Пишу для тех, кто в курсе всей нашей истории. Без уточнений. Всё можно прочесть на этом канале.
Гриша весной 2019 года (9,5 лет) говорил отдельные слова. Обращённой, диалоговой речи не было. Мог попросить, назвав предмет. Всё.
И вот заканчивается занятие с дефектологом. Я сижу, молчу. Гриша уже на взводе. Очень вежливо начинает речитативом говорить «Домой, домой, домой!!!!» Это он дефектологу.
И в этот момент наша замечательная фея совершает удивительное для меня действие. Берёт Гришу за руки, смотрит ему в глаза и говорит: Гриша, спроси меня: Лиля, ты хочешь домой? Гриша без паузы за ней повторяет этот вопрос с нужной интонацией, выбрасывая звуки, естественно.
Это был первый вопрос, который задал Гриша в своей жизни.
А в моей голове случилась революция.
Я поняла, что никогда такого не делала. Я просила его повторять слова, предложения, просьбы. Но никогда не просила повторять вопросы. Даже не знаю почему. Понятия не имею.
Но увидев то, что сделала Дефектолог, конечно же я не могла не изменить своих действий.
И начала делать следующее.
Каждый день по многу раз предлагала Грише выяснить что-то у папы.
- Папа, ты спишь?
- Папа, ты ешь?
- Папа, ты работаешь?
Гриша всё это мог произнести искажённо, но мог.
Так же я предлагала Грише меня спрашивать.
Буквально. Легли спать. Гриша там что-то поёт себе. Я с ним разговариваю. (Ну, как с ним, сама с собой.) А потом ни с того ни с сего говорю:
- Гриша, спроси меня: Мама, ты спишь?
И Гриша спрашивал.
Но больше всего, как мне кажется, ему помогли игрушки.
Толпа его мягких друзей, с которыми мы постоянно играли, которым я читала книги, и которые все имеют свои не очень адекватные характеры (об этом позже напишу). И главное, которых Гриша очень любит, заботится о них. А они помогают ему понять тонкости человеческого общения.
Отступление: Когда Гриша не хотел идти спать, я говорила ему, что Панда боится без тебя и плачет. И Гриша бежал с распростёртыми объятиями, забыв о том, что сам-то он спать не хочет, и кричал: Не бойся, панда, я здесь!!!
Это уже лето 2019 года.
Но ещё весной мы устраивали вечерние беседы с игрушками.
А выглядело это так.
Я (за Кота): - Панда, а что ты ешь?
Гриша (за Панду): - Бамбук.
Я (за себя): - Панда, спроси у кота, а что он ест?
Гриша (за Панду): - Артёма (кот), а что ты ешь?
И так далее.
Уточнение:
Умение говорить за игрушку мы тоже тренировали. В начале я разыгрывала перед Гришей спектакли со сказками. Потом перевела сюжеты в бытовое русло. Типа бесед о еде. Именно эту тему Гриша мог поддержать лучше всего, даже когда имел отдельные слова. Ну а потом давала Грише игрушку, чтобы он за неё отвечал. Сама всё говорила, а Гриша должен был промычать за обезьяну - «бананы», за кота - «молоко», за дракона – «мясо» и так далее. Мычал отдельные звуки, очень тихо. Но громче, чем в моменты, когда я обращалась к реальному Грише.
Такие диалоги как: - Гриша, а что ты любишь есть? - проходили хуже, чем точно такие же, но с игрушками.
Не знаю, почему, но было вот так.
И в эти наши вечерние диалоги вплелись вопросы очень органично. То есть теперь Гриша не отдельное слово говорил, а задавал вопросы.
Я: - Гриша, спроси у обезьяны, она ест мясо?
Гриша: - Обезьяна, ты ешь мясо? (Не разборчиво он говорил, постоянно уточняю, чтобы было понятно. Оеана, ты ешь мясо? – как-то так).
И вот такие игры привели к тому, что через какое-то время моя подсказка была не нужна. Ни в играх, ни в жизни.
А вопросительные слова Гриша уже сам освоил.
-----------------------------
Вот так я научила почти десятилетнего мальчика задавать вопросы. Заняло месяца два или три. Не помню.
Сейчас его вопросы имеют классический вид не замолкающего ребёнка. А почему? А зачем? А кто? А где? А тебе нравится? Тебе не нравится? А почему?
При этом он в процессе думает, и очень часто кривая диалога виляет от еды к космосу, от космоса к живым существам, гномам, волшебству, геометрии и обратно к еде.
Началось, правда, это только летом 2020 года. То есть через год после того, как он научился задавать вопросы.
Итак.
Может оказаться, что задавать вопросы надо учить отдельно.
Вот такой путь прошли мы.
Возможно, он кому-то будет полезен.
Потому что, как по мне, это странно, не понимать, что можно задать вопрос. А Гриша именно не понимал. Понял и начал задавать.
Но ему пришлось это объяснить на многочисленных примерах.
Удачи и терпения вам.