Ровно 90 лет назад новый легкий грузовик "Blitz" ("Молния") положил начало целой линейке успешных коммерческих автомобилей Opel. Название этой модели, ставшее всемирно известным, до сих пор олицетворяет марку Opel. Технический прогресс сильно изменил шестицилиндровые бензиновые двигатели мощностью 55 л.с., урчавшие когда-то под длинным капотом Opel Blitz. Последний Opel с надписью "Blitz" был отправлен на заслуженный отдых в 1987 году. За весь же период производства модельного ряда Blitz на заводах в Рюссельсхайме, Брандербурге и Лутоне было создано почти полмиллиона этих автомобилей. Но давайте по порядку.
В свое время компания Ope одной из первых автомобилестроительных фирм начала выпуск коммерческих моделей. Произошло это в 1899 году. На базе самого первого автомобиля из Рюссельсхайма, Opel Patent Motor Car «System Lutzmann», были созданы грузовые и коммерческие фургоны.
Первый полноценный грузовой автомобиль грузоподъемностью 3/4 тонны был включен в программу производства в 1907 году. Он был серийно укомплектован пневматическими шинами и карданным приводом и оснащался по выбору двух- или четырехцилиндровым двигателем. Во время первой мировой войны министерство обороны ввело единые для всех компаний нормативы на строительство "унифицированных грузовых автомобилей" ("Regellastwagen") грузоподъемностью до 4 тонн. Мощные "унифицированные грузовики" Opel продавались вплоть до начала 1920-х годов. С 1923 года на базе легкого грузовика появляется новая линейка коммерческих автомобилей грузоподъемностью от 1 до 2 тонн.
Однако время диктовало свои условия. Уже к 1931 году компания представила новое поколение современных коммерческих автомобилей. Инженеры проделали огромную работу, результатом которой стала выдающаяся конструкция нового "быстроходного грузовика" ("Schnellastwagen"). Для стимулирования продаж рекламный отдел Opel должен был найти выразительное название, которое бы гармонично звучало как на немецком, так и "на любом другом современном языке". И еще оно должно было быть кратким, всего пять букв – это было самым главным условием! Маркетологи компании Opel выбрали необычный, но исключительно резонансный способ для поиска названия нового продукта: они обратились к общественности и объявили конкурс по всей Германии. "Вы можете выиграть автомобиль Opel! Мы ищем название, которое станет всемирно известным!
Новый грузовой автомобиль должен начать свою карьеру в Германии и за ее пределами под именем, которое идентифицирует его как продукт немецкого производства и подчеркивает выдающееся качество", – заявил д-р Вильгельм фон Опель в анонсах, которые занимали всю газетную полосу. Главным призом был лимузин 4/20 PS, и еще четыре мотоцикла Opel Motoclub предназначались для победителей, завоевавших места со второго по пятое. Крайний срок подачи предложений – 6 октября 1930 года. А 24 ноября 1930 года на съезде дилеров Opel во Франкфуртском "Ufa-Palast" руководитель отдела продаж Андерсен объявил, что из почти 1,5 миллионов предложений выбор пал на "Blitz" ("Молния"). Название, которое с 1889 года использовалось для велосипедов производства Opel, теперь должно было стать символом коммерческих автомобилей Opel на следующие шесть десятилетий. Для д-ра Вильгельм фон Опеля это было именно то название, "которое в равной мере символизирует корни, силу и потенциал нашего нового продукта".
Высокая производительность стала главной темой на презентации Opel Blitz: две базовые модели грузоподъемностью от 1,5 до 2 тонн, три разные колесные базы и два двигателя соответствовали пожеланиям клиентов. По-настоящему быстроходным Opel Blitz делает 2,6-литровый четырехцилиндровый двигатель, а в Blitz "6" – 3,6-литровый шестицилиндровый мотор "Marquette". В последующие годы ассортимент постоянно расширялся – и весьма успешно: карьера новых грузовиков Blitz была настолько ошеломляющей, что через пять лет после их запуска компания построила завод специально для производства коммерческих автомобилей.
Поскольку все производственные мощности на главном заводе в Рюссельсхайме были полностью загружены, компания Opel принимает решение о расширении и начинает строительство в Бранденбурге-на-Хафеле. 7 апреля 1935 года состоялась церемония закладки фундамента нового завода площадью 850 тыс. квадратных метров, предназначенного исключительно для производства грузовиков. Это был первый завод Opel, предназначенный исключительно для конвейерного производства.
