Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Огромные белые слоны. "Пауэрфул".

Закат викторианской эпохи был пиком могущества британского флота. Двухдержавный стандарт соблюдался неукоснительно. Море бороздили многочисленные могучие броненосцы и быстроходные крейсера. Для своих заклятых "друзей", России и Франции, Британия заботливо растила спарринг-партнеров, Италию и Японию. Но... у империи, над которой не заходило солнце, была ахиллесова пята, и, самое страшное, все потенциальные противники знали какая.

Коммуникации. Десятки тысяч миль морских трасс из Китая, Индии, Африки и Америки, по которым в метрополию текли продовольствие и сырье для "фабрики мира".

Кроме господства на море именно защита этих коммуникаций была головной болью адмиралов и лордов Адмиралтейства.

Первой была "Алабама".

Потом эскадры русских корветов, фрегатов и клиперов у берегов Североамериканских штатов в 1863 году. Французские "истребители торговли" и первые русские броненосные крейсера. Каждый раз Королевскому флоту приходилось искать ответ на полученный вызов. Английские верфи строили все новые и новые корабли для действий против очередного русского или французского крейсера.

Наконец, в 1890 году русские заложили броненосный крейсер "Рюрик". Что интересно, наибольший эффект и результат принес не сам "Рюрик" со своими достоинствами и недостатками, а впечатление о нем. Сложившийся удачный пиар сработал. Англичане сами в своем воображение нарисовали супермощный образ корабля, который способен порвать британские коммуникации как гнилые нитки.

Анонсированные показатели впечатляли-десятитысячетонник, высокобортный, с 18 узловой скоростью, практически неограниченной дальностью (заявлялось 19000 миль), броневым поясом и мощной артиллерией. "Блейки" и "эдгары" могли посоревноваться с "Рюриком" по вооружению, но бронирование и скорость с дальностью перевешивали. Опять же англичане полагали, что русские собираются построить 12 "рюриков".

В программе 1889 года ничего, что можно было противопоставить русскому гиганту, не было. В 1892 году Уильям Уайт получил распоряжение подготовить проект корабля с более мощным вооружением, не менее эффективным бронированием, более высокой скоростью и автономностью. "Анти-Рюрик".

Расчеты Уайта вполне обоснованно привели к выводу что такой корабль должен быть значительно длиннее "маджестиков", иметь огромный запас угля, мощные современные водотрубные котлы в изрядном количестве и высокий надводный борт для соответствующей мореходности.

Так как сэр Уайт достаточно прохладно относился к броненосным крейсерам как к классу, ответ русским выскочкам мог быть только бронепалубным. Достижение превосходства в скорости потребовало корпуса небывалой длиной около 150 метров, способного вместить 48 водотрубных котлов системы Бельвиля и огромный запас угля в 3000 тонн. Длина корпуса была ограничена максимальными возможностями верфей.

Основными считались 152 мм скорострельные пушки, весьма эффективные против крейсеров. Но для борьбы с бронированным противником добавили 234 мм орудия. В итоге вооружение должно было состоять из двух 234 мм орудий в отдельных бронированных башнях с электроприводом и батареи из 12 152 мм пушек.

Водоизмещение крейсера превышало водоизмещение большинства современных броненосцев. Правда броневая защита ограничивалась бронированием башен главного калибра, казематами средней артиллерии и арочной броневой палубой со скосами.

В 1895 году британцы заложили по этому проекту два крейсера- «Пауэрфул» («Могущественный») и «Террибл» («Грозный»).

«Пауэрфул» был заложен на верфи "Виккерс" в Барроу-ин-Фернесс 10 -го марта 1894 года и спущен на воду 24 июля 1895 г. под покровительством Луизы Кавендиш, герцогини Девоншир. В 1896 году крейсера вышли на испытания, после которых корабли вернули строителям для устранения проблем с котлами.

Использование в силовой установке новейших водотрубных котлов, которые до этого более менее успешно протестировали лишь на торпедной канонерской лодке Sharpshooter, создало множество проблем как производственного, так и эксплуатационного характера. Ни у производителей ни у моряков не было соответствующего опыта. Проблемы с котлами сопровождали крейсера весь период службы. Однако заданную скорость и автономность крейсера на испытаниях подтвердили. Причем скорость крейсера могли держать долго, что и требовалось при преследовании рейдеров.

