Найти в Дзене

Самоеды - язычники

О Самоедах Архангельской губернии

Об обращении Самоедов в Христианство

На мой взгляд описание Самоедов-язычников более интересное, чем то, как их обращали в Христианство.

Первоисточник текста - 1848 год.

Самоеды язычники исповедуют древнюю шаманскую веру. Она состоит в веровании в Бога, дъявола, тадепциев (духов) и хегов (идолов).

Бога они называют Нум, и почитают его верховным и вечным существом, называя его также Тявуй-Нум (Вышний Бог). Признают его творцом неба и земли и всех тварей. От него зависит все, что только существует; он над всем владычествует; он есть источник жизни. Поэтому называют его также Илевбарте (Жизнедавец). Полагают, что хотя он обладает и небом и землей, однако всегда обитает на небе; такому существу, которое почитается подателем всякого добра, нельзя быть на земле, где делается всякое зло; у них нет изображения Нумы, которого они считают неизобразимым. Так высоко и чисто понятие о Боге этого грубого народа! Само имя Нум, они произносят редко и всегда с благотворением, и призывают его в помощь, в важнейших только случаях жизни, счастливых или несчастных. Когда случается получить большую добычу в промысле, или вообще какой-нибудь особенный успех в предприятии, тогда славят его словами: арка Нум (слава Богу). Если кто из бедных сделался богатым, или кто избавился от великой беды, то говорят: Нум манаассом (увидел его Бог). Испрашивая помощь, в особенных каких-либо случаях, обращаются к нему с молитвою: Нумейшад (дай Бог). При постигающем их бедствии, они делают Нуму разные обеты, и между прочим обет принять христианскую веру и крещение. Самоеды уже давно, по данным обетам, принимали крещение. Вообще о христианской вере имеют они высокое понятие, но и свою твердо соблюдают.

Литография «Мезенские самоеды». Лист из издания Ф.Х. Паули «Этнографическое описание народов России». 1862.
Литография «Мезенские самоеды». Лист из издания Ф.Х. Паули «Этнографическое описание народов России». 1862.

Дьявола или черта они называют А, производят его от Нума, и как источника зла, они умилостивляют дьявола, чтобы не приключилось от него какого-либо несчастья.

Веруют в тадепциев, духов сотворенных Нумом. Хотя Нум и имеет верховную власть над ними, но они не во всем ему повинуются и причиняют людям множество бед, вопреки его повелениям. Тадепции бывают добрые и злые, и кроме того разделяются на три рода: белых, зеленых и черных; первые из них высшего свойства и обитают в воздухе, а зеленые и черные, низшие духи, и обитают на земле. Тадепциев бесчисленное множество.

Идолы их называются Хеги (по-канински хег, по большеземельски хеге (идол); под именем хегов Самоеды почитают не камень, или дерево, но существа духовные, которым они служат изображением). Одни из них деревянные; это простые обрубки дерева, сверху конусообразно заостренные, с самым грубым изображением глаз и рта; другие – вовсе необделанные камни, большею частью с конусообразным верхом, наподобие головы деревянных идолов.

Есть общие идолы, принадлежащие целому народу, и поставленные при таких урочищах, где вообще собираются Самоеды, летом, или зимою, для промыслов зверей, или для ловли рыбы; и есть частные идолы, принадлежащие одной семье, поставленные при урочищах, куда семья эта ходит на промысел, и наконец идолы домашние – пенаты Самоеда. Их одевают или в цветной, суконный кафтан, или в Самоедскую малину (одежда Самоедов из оленьей кожи, носимая вместо рубашки). Домашних идолов ставят, по временам, в синикуй (переднее почетное место, чума, жилища Самоедов) и перед принятием пищи намазывают губы их кровью, или жиром оленей. Обыкновенно же хранят их вне чума, ставя против синикуя, в особых небольших санках, устроенных на семи копыльях, и имеющих семь рубежков на полозьях.

Идолов своих (хегов) освящают они следующим образом: сделав их из дерева, или выбрав между камнями, относят их к тадибею (жрецу), и спрашивают его, должно ли их признавать за хегов. Тадибей вопрошает о том тадепциев, и волю их объявляет принесшим идола. В случае же, если тадибея нет поблизости, то ставят вновь сделанных идолов на тундре к ловушкам у песцовых и лисьих нор, или к неводам и сетям на рыбной ловле, и если удачен промысел, то признают их за хегов, и приносят им жертвы, а если неудачен, то бросают.

Есть особенные идолы в память прадедов, или прабабок, которым молятся во время родов.

