Найти тему

«Трезориум». Акунин-Чхартишвили. Читать или не читать?

Это произведение у Акунина стоит особняком - тут и не история, и не детектив. Хотя есть всего помаленьку. Последнее время автор старается в своих книгах заложить некую мысль или концепцию, которую потом и обыгрывает с помощью своих героев. История Отечества - мыслительный конек Акунина. Но вот здесь что-то новое. Ветер педагогики и концепции воспитания личности...

«Трезориум». Акунин-Чхартишвили. Читать или не читать?
«Трезориум». Акунин-Чхартишвили. Читать или не читать?

У меня официальный педстаж 15 лет, и большую часть времени я как раз работал в сфере альтернативной педагогики. Можно сказать как в «Трезориуме». Поэтому было удивительно на страницах писателя-детективщика-историка увидеть его новое увлечение. Или увлечение, про которое мы, читатели, ранее просто не знали... Акунин-Педагог. Сама концепция занимает примерно 5%, или даже 10% книги. Там есть что-то от Амонашвили, Монтессори, Ушинского, Макаренко, Корчака... список можно продолжать. Однако, включать эту концепцию столь подробно в книгу – смысла, на мой взгляд, не было. Педагоги-теоретики, скорее всего, с подобными концепциями знакомы. А непедагогам будет скучно. Можно было кратко сказать. Буквально двумя предложениями:

- Ребенок с пяти до восьми лет может получить максимальную стартовую площадку на всю жизнь, если раскрыть в нем его предрасположенности на старте этих самых пяти лет.

- Достаточно определить один из типов личности и вложить силы в развитие лучших качеств этого типа личности.

Все, больше слов не надо - сэкономим бумагу и время.

Однако, зачем же эта концепция была детально озвучена со схемами и графиками? Было бы понятно, если бы в конце книги мы увидели результат педагогического эксперимента. Но результата нет. Совсем. Вся книга вокруг некой мысли о росте личности, а в результате – пустышка. Ничего не видим. Даже намека. Однако, предположим, что это нужно для будущих повестей.

Что же есть в "Трезориуме" кроме педагогической мысли? Есть некий историко-героический сюжет. Немцы, евреи, поляки, русские, гетто, честь, бесчестье... Историческая передача момента жизни в Польше и в Германии в разгар Второй Мировой и во время падения Германской Империи. Тема передается понятно и узнаваема по другим историческим свидетельствам. Читаемо и воспринимается отлично.

Однако... в книге есть три главных героя. Даже четыре. С последнего начнем.

Уткин. Образ беспринципного вояки (этот образ прослеживается и в других героях). Но в чем его суть не совсем понятно. В том, что и воевать может самозабвенно, и насиловать без лишней скромности? И таким образом влияет на мысли самого главного героя? Хорошо. Но в результате сам Уткин пропадает из повествования, причем без надобности появления вновь. Был герой и нет его. В целом и интереса к его судьбе не остается. А прописан был детально. В духе последних произведений Акунина, где народный герой, на самом деле не героический герой, а маньяк со всеми вытекающими («Mir и война»).

Рэм. Юный офицер, только пришедший на финальную фазу войны. Хороший образ. Качественно прописан. Перспективно. Читатель влюбляется в него и чем дальше, тем больше ждет встречи Рэма с другим главным героем. И эта встреча происходит. Только Рэм уже не Рэм, а буквально просто лужица на асфальте. Зачем? Показать тщетность героизма и холодную трезвую правду войны? Сомнительный катарсис. Точнее полное его отсутствие после прочтения. Спасти сюжет сможет только чудесное воскрешение главного героя в новых книгах. Только придет ли к этим книгам читатель? Пожалуй, только через хорошую рекламу, так как сейчас зачатка нет.

Третий главный герой. Юная романтичная дева в условиях сурового мира. Но героиня вызывает у читателя полный разлад. Романтизм, юность. И тут же холодность к окружающим и сухой расчет своей выгоды. Барышня с еврейскими корнями? То ли это прямой намек на то, что «евреи - они такие евреи». То ли раскрытие темы "а ля гер ком я ля гер", мол, ничего святого на войне нет. Но подозреваю, что это просто поспешно созданный автором образ. Без какой-то понятной или осязаемой концепции. Т.е. фабульный формат человека, без привязки его к реалиям вокруг действия книги. Особенно в последних абзацах непонятка - героиня узнает в чужих вещах знакомую и важную для нее тетрадь, но не более чем просто фиксирует это в голове. И уходит дальше. Тупик.

Последний, четвертый главный герой. Тут первоначально само собой напрашивается некая аналогия с Янушем Корчаком. Польша, гетто, интернат, педагогическая концепция. Да и герой также добровольно приходит в гетто и, судя по всему, остается с обитателями концлагеря до своего конца. Только вновь у Акунина вышел этакий герой не героический, а фанатик, который ради своих идей жертвует собой. Ради своих идей. Своих. Не ради детей, чести и совести как Януш Корчак...

Что в результате? Читать или не читать?

Читать можно. Педагогическую теорию пролистайте и читайте. Если Акунин выкрутится и придумает продолжение, которое закроет белые пятна, то чтение точно было не зря. А если продолжения не будет - все равно порадуете себя легким слогом и интересной сюжетной интригой. Надеюсь, что я не слишком сильно раскрыл образы героев и их финалы. Специально - чтобы все-таки чтение доставило читателю возможность сформировать свое видение.

PS: Однако, любимый автор, книги которого вызывали только позитив и наслаждение, нас покидает... Увы. У меня даже есть одна книга Акунина, которую я не осилил, не помню, рассказывал или нет... Покупать книжки и читать будем, но кто придет к Акунину именно с этих последних произведений - скорее всего не пойдет за ним дальше.

#Акунин #Чхартишвили #книги #библиотека #чтение #рецензия