Длинный корпус и высокие борта привели к плохой маневренности, радиус циркуляции был весьма велик. Зато хорошая мореходность была бесспорна.

Реально крейсера смогли войти в строй в 1897-1898 годах. А в боевом составе были всего полтора десятилетия.

Стоимость постройки гигантских крейсеров составила 741 870 фунтов за штуку, вдвое дороже предшествующих "эдгаров". Эксплуатация также обходилась гораздо дороже остальных, экипаж мастодонтов был рекордным для Королевского флота, а мощной силовой установке требовалось много кардиффа.

Даже для самой богатой империи мира это было не по карману, следующей серией защитников торговли стали более экономичные и меньшие по размерам крейсера типа "Диадем".

-2
-3

«Пауэрфул» HMS "Powerful" Vickers, Барроу-ин-Фёрнесс . Заложен 10 марта 1894. Спущен на воду 24 июля 1895. Вступил в строй 8 июня 1897. продан на слом в 1929 , Стоимость без вооружения и запасов 674 879 фунтов стерлингов ( BNA 1902), 705 335 фунтов стерлингов(BNA 1906)

«Террибл» HMS "Terrible". Переименован в "Фисгард III" в августе 1920 г. J&G Thompson, Клайдбанк. Заложен 21 февраля 1894. Спущен на воду 27 мая 1895. Вступил в строй 24 марта 1898. Переклассифицирован в учебный корабль в августе 1920 г. продан на слом в июле 1932 ,Стоимость без вооружения и запасов 681 419 фунтов стерлингов ( BNA 1902), 708 619 фунтов стерлингов (BNA 1906)

*BNA -Brassey's Naval Annual .

Водоизмещение 14 200 длинных тонн(14400) т полное. Длина 152,4 /163,98 м максимальная. Ширина 21,64 м. Осадка 7,32/8,2/9,4м.
Бронирование-палуба: 51—102 мм(скосы 152 мм)
башни: 152 мм
барбеты: 152 мм
подъёмники боезапаса: 51 мм
казематы: 51—152 мм
командирская рубка: 305 мм
Двигатели-48 котлов типа Бельвиля; две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения, 25 000 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 22 узла максимальная, 14 узлов экономическая. Запас угля 3000 тонн. Дальность плавания 7000 миль на 14 узлах. Экипаж 894 человека(проект),799 человек (1916) .
Вооружение- 2×1 — 234-мм/40 BL 9,2/41Mk.VIII
12×1 — 152-мм/40 QF Mk II
16×1 — 76-мм/40 QF 12фн Mk I
12×1 — 47-мм/44 3фн Mk I Гочкиса.
Минно-торпедное вооружение 4 × 450-мм подводных ТА

Уже после завершения ходовых испытаний трубы крейсеров удлинили на 3 метра для улучшения тяги.
В 1900-1901 годах корабли снабдили комплектами беспроводного телеграфа Mark I.
В 1902-1903 годах была проведена модернизация- в казематы на миделе установили дополнительно четыре 152 мм орудия, причем без увеличения общего боекомплекта. Котлы были переведены на нефтяное отопление.
В 1904-1905 годах с марсов "Пауэрфула" были сняты Гочкисовские скорострелки. На носовой мачте обоих крейсеров были установлены приборы управления огнем.
В 1910 году с "Террибла" были сняты все 3 фунтовые пушки, на "Пауэрфуле" их демонтировали в феврале 1912 года.

Скорее всего перед 1912 годом дополнительные 152 мм пушки сняли, вернувшись к проектным 12.

В 1914 году с обоих кораблей демонтировали торпедные аппараты.

-6

Стальной корпус был разделен на 236 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно на всю длину корпуса для защиты при повреждении подводной части. Вдоль бортов у машинно-котельных отсеков, а также над броневой палубой для дополнительной защиты были размещены угольные ямы. Во избежание обрастания в теплых морях подводная часть корпуса была обшита деревом.