«Изображения пяти юракских самоедов» (1882).
«Изображения пяти юракских самоедов» (1882).

Есть идолы, называемые сядеями от слова ся (гора). Их ставят на горах, а более при песцовых и лисьих норах. В случае неудачного промысла, садеям не только ничего не жертвуют, но и подвергают их побоям, а иногда и вовсе бросают. Их было очень много на северной сопке, близ Пустозерска, но духовная миссия сожгла их.

Главные обряды Самоедской веры: самбадава, или как Русские называют, битие кудеса (богослужение) и жертвоприношения.

Обряд Самбадавы состоит в следующем:

Вечером, накануне богослужения, тадибей (жрец) в том чуме или юрте, где он на другой день будет священнодействовать, ударяет несколько раз в пензер (барабан тадибея, похож на решето; тадибей сам его делает, одна сторона обтягивается кожей убитого самим тадибеем оленьего теленка, а другая открыта. У Самоедов есть поверье, что если при изготовлении пенсера и сушении его на огне Русский бросит в огонь ладану, то пензерь непременно лопнет, да и тадибею будет плохо) ладурапцом (колотушкой, на рукояти которой вырезано изображение идола). Все Самоеды извещаются этим, что поутру в чуме производима будет самбадава.

На другой день, поутру, из всех окрестных чумов, собирается народ, и садится, мужчины по правую, женщины по левую сторону чума. За ними входит тадибей, облекается в свою священную одежду, сшитую из замши, или оленьей шкуры, наподобие длинного кафтана, разукрашенную кистями, бляхами, пуговицами и другими привесками; на голову надевает он шапку, называемую севбопц (наглазник), с разными привесками и красным лоскутом, которым закрывается лицо. Облачась и взяв пензер и ладурапц, тадибей падает ниц на землю с молитвою к тадепциям, чтобы они не отвергли его призываний, явились ему и исполнили то, о чем он будет их просить. Потом начинает ударять ладурапцем в пензер, сперва тихо, и подогревает кожу его на разведенном среди чума огне, чтобы пензер от того делался туже и звучнее, потом постепенно усиливает удары. Самоеды, принаравливая голоса свои к звуку пензера, кричат сперва тихо, а потом громко ревут: гой, гой, гой! Криками этими призывают они тадепциев и умоляют их исполнить просьбу священнодействующего тадибея. Сам же тадибей благоговейным шептанием призывает Тадепциев, и потом когда они явятся, одному только ему видимые, разговаривает с ними и просит их, или об исцелении больного, по просьбе которого и бьет кудес, или об отогнании волков от стада оленей, или о даровании успехов в промысле, на который Самоеды хотят отправиться, или об отвращении какого-либо несчастья, и тому подобное. В случае отказа тадепциев исполнить просьбу тадибея, он настаивает и, повторяя свою просьбу, обещает им жертвоприношение. Впрочем, он держит себя перед ними не унизительно, и всегда называет их ня (товарищи); увидев их, он возвращает своим слушателям: ня со то (пришли товарищи). Когда просит их о помощи больному, то говорит им так: нявей нядада (помогите товарищи).

Когда тадепции решительно откроют свою волю, то тадибей, говоря с ними, делается как бы изступленным, или упоенным наитием свыше. Напрягая голос свой, рассказывает он слушателям полученные от тадепциев откровения и таинства, и потом в исступлении, начинает колоть себя и протыкать насквозь свое тело ножом, или шомполом; иногда он продергивает себе через живот ремень и показывает концы его из своих боков; позволяет то же делать над собою и своим слушателям, но тем только, которые посвящены в эти таинства. Вообще, тадибеи не уступают в этом случае хорошим фокусникам. Самбадава продолжается обыкновенно около двух или трех часов.

Если тадибей не ощущал в теле своем боли от ран и не показывает из него крови, то это почитается хорошим знаком. Если же напротив, от пнимых ран чувствуема была им боль, которую тадепции, во всяком случае, скоро излечивают, и истекала от него кровь, то это считается худым предзнаименованием. В первом случае, для благодарения, а в последнем для отвращения беды, тадепции повелевают, по окончанию самбадавы, приносить жертву или Нуму, или А (черту), или им самим, или идолам.

Жертвоприношения совершаются следующим образом: Нуму приносят в жертву белого оленя, и жертвоприношение обыкновенно происходит на горе.

