Даже в двадцать первом веке самые известные музеи порой отказываются выставлять некоторые экспонаты, потому что их вид вызывает возмущение зрителей. В данной статье мы перечислили десять наиболее спорных художественных произведений в истории, которые до сих пор удивляют.
В 2017 году нью-йоркскому Музею Гуггенхайма из-за протестов зоозащитников пришлось отказаться от инсталляций «Театр мира», «Собаки, которые не могут коснуться друг друга» и «Исследование перехода». Выставка посвящена экспериментальному искусству, появившемуся в эпоху мощной глобализации Китая.
Одно из произведений представляет собой видео спаривания свиней с татуировками в виде надписей на китайском, а второе — съемку нескольких пар оскаленных и рычащих питбультерьеров, которые уже готовы наброситься друг на друга, если бы не беговые дорожки и цепи.
С одной стороны, видеоролики показывают естественность природы: животные выполняют свою репродуктивную и лидерскую функции. А с другой стороны, на эти действия их подталкивает сам человек, причиняя физический вред.
Третья работа, которая принадлежала Хуан Юн Пину. Художник представил живых ящериц, жаб и змей в импровизированную деревянную арену с куполом в форме черепашьего панциря из фанеры и сетей. В нем животные оказываются в ловушке со смертельным исходом: они охотятся и поедают друг друга.
Большинство критиков и зрителей сочло недопустимым такое обращение с животными, какие бы цели не преследовали авторы. В сентябре 2017 года после собранных петиций, все три работы были убраны из экспозиции «Искусство и Китай после 1989 года».
«Одомашниватель» Юпа ван Лисхаута
Параллельно с этой историей в Лувре запретили выставлять скульптуру голландского художника и дизайнера Юпа ван Лисхаута. Возникли опасения, что внешний вид эротического шедевра оставит не лучшее впечатление у публики.
Произведение является 12-метровым зданием в виде конструктора «Лего», в котором можно жить. Однако оно имеет вид мужчины, совершающего половой акт с собакой. Скульптуру назвали «Одомашниватель» и хотели выставить в саду Тюильри в честь ежегодной Международного фестиваля современного искусства. После отказа Лувра выставить композицию, ее согласились принять в Центр Помпиду.
Автора скульптуры ван Лисхаута цензура музея удивила. Он назвал действия галерейщиков лицемерными и добавил, что его произведение не связано с сексом, а наоборот олицетворяет тему вмешательства человека в природу.
«Многие скульптуры в Лувре изображают обнаженных женщин, сцены насилия и скотоложества, гораздо более откровенные, чем моя скульптура», — отметил художник.
«Акула» Давид Черни, 2005
Провокационный и скандальный чешский художник Давид Черни в 2005 году создал шокировавшую публику инсталляцию под названием «Акула». Она является чем-то вроде аллюзии на работу Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», на которой была представлена акула, помещённая в аквариум с формальдегидом. Однако у Черни вместо акулы в стеклянной витрине была фигура связанного и голого иракского диктатора Саддама Хусейна.
Произведение раскритиковали за жуткий и одновременно провокационный вид.
Запланированную на 2006 год выставку «Акулы» в музее бельгийского города Мидделкерке отменили по указу мэра Мишеля Ландуа, в котором говорилось, что некоторые группы населения могут воспринять инсталляцию как слишком провокационную. Также эту скульптуру запретили к показу в Бельгии и Польше.
Сегодня мало кого можно удивить обнаженными телами, кровью, развратом и жестокостью. Но история хранит моменты, когда любые новаторские произведения казались чем-то шокирующим и запретным.
В 1917 году Общество независимых художников Нью-Йорка нарушило свои принципы и убеждения, запретив запретив демонстрацию скульптуры Марселя Дюшана «Фонтан».
Его произведение стало самым известным уже готовым объектом, который художник не создавал сам. Реди-мейд явился зрителю в виде обычного писсуара с надписью «Г. - болван».
О сути современного искусства заставляют задуматься и другие арт-объекты, которые по мнению простых людей кажутся бессмысленными и нелепыми.
«Стертый рисунок де Кунинга» Раушенберг, 1953
Критики писсуара Дюшана вряд ли оценили бы по заслугам и картину (или скорее ее отсутствие) американского художника Роберта Раушенберга.
Он задумался, сможет ли стертая картина другого художника стать полноценным искусством. Убедив своего друга,абстракциониста Виллема де Кунинга, отдать свой свежий эскиз, Раушенберг поместил в рамку бумагу, на которой не осталось никаких следов рисунка. Теперь публика сама решает, является ли пустая картина произведением искусства или же это всего лишь пустота, которая ничего не символизирует, кроме лени художника.
«Дерьмо художника» Пьеро Мандзони, 1961
Да-да, именно оно! Итальянский художник и скульптор Пьеро Мандзони все время стремился создать что-то нестандартное, разрушить традиционное понятие искусства. И у него это получилось, когда он создал сосуды с человеческими фекалиями, причём своими же. Авангардист в 1961 году законсервировал почти 3 кг своих экскрементов в 90 банок, которые даже выставили на продажу.
Ещё одним скандальным произведением художника был воздушный шарик, наполненный его «выдохом».
Поговаривают, что отец Мандзони, у которого был свой консервный завод, однажды плохо высказался на счёт творчества сына и сравнил его работы с экскрементами.
Художник ответил на это прославившимися банками, одну из которых приобрели на аукционе за 275 тысяч евро. Возможно покупатель нашёл в произведении нечто таинственное и глубокое.