В июле 1937 года из ворот завода в Бранденбурге выехал 25-тысячный грузовик Blitz. В том же году компания Opel обновляет ассортимент двигателей, добавляя в нее моторы из своей программы легковых автомобилей. Версия массой 3 тонны получила современный 3,6-литровый шестицилиндровый двигатель от Opel Admiral, который имеет подвесные клапана и распредвал с шестеренным приводом. В Opel Blitz он развивает мощность 75 л.с. и обеспечивает ему максимальную скорость 90 км/ч, что недоступно даже для некоторых легковых автомобилей. Версия массой 1 тонну оснащалась 1,5-литровым четырехцилиндровым двигателем с верхним расположением клапанов от Opel Olympia мощностью 37 л.с и максимальной скоростью 80 км/ч. Прочный, надежный, долговечный – Blitz воплотил в себе все достоинства Opel.
В 1945 году, через 10 лет после открытия нового завода, производство Blitz в Бранденбурге было остановлено. В результате массированной воздушной бомбардировки были полностью разрушены заводские корпуса, а уцелевшее оборудование демонтировано и вывезено в Советский Союз в качестве репарации. Аналогичная участь постигла и производственные линии Kadett в Рюссельсхайме. Однако если Kadett впоследствии выпускался в Москве под названием "Москвич", производственное оборудование для Blitz так никогда и не было смонтировано.
Возобновление производства на главном заводе в Рюссельсхайме начинается с грузового автомобиля: первым послевоенным Opel был Blitz. "В понедельник, 15 июля 1946 года, в рамках скромной официальной церемонии завершена сборка первого серийного 1,5-тонного быстроходного грузовика Opel Blitz с 2,5-литровым шестицилиндровым двигателем, который положил начало возобновлению серийного производства автомобилей в компании Adam Opel AG", – гласили сводки новостей того времени. В качестве символичного жеста желтую ленточку торжественно перерезал командующий войсками 3-й армии США Джеффри Кейес. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, который заказал предприниматель из Висбадена, стоил 6600 марок. По сравнению с прежним исполнением допустимая полная масса автомобиля увеличена на 200 килограммов до 3400 килограммов, а грузоподъемность – до 1725 килограммов. Под капотом работал шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель от Opel Kapitän, мощность которого теперь составляет 55 л.с. До конца 1946 года было построено 839 экземпляров Blitz, а за весь период производства до декабря 1951 года их количество достигло 37 117 штук.
Старшая модель массой 3 тонны выпускалась с августа 1944 года эксклюзивно компанией Daimler-Benz. Blitz в лицензионной версии L 701 сходил с конвейера завода в Мангейме – сперва с сильно упрощенной стандартной кабиной, а с 1948 года вновь с оригинальными кабинами, которые поставляла из Рюссельсхайма компания Opel. В 1949 году на смену L 701 приходит новая модель, а Opel приобретает все не проданные на тот момент автомобили и все оставшиеся комплектующие. До 1954 года в Рюссельсхайме были изготовлены последние 467 экземпляров знаменитого грузовика – снова под своим первоначальным названием и с логотипом молнии на передней части кузова.
1,75-тонный Blitz, который в 1952 сменил устаревшую версию в 1,5 тонны, покорил Европу своим дизайном. Широкая решетка радиатора и крылья круглой формы мастерски передавали типичный американский дизайн 50-х годов. Кабина автомобиля имела цельнометаллическую конструкцию. Шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 2,5 литра развивал в то время 58 л.с. Мотор, позаимствованный у лимузина, отличался исключительной плавностью хода и обеспечивал Blitz особое положение на рынке. Главной особенностью модели 1955 года стала повышенная грузоподъемность: при полезной нагрузке в 2 тонны она могла перевозить грузы больше собственной массы. Специализированные компании переоборудовали автомобили в пассажирские автобусы, грузовые фургоны, автомобили пожарной бригады на базе 3300 или 3750-миллиметрового шасси. За 1 год завод выпускал около 20 000 автомобилей. До смены модели в 1960 году всего было выпущено 89 767 экземпляров.