-3

Жертвенного оленя давят веревкою за шею, наблюдая, чтобы голова его была обращена на восток. Тадибей между тем держит оленя за левую заднюю ногу и громогласно взывает к Нуму: Нумей ти тиокар тем Нянд това хапад. (Бог, мы принесли тебе оленя, от твой, возьми его). Затем все мясо жертвенного оленя съедают сырое; кости жертвы кладут на вершине горы, а голову насаживают на кол и обращают ее на восток. При этом все присутствующие с благоговением обращаются на восток и несколько раз преклоняют свои головы, потому что Нум, в то время, сходит с неба для принятия их жертвы.

А (черту) приносят в жертву оленя, или собаку. Жертвенное животное дваят, обращая голову его на запад, притом всегда после заката солнца. Если приносится жертва для исцеления от болезни, то давят ее за тем чумом, в котором лежит больной, и против головы его, веруя этим обрядом, вместо головы умершего, отдается черту голова оленя, или собаки. Во время давления, тадибей вопиет к черту так: ав весаков, тюкарь, ханов свулы ейва тась хопад, муйлад (старик сатана, возьми, это твое, унеси вместо головы, облегчи болезнь). Съевши жертвенное сырое мясо, голову оленя насаживают на кол и ставят при идолах лицом на запад. Идолов же всегда ставят лицом на восток. При этой жертве голов не преклоняют. Подобные жертвы приносятся тадепциям и хегам. Жертвы Нуму (Богу) и А (черту) могут быть приносимы не иначе как чрез тадибея.

Самоеды сверх того почитают за низшие божества: солнце, месяц, звезды, облака и землю, но жертв им не приносят и никаких особых обрядов перед ними не совершают; а только, при лечении больных, посредством битья кудеса, тадибей призывает и эти божества на помощь.

Для постоянного отправления богослужения и обрядов жертвоприношений, у Самоедов, храмов и капищ никогда не было; но есть некоторые священные и почитаемые ими места, где они ставят своих идолов. Для этого избираются или плоские вершины высоких гор, или берега больших рек и озер, урочища, места, изобилующие звериною ловлею, или мхом для оленей.

Два из таких мест почитались особенно святыми: одно на ос. Вайгач, а другое в Канинской земле, так называемый Козмин перелесок.

На острове Вайгаче, издревле почитались два главные идола: один мужской , на южном конце острова, а другой, женский на северном конце. Первый идол назывался весако (старик) и находился на выдавшемся в море высоком крутом мысу, названном Болванским, по множеству (до 400) стоявших на ней идолов.

У Самоедов язычников, из рода в род переходило предание что никто не должен отправляться в Вайгач, не принеся жертвы идолам, находящимся на берегу материка, в Югорском шаре (тут находилось 4 каменных и 356 деревянных, большей частью маленьких идолов; они сожжены миссионерами) о благополучном переезде чрез пролив. По прибытии на остров, каждый Самоед должен принести жертву самому Весаку, чтобы он дозволил ему промышлять там. При отъезде с Вайгача каждый должен был снова приносить жертву Весаку, в благополучность за промысел и просит помощи для благополучного переезда чрез Югорский шар. Вайгач Самоедами называется Хегея – святая земля, или Хегео – святой остров.

После крещения Самоедов, идол Весако, со всеми прочими деревянными богами торжественно сожжен самими Самоедами, в присутствии духовной миссии и на том месте водружен крест.

Находящийся на северном конце Вайгача, главный идол женского пола называется хадако (бабушка). Это большой камень; он представляет собою лице земли, и ему приносят в жертву оленей.

Фрагмент Этнографической карты Европейской России 1875 года Александра Риттиха. Остров Вайгач.
Фрагмент Этнографической карты Европейской России 1875 года Александра Риттиха. Остров Вайгач.
о. Вайчач
о. Вайчач
о. Вайгач
о. Вайгач

У бога Весака и богини Хадака были четыре сына, которые и разошлись в разные места по тундрам; Нохег – сын идол, небольшой утес на Вайгаче; Минисей, возвышение у Уральского хребта; Ялмал, полуостров на западной стороне Обской Губы, и Козмин перелесок, в Канинской тундре.

Козминым перелеском называется роща, отстоящая от г. Мезени на 20 верст, за рекою Пыей, между г. Мезенью и с. Семжою; в длину простирается она на 10 вер., а в ширину на ½ версты, и состоит из мелкого ельника и березника. Она почитается Самоедами язычниками священною и, после Весака, и Ходака наиболее уважается.

