерной еде. А песни горских евреев особенно прекрасны: они сочетают в себе традиции еврейского песнопения и глубокие, сильные горские песнопения.

Горские евреи – это уникальный малый народ, который соединил в себе культуру евреев и Кавказа