«Моя кровать» Трейси Эмин, 1998
Неприятный ореол сопровождает и другой экспонат, до сих пор вызывающий неоднозначную реакцию у зрителей. Инсталляцию «Моя кровать» Трейси Эмин посвятила депрессии, во время которой одинокая женщина не покидала свою комнату несколько дней. По ее воспоминаниям, всё это время она «без остановки пила, занималась сексом со всеми подряд и спала».
Произведение состоит из обычной кровати, однако его белье уже давно перестало быть белым из-за желтоватых разводов. На синем ковре лежат скомканные полотенца, использованные бутылки из-под алкоголя, презервативы и окурки, которые говорят о хаосе и пустоте внутри автора.
Многие считают, что подобное произведение искусства может создать каждый и художница не приложила особого труда, чтобы устроить беспорядок. Однако в своём интервью она отвечает, что каждый смог бы это сделать, но кроме неё этого пока никто не додумался.
Трейси Эмин продемонстрировала свою «Кровать» в 1999 году в галерее Tate. Затем ее приобрел для своей галереи британский меценат Чарльз Саатчи. За постель с грудой мусора он отдал 150 тысяч фунтов. А на аукционе Christie's ее продали с молотка за 4,3 миллиона долларов, при том, что оценочная стоимость работы составляла 1,7 миллиона.
«Званый ужин» Джуди Чикаго, 1979
Треугольный банкетный стол на 39 персоны посвящён всем великим выдающимся женщинам. Проект художницы-феминистки Джуди Чикаго признали за новаторство и раскритиковали за пошлую подачу. Композиция состоит из большого стола, на которых лежат расписанные фарфоровые тарелки с изображениями разноцветных бабочек, откровенно похожих на женские половые органы.
После открытия инсталляции художница из Британии Корнелия Паркер дала интервью в The Guardian, отметив, что в данной композиции «очень много вагин» и что она больше показывает эго самой Джуди, чем чтит память несчастных женщин.
«Меня расстраивает, что ценность женщин сводится к половым органам», - прокомментировала Корнелия.
«Стул» Аллен Джонс, 1969
«Стул», «вешалка» и «журнальный столик» британского поп-арт художника Аллена Джонса будто бросают вызов феминистскому движению. Провокационная мебель напоминает девушек легкого поведения и кукол из магазина для взрослых, да и одеты они таким же образом.
В 1986 году активистки, которые были возмущены откровенным сексизмом скульптуры, облили ее кислотой - пострадали пластиковая шея и лицо фигуры. Что и требовалось ожидать, ведь образы прекрасных дам, которые использовали для предметов мебели, многие сочли грубым и оскорбительным.
«Изогнутая арка» Ричард Серра, 1981
Еще одна работа вызвала гнев зрителей не своим вопиющим бесстыдством, а скорее неудачным расположением. Наклонная арка (Tilted Arc) — это слегка наклоненная чёрная стальная пластина высотой 3,5 м и длиной 38,6 м, которая проходила через Федеральную площадь Манхэттена. Несколько лет прохожим приходилось нелепым образом обходить эту конструкцию, чтобы пересечь площадь. Художник хотел побудить людей двигаться, что у него и получилось. Однако в 1985 году более 7000 человек, многие из которых жили и работали в близлежащих домах, подписали петицию, призывающую к сносу наклонной арки. 15 марта под покровом ночи строители разделались со стальной оградой, простоявшей на площади 8 лет и ставшей любимым местом для вандалов.
«Обернутые острова» Христо и Жанны-Клод де Гийебон, 1983
Необычный способ побудить общественность «зашевелиться» выбрала и другая пара художников. В мае 1983 года американские художники перформанса Христо и его супруга Жанна-Клод де Гийебон обернули 11 островов в заливе Бискейн-Бей в Майами в 6,5 миллионов квадратных футов розового плавающего полипропилена. Ткань четко повторяла форму каждого островка.
От этого прекрасного вида не все пришли в восторг. Экологи были обеспокоены состоянием местной флоры и фауны, поэтому выступили с протестом на счёт данного проекта.
Художники и добивались такой реакции. Своим произведением они хотели привлечь внимание социума к проблемам окружающей среды.
«Я сам» Марк Куинн, 1991
Казалось бы, обыкновенная автобиографическая скульптура. Однако британский художник Марк Куинн создал ее из собственной крови, которую откачивал у себя пять месяцев и заливал ее в полупрозрачный слепок своей головы.
Работа, состоящая из 5 литров человеческой крови, выставлялась в стеклянном холодильнике. Позже, в 2005 году, ее приобрёл американский коллекционер за 1,5 миллиона фунтов. Ранее художник создал голову своего сына, используя растворенную в жидкости, а потом замороженную плаценту.
В первую очередь Куинн своей работой хотел выразить своё собственное «Я», вложив в себя больше, чем другие художники. Однако для кого-то его произведение может показаться воплощением вампирского ужастика.
«Дерево» Пол Маккарти, 2014
В 2014 году Пол Маккарти решил сделать приятное людям и поставить на Вандомской площади в Париже ёлку. Однако гражданам она настолько не понравилась, что ее безжалостно уничтожили. Чем же не угодила людям эта скульптура? Дело в том, что вместо хвойного дерева, художник поставил огромную надувную фигуру, которая, по мнению горожан, была больше похожа на секс-игрушку. От разъярённых граждан не удалось спасти зелёную конструкцию — ее лопнули и убрали. Между тем, и самому Маккарти досталось. Однажды на площади к скульптору подскочил возмущенный прохожий и трижды отвесил ему пощечины, а затем исчез в толпе.
Пускай даже эти произведения и шокировали людей, но они заставили многих задуматься о границах допустимого в искусстве, и начать мыслить шире и креативнее.
Автор: Анастасия Дьяченко