Многие из Самоедов, срубив в этой роще небольшую елку, возит ее в санках вместе со своими идолами. В Козмине перелеске находилось 100 деревянных идолов различной величины и вида. Некоторые из них были семигранные и имели по семи лиц. Семь есть число священное, во всем повторяющееся у Самоедов. Вокруг этих идолов навешено было на березках до 2000 разных привесок: суконных лоскутков, звериных шкурок, пуговиц, медных блях и т.п.; каждая Самоедка, проезжая чрез эту рощу, должна непременно оставить в ней какую-нибудь привеску: Самоеды, следуя шаманскому учению, почитают женский пол нечистым и все чрез что замужняя Самоедка переступит, считается оскверненным. Поэтому и должны они оставлять в Козмине перелеске какой-нибудь лоскуток, или привеску, чтобы этим даром умилостивить богов и не осквернить проездом своим священной рощи. Бывшие в Козмине перелеске идолы сожжены миссионерами, и на месте их поставлен крест.

Козьмин перелесок
Козьмин перелесок

Нравственный закон и учение Самоедской веры заключается в следующих заповедях:

1) Веруй в вышняго Нума.
2) Почитай Великого Николу (Никола, святой Николай-чудотворец. Почитание святого Николая перешло к Самоедам от Русских, которые (так думаю Самоеды) чтут и уважают св. Николая более всех прочих своих богов. Слыша часто от Русских о чудесах, совершаемых этим богом, в особенности на море Самоеды сами стали поклоняться ему.)
3) Исполняй обет, данный Нуму и слуге его, дедку Николе.
4) Веруй в черта и умилостивляй его, чтобы не случилось от него какой-либо беды, или тебе, или твоему семейству, или оленям; чтобы избавил он тебя от болезней, и помог в промысле.
5) Исполняй приказание черта, когда он, при кудесах, велит принести жертву, или что-либо другое сделать.
6) Веруй в тадепциев, призывай их, и молись им чтобы не сделали тебе зла.
7) Веруй в хегов, которых черт при кудесах в клит ставить, и почитай их.
8) Не скачи чрез санки, в которых хранятся хеги.
9) Не делай понапрасну хегов.
10) Не реви и не шуми поздно вечером, чтобы от того не заболеть (Самоеды думают, что тадепции не любят криков и шума по вечерам и ночам).
11) Почитай отца и мать.
12) Почитай и уважай старших себя.
13) Ни на кого понапрасну не говори, не клевещи и не смейся над другими.
14) Не убивай.
15) Не дерись
16) Не воруй.
17) Люби жену и не желай чужой..
18) Всемерно старайся о сохранении оленей.
19) Не гордись.
20) Не пустословь.
21) Не занимайся щегольством.
22) Не пьянствуй.
23) Не будь лакомкой, а ешь что случится.
24) Просящему у тебя давай, чтобы не ушел от тебя без помощи: за это Нум наградит тебя.
25) Молчи о том, что видишь, чтобы не вышло от тебя дела.

У Самоедов язычников нет молитв, кроме тех, которые произносятся при жертвоприношениях. Крещеные Самоеды обыкновенно говорят краткую молитву: Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй м; это обыкновенная молитва раскольников и старообрядцев, а как Русские промышленники, посещающие тундры, большею частью раскольники; то Самоеды и переняли у них эту молитву. Крещеные Самоеды держат в своих чумах образа, обыкновенно Николая Чудотворца. Им позволено, по постам, есть мясо, запрещено только есть падаль, но по бедности своей они часто должны употреблять и эту гнусную пищу. На р. Колве, где несколько Самоедов живут оседло, и в Канинской тундре уже более распространены Русские обычаи, и Самоеды, там живущие, соблюдают некоторые посты.

О будущей жизни Самоеды имеют темные понятия. Впрочем они верят в воздание, ожидающее их в вечной жизни, за добрые и худые дела. При похоронах, кладут вместе с покойником вещи, которые он употреблял в жизни, изломав их, потому что на том свете, употребляют их в другом виде, а не так как здесь. У них существует предание о Самоеде Урере, который за святость свою был взят живой на небо, с санями и оленями. На том свете, говорят Самоеды, ему очень хорошо жить: порато дородно. Иногда являются им с неба предки их, отличившиеся особенной святостью жизни. Лет 40 тому назад, разнесся слух, что будто бы одному Самоеду Карачейчкому (в Сибири) было видение: явились с неба два Самоеда в белых одеждах, и ездили по воздуху на белых оленых. Эти святые повелели не приносить жертв хегам, но только Нуму. Однако повеление это мало исполняется Самоедами; они сверх того верят в существование гномов, подземных жителей, которых называют парнами. Многие уверяют что видели как из их подземных чумов дым выходит на сопку.

Первоисточник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.

Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. - 1850-1853.

Т. 2, ч. 1 : Архангельская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 282, [24] с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Архангельской губернии.

Фотографии: (да простят меня авторы) ссылки забыла скопировать.