Метацентрическая высота при полной нагрузке составила 0,81 метра для "Пауэрфула" и 0,61 для "Террибла". Мореходность больших высокобортных кораблей была превосходной, а вот радиус циркуляции зашкаливал из-за рекордной длины корпуса.

Численность экипажа составила рекордные для Королевскаго флота в то время 894 человека. "Пауэрфулы" стали первыми четырехтрубными крейсерами Британии.

Двухвальная силовая установка состояла из двух вертикальных перевернутых четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 48 водотрубных котлов Бельвилля общей мощностью 25 000 л.с.. Проектная скорость составляла 22 узла, на испытаниях "Пауэрфул" достиг 21,8 узла при 25 886 л.с., "Террибль"- 22,4 узла при 25 572 л.с. Скорость хода при естественной тяге составляла 20,6 узла в течение 30 часового испытания при мощности 18430 инд.л.с.

На крейсерской скорости в 14 узлов дальность плавания должна была составить 7000 миль. Обычный запас угля на борту-1500 длинных тонн (1524 тонн), а максимальный-3100 длинных тонн (3150 тонн), также рекорд для английского флота.

Бронирование крейсеров изготавливалось из гарвеевской стали, только для барбетов использовалась низкоуглеродистая сталь. Броневая палуба с учетом формы вертикальных паровых машин была сделана в виде сводчатой арки толщиной от 64 мм. Над машинами толщина достигала 152 мм, а над погребами 102 мм. В оконечностях палуба утончалась до 51 мм в носу и 76 мм в корме. По некоторым источникам в оконечностях толщина доходила до 37 мм. Да и скосы в 152 мм считаются завышенными, реально их оценивают в 102 мм. На миделе палуба была выше ватерлинии на 1,07 метра, а в оконечностях ниже ватерлинии на 1,98 метра. Броневая палуба состояла из до трех слоев крупповской цементированной стали, соединенных клепками.

Толщина брони боевой рубки диаметром 2,89 метра была 305 мм. У орудийных башен, их барбетов и казематов бронеплиты были толщиной 152 мм, бока башен прикрывали листы брони 25 мм, а заднюю часть казематов-51 мм.

Всего крейсера несли по 660 длинных тонн (670 тонн) брони, вдвое больше чем у "Эдгара", однако из-за гигантских размеров оно было размазано по площадям.

-7

Главный калибр крейсеров- две 234 мм пушки BL 9,2/40 Mk VIII в одноорудийных бронированных башнях на носу и в корме. Впервые поворот башен осуществлялся с помощью электроприводов. Скорострельность составляла 2-3 выстрела в минуту для 172,4 кг снарядов с начальной скоростью 710- 795 м/с. Бронепробиваемость при этом была рассчитана на 242 мм крупповской брони с дистанции 2700 метров. Максимальная дальность стрельбы составляла 11 745 метров, угол возвышения-до 15 градусов.

Общий вес установки составлял 27,43 тонны. Бронированные башни дополнялись кольцевыми барбетами, а элеваторы защищали 51 мм стальные листы вплоть до бронепалубы.

HMS_Powerful_Starboard_6_inch_guns
HMS_Powerful_Starboard_6_inch_guns

В бронированных казематах стояло 12 скорострельных 152 мм пушек QF 6/40 Mk I или II . При скорострельности 5-6 выстрелов в минуту вес залпа одним бортом составлял 270 кг. Дальность стрельбы при максимальном возвышении (20°) составляла 9140 м. Вертикальные углы наведения составляли -5/20 °, горизонтальные ±150°, начальная скорость 45-кг снаряда составляла 670 м/с.

Восемь орудий размещались в торцевых полукруглых двухъярусных казематах( впервые в Королевском флоте), оставшиеся четыре- в казематах главной палубы. Нижние казематы даже при слабой волне заливались водой, что резко ограничивало боевые возможности этих орудий.

Противоминное вооружение состояло из шестнадцать 76 мм 12 фунтовых орудий QF 3/40 Mk I и двенадцать 47-мм 3 фунтовых скорострелок Hotchkiss Mk I. Восемь 12 фунтовок стояли в портах на носу и корме на главной и верхней палубах, остальные-на верхней палубе в районе миделя. 5,7 кг снаряды этих орудий при начальной скорости 672 м/с и угле возвышения 20 ° могли поражать цели на расстоянии 7750 метров. Гочкисы стояли на боевых марсах .