Поколение Blitz для "раскачивающихся шестидесятых" впечатляло своим новым 2,6-литровым шестицилиндровым двигателем и современной концепцией кабины с коротким покатым капотом. Дизайн "быстроходного грузовика нового типа" отличался элегантной сдержанностью, особенно эффектно выглядела версия закрытого фургона. В связи с реструктуризацией завода, от полного цикла производства новой модели в Рюссельсхайме отказались – так, например, кабины и кузова изготавливались кузовостроительной компанией Voll в Вюрцбурге.
На Международном автосалоне IAA 1965 года Blitz предстает в обновленном дизайне – кабину теперь украшает более эффектно оформленная носовая часть. Модельный ассортимент пополняет более мощный четырехцилиндровый двигатель, развивающий 70 л.с. Этот 1,9-литровый бензиновый мотор оснащается распредвалом, расположенным сбоку в головке блока цилиндров (так называемая компоновка camshaft-in-head, CIH) с приводом через двойную цепь, и базируется на новом поколении моторов, которое в том же 1965 году дебютировало также в Opel Rekord B. Для 2,1- и 2,4-тонных моделей в 1966 году в программу добавлен новый шестицилиндровый рядный двигатель, который способен разогнать Blitz до 110 км/ч.
В конце 60-х годов Opel Blitz по-прежнему остается одним из самых популярных легких грузовиков на немецком рынке; почти каждый второй грузовой автомобиль с бензиновым двигателем и грузоподъемностью до трех тонн производился компанией Opel. В 1969 году компания сделала еще один важный шаг и добавила к бензиновым двигателям дизель. В период с 1965 по 1975 год было выпущено 47 368 карбюраторных и 7374 дизельных автомобилей.
10 января 1975 года производство в Германии было прекращено: всего в Рюссельсхайме и в Бранденбурге было выпущено 442 312 грузовых автомобилей Blitz, после чего модельный ряд, давший марке Opel фирменный знак-молнию, прекратил свое существование. Однако название все еще присутствует в модельной программе коммерческих автомобилей Opel: примерно двумя годами ранее, в марте 1973 года, состоялась презентация легкого фургона для перевозки мелких грузов – Opel Bedford Blitz.
В 1970-х годах компания Opel все больше концентрировалась на легковых моделях и перенесла производство коммерческих автомобилей на британский завод в Лутоне. Opel Bedford Blitz, комплектовавшийся экономичным дизельным двигателем от Opel Rekord и динамичными бензиновыми двигателями марки Vauxhall, впечатлял своей инновационной концепцией: двигатель впереди, перед водителем, ведущие колеса под грузовой платформой, независимая передняя подвеска МакФерсон, ходовые качества, как у легкового автомобиля. Модель с несущим кузовом получила высокую оценку за сплошную ровную грузовую поверхность, большие двери и компактную переднюю панель. Opel Bedford Blitz снискал особую популярность в качестве базы для автодомов и в этом сегменте занимал более 20 процентов рынка. Кроме того, в это же время в модельную программу Opel добавились тяжелые грузовики Bedford с полной массой до 10,2 тонны под названием Blitz.
В период с 1980 по 1987 год автофургон Bedford Blitz благодаря обновленному дизайну и новому 2,3-литровому дизельному двигателю вновь становится основой линейки коммерческих автомобилей Opel. С окончанием его производства название "Blitz" после 57 лет активной службы выходит из обращения. Но его наследие живет в каждом Opel: это всемирно известный логотип в виде молнии.
После десятилетнего перерыва компания Opel в 1997 году возобновила производство успешного автофургона под названием Arena. Сегодня великие традиции Opel Blitz продолжают модели Combo Cargo, Vivaro и Movano. Многочисленные модельные варианты, высочайшая вариативность и типичные для Opel достоинства, такие как инновационная светотехника, современные системы связи и системы помощи водителю, в значительной степени способствовали успеху этих трех моделей Opel на европейском рынке легких коммерческих автомобилей (Light Commercial Vehicles, LCV).
Вышедший совсем недавно на рынок полностью электрический Vivaro-e расширил ассортимент особо эффективных легких коммерческих моделей. Уже в следующем году за ним последуют Combo-e и электроприводный Movano, так что электрические версии будут предлагаться для всей линейки легких коммерческих автомобилей. К 2024 году будет электрифицирован весь модельный ряд Opel.