Найти тему
Глазами космополита

Сусита: израильская "классика" действительно съедобна?

Сможете ли вы сейчас навскидку назвать две-три марки израильских автомобилей? Вряд ли, правда ведь? Да что там три, одну-то почти никто не вспомнит. Это неудивительно, Израиль славится чем угодно, но только не автопромом. Однако была в этой стране своя культовая машина, считающаяся сегодня легендарной.

Называлась она "Сусита", то есть лошадка. И хотя была она не особенно красивой и технически далеко не совершенной, все равно те, кто ее застал, вспоминают "Суситу" с теплотой.

-2

Попытки создать свой автомобиль предпринимались в Израиле с момента его основания. Но в стране на было ни приличных заводов, ни денег на их строительство. И непрекращающиеся войны с арабскими соседями делу совсем не помогали.

Израильские предприниматели заключали какие-то соглашения то с французами, то с британцами, но все попытки наладить выпуск местной версии европейских машин успехом не увенчались. К тому же собирались эти автомобили не на заводах, а в небольших мастерских руками кустарей-энтузиастов.

-3

Так продолжалось все 50-е, пока не случился кризис, который должен был сильно ударить по Израилю, но парадоксальным образом подействовал на него как стимул. В начале 60-х крупнейшие мировые автоконцерны присоединились к бойкоту Израиля, объявленному арабскими странами. Дело в том, что автопроизводители не хотели рисковать арабским рынком сбыта ради крохотной молодой страны, которая еще и не факт, что выживет. Компания "Форд", подумывавшая строить в окрестностях Хайфы свой новый завод, моментально свернула проект.

Но если Израиль чего-то и не умеет, так это сдаваться. Раз не можем купить импортные машины, решили упрямые израильтяне, сделаем свои.

-4

Компания "Отокарс" из Тират-Кармеля, пригорода Хайфы, при поддержке правительства довольно быстро превратилась из скромной мастерской в солидное предприятие, у которого позже появились еще и филиалы в других городах. Здесь и начали собирать будущую израильскую классику.

В том числе производилась та самая "Сусита", задуманная как народный автомобиль. Она должна была стать привлекательной, современной и доступной по цене.

Правительство объявило конкурс на лучшее название. Среди 2355 вариантов выбрали, возможно, самый нежный, предложенный одним студентом-агрономом. В России скромную личную технику, в которой все приходится перебирать своими руками, обычно называли "ласточкой", а израильтяне решили именовать свою "лошадкой".

-5

Части корпуса из стеклопластика местами соединяли деревянными деталями. Пол делали из фанеры. Дизайн был не самым изящным, вобравшим в себя черты европейских машин предыдущего десятилетия, то есть на момент создания "Суситы" уже устаревших. Но израильтяне дизайном вообще редко заморачивались. На первом месте всегда была функциональность.

А в этом смысле машина как раз оказалась хороша. И пусть двери закрывались с третьей попытки, уплотнители в дождь протекали, а в салоне было тесновато, зато цена и вправду оказалась невысока, а проехать на "лошадке" можно было почти где угодно.

"Суситу" выпускали в разных модификациях. Был вариант купе, был маленький пикап, а самым популярным стал массивный универсал, прозванный "кубом".

-6

Была даже умопомрачительная версия, названная "Сабра-спорт", напоминающая машины Бонда. Это был довольно крутой спорт-кар с достаточно мощным двигателем 1,7 литра. И хотя эта модель казалась идеальной для рекламы всего израильского автопрома, большого распространения она не получила. Тем более, что было выпущено всего 280 таких машин.

А жаль, согласитесь. Сегодня это большой раритет, заветная мечта коллекционеров.

-7

В первый год в Израиле выпустили в общей сложности всего 300 автомобилей, во второй уже 1216, а когда производство набрало обороты, с конвейера сходило по 100 тысяч машин ежегодно. Это при том, что население Израиля в то время было меньше двух миллионов человек. Треть выпускаемых машин отправляли на экспорт.

Какое-то количество закупали армия и полиция. В 60-х и 70-х появлялись все новые модификации, периодически обновлялся дизайн.

-8

Но после Шестидневной войны 1967 года Европа и Америка, кажется, усвоили, что Израиль не будет уничтожен и нужно начинать рассматривать этот рынок всерьез.

Постепенно импорт иностранных автомобилей восстановился, и стало очевидно, что местные машины, выпускавшиеся в таких спартанских условиях, конкуренции не выдерживают. Производство легковушек с конца 70-х стали сокращать, пока наконец в 81-м не прекратили вовсе.

-9

Сегодня "Суситу" в Израиле почти не встретишь. Разве что полуразобранные машины, припаркованные в каком-нибудь закутке много лет назад. Иногда - особенно в южных городах страны - можно увидеть старую машину со странными дырами на корпусе. Говорят, что верблюды очень неравнодушны к стеклопластику, из которого сделан корпус. Они откусывают и жуют большие куски. Серьезно эти слухи никто не воспринимает, но относятся к легендарному автомобилю здесь определенно как к чему-то одушевленному или как минимум живому.

-10

С прекращением выпуска легковых автомобилей израильский автопром не умер. Он лишь переключился на производство военных машин, грузовиков и городских автобусов. В Кейсарии на заводе "Меркавим", собирающем автобусы, я даже успел недолго поработать (если интересно, читайте об этом здесь).

-11

*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.

**Автор не обязан сообщать кому бы то ни было по первому требованию, где он берет информацию. Если ссылка на источник не указана в тексте, каждый желающий может поискать сведения сам. Гугл вам в помощь.

Авто
5,66 млн интересуются