Кроме того крейсера имели по девять 7,62-мм пулеметов Maxim MG Mk I и два 12 фунтовых десантных орудия.

Торпедные аппараты были размещены под броневой палубой, два для погонной и два для ретирадной стрельбы. Они стояли в подводной части, в двух метрах ниже ватерлинии. Штатные торпеды- Whitehead Fiume 1889 Mk I .

С 1909 года на крейсерах была установлена электромеханическая система управления огнем Siemens Mark I (6 передатчиков и 24 приемника).

-9

-10
-11

-12
-13
-14

В 1897 году новые крейсера приняли участие в смотре флота в Спитхеде по случаю Бриллиантового юбилея правления королевы Виктории.

"Пауэрфул" отправился в Китай после Спитхедского смотра и ежегодных июльских маневров флота. Во время перехода на полной скорости между Вей-хай-веем и Йокогамой в конце июля 1898 года крейсер пережил бунт кочегаров, но сэру Хедворту Лэмбтону удалось успокоить экипаж , корабль потом без происшествий посетил Порт-Артур. В 1899 году кораблю предстояло вернуться в Англию, но из-за роста напряженности в Южной Африке его отправили не коротким путем-через Суэц, а вокруг мыса Доброй Надежды.

Крейсер прибыл в Саймонстаун 13 октября, через два дня после начала второй англо-бурской войны. По собственной инициативе Лэмбтон перевез с острова Маврикий батальон Королевского Йоркширского полка легкой пехоты. Сняв с корабля две 12 фунтовые пушки Лэмбтон возглавил морскую бригаду и на последних поездах перевез ее в Ледисмит. Только после снятия осады морская бригада вернулась на корабли и 11 апреля 1900 года "Пауэрфул" был уже в Портсмуте.
«Героев Ледисмита» в Британии чествовали по полной программе, Лэмбтон стал национальным героем.

От королевы Виктории была получена приветственная телеграмма -«Прошу вас выразить морской бригаде мою глубокую признательность за ценные услуги, которые они оказали своим оружием».
После ремонта и модернизации, крейсер в 1903 году принял участие в ежегодных маневрах, а затем был переведен в резерв.

HMSPowerful 1905 в Сиднейской гавани , Австралия
HMSPowerful 1905 в Сиднейской гавани , Австралия

В 1905-1912 годах "Пауэрфул" был назначен флагманом Австралийской станции во Фримантле. Здесь на крейсере провели транс-тасманскую радиопередачу 3 февраля 1908 года в Тасманском море.

Пауэрфул в 1908 году
Пауэрфул в 1908 году

В августе 1908 года на борт крейсера взяли журналиста "Sydney Morning Herald" Чарльза Бина, который освещал визит Великого Белого флота США в Австралию. В 1909 году он в Лондоне опубликовал книгу « С флагманом на юге».

-17

В январе 1912 года крейсер отправился в метрополию, а по дороге, в Порт-Саиде 9 марта забрал тело Александра Даффа, 1-го герцога Файфа, скончавшийся через месяц после кораблекрушения у берегов Марокко и в свинцовом гробу доставили его в Англию. По возвращении крейсер определили в 7-ю крейсерскую эскадру 3-го флота. В августе 1912 года стал учебным кораблем в Девонпорте, в 1915-1929 годах использовался в качестве учебного судна для кочегаров в Девонпорте. В ноябре 1919 г. переименован в HMS “Impregnable II”. Корабль был выставлен на продажу 27 марта 1929 и продан на разборку 31 августа 1929.

-18

HMS_Terrible
HMS_Terrible

-20
-21

-22
-23

-24

"Террибл" еще в ходе испытаний в конце 1898 года установил рекорд Королевского флота, доставив сменные экипажи из Портсмута на Мальту за 121 час. Средняя скорость составила 18 узлов на переходе до Гибралтара, а затем, при переходе на Мальту - 21,5 узла.
Он пришел на Дальний Восток позже систершипа из-за проблем с силовой установкой. В 1899 году во время англо-бурской войны крейсера оперативно доставили в Капскую колонию две пехотные бригады.

Командир "Террибла", Перси Скотт (да, тот самый, разработчик систем управления огнем для Королевского флота) кустарным способом спроектировал и изготовил лафеты для морских орудий, дальнобойности которых так не хватало британской пехоте. Пушки и отряд моряков с крейсера были отправлены им на усиление обороны поселка Ледисмит от атакующих буров в декабре 1899 - марте 1900 годов. После этих событий в Королевском флоте появился новый вид соревнований- упражнения с полевым орудием.

-25

"Террибл" участвовал в подавлении боксерского восстания в Китае в 1900 году. Его моряки были отправлены на охрану Посольского квартала, потом громили повстанцев в Тяньцзине и в августе вошли в состав войск, деблокировавших Посольский квартал в Пекине.

-26

После возвращения из Китая и модернизации, после 1904 года находился в основном в резерве. Во время Первой мировой войны был разоружен и использовался в качестве войскового транспорта, успел совершить один рейс. В 1915 году был выведен из состава военного флота. В 1915-1920 годах стал плавучей казармой в Портсмуте. С 1918 года использовался как учебный. В августе 1920 г. переименован в “Fisgard III” и переоборудован в учебное судно. Продан на слом в июле 1932 году.

-27
-28

Логика противостояния с русским крейсером нового типа привела англичан к самоубийственной гонке за превосходство в скорости и дальности. Размещение более мощной силовой установки требовало больше места для котлов и увеличивало водоизмещение. Более мощные машины требовали для более длительного плаванья гораздо больше угля, что требовало увеличения размеров угольных ям и увеличивало водоизмещение. Это, в свою очередь, для сохранения расчетной скорости, требовало дополнительных котлов и мощности машин. Круг замыкался.

В итоге англичане на пределах технических возможностей того времени создали уникальные огромные корабли с необходимой скоростью и большой автономностью, но с чудовищным для крейсера водоизмещением, огромным количеством котлов, гигантскими запасами угля и... весьма скромными боевыми возможностями. Большая цель была весьма скромно защищена и вооружена.

Во многом это напоминает более позднюю проблему с линейными крейсерами, когда оказалось, что более быстроходные линейные корабли могут быть только значительно больше своих стандартных коллег, при этом имея тонкую броню и меньшее количество орудий главного калибра.

"Пауэрфулы", безусловно, стали триумфом британского судостроения, завоевав множество первых мест. На длительное время они стали самыми длинными боевыми кораблями мира, на них впервые применены в таком масштабе новейшие, но сырые, водотрубные котлы Бельвиля, прижился и электрический привод башен. Среди крейсеров они также долго были крупнейшими в мире.

Как отметил Энтони Престон : « "Пауэрфул" и "Террибл" также отмечают крайнюю глупость построения крейсеров, чтобы соответствовать конкретным противникам. На практике предполагаемые противники никогда не встречаются, и всегда разумнее строить доступные корабли в больших количествах. Ни один военно-морской флот не мог себе позволить это. строить большое количество кораблей типа Powerful, и даже Британская империя на пике своего могущества сочла их слишком дорогими »

Британское Адмиралтейство пришло к тем же выводам-крейсера дороже "Эдгара" на 61%, с командой на 64% больше не обладали сопоставимо большими боевыми возможностями.

Помимо грозного боевого вида "Пауэрфулы" принесли пользу Британской империи только как скоростные войсковые транспорты ( 1899, англо-бурская война, 1914-1915 , первая мировая война) и как источник бойцов для десантных операций на берегу из огромных экипажей крейсеров (1899, англо-бурская война,1900, подавление боксерского восстания).

Морских боев гигантам не досталось. Они так и остались очередными "белыми слонами". Кстати, так их назвали британские моряки еще на стапелях.

-29

Возможности "Рюрика" были британцами сильно преувеличены, "у страха глаза велики", реально, увы, первый русский океанский крейсер сам имел множество детских болезней и недостатков. Но свою роль в гонке с британцами он сыграл.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам