В Николаевском зале Зимнего дворца проходит первая персональная выставка в России одного из самых известных современных китайских художников Чжана Хуаня «В пепле истории». Отдельной частью экспозиции являются две работы из серии «Любовь», созданные в условиях изоляции, как концентрированное личное переживание пандемии в Китае и в мире.
О пепле, истории и различиях в восприятии между Востоком и Западом в рубрике «Экскурсия для чтения» читателям журнала Точка ART рассказывает Анастасия Веялко, куратор выставки, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа.
Чжан Хуань родился в 1965 году в китайском городе Аньян, в провинции Хэнань. В 1988 году получил степень бакалавра изящных искусств в Хэнаньском университете в Кайфыне. В ранние годы находился под влиянием произведений Рембрандта ван Рейна и Жана-Франсуа Милле, чьи искусством искренне восхищался. Через 5 лет, в 1993 году, Чжан Хуань получил степень магистра в Центральной Академии художеств в Пекине и в это же время увлекся созданием перформансов, Вместе с тем, Чжан Хуань не оставлял занятий живописью, освоив также искусство фотографии и скульптуры.
Его работы последних пятнадцати лет выросли из раннего перформативного искусства, о чем обязательно нужно помнить. Пробуя разные техники, художник ни на секунду не выходит за пределы своего духовного «я», в то время как используемые им материалы, зачастую органического происхождения, выступают суррогатом телесного.
Чжан Хуань «Возвращение блудного сына» © Pearl Lam GalleriesОгромную популярность художник завоевал после ряда своих громких перформансов в Китае и США, в ходе которых проверял свою физическую и ментальную выносливость. В середине 2000-х годов он занялся созданием живописных произведений в уникальной технике: большинство его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов.
Картины, которые встречают всех входящих в Николаевский зал, относятся к серии «Любовь». Из всех картин, представленных на выставке, они самые новые, написаны в 2020 году. Эта серия посвящена пандемии, которая для многих, если не для всех, стала шокирующим событием. Для Джана Хуаня в этом много личного, потому что Китай — это первая страна, которая пострадала и первая, которая закрылась. Пандемия не только нарушила все планы, но еще и заставила задуматься, а что вообще происходит. Художник выразил свое отношение в картинах, написав своеобразный дневник, собирая истории людей, которые произвели на него наибольшее впечатление. Каждая из этих историй, а всего их восемь, сопровождается картиной. Серия из восьми работ была создана в мае, и тогда же студия связалась с Эрмитажем, с предложением включить эти работы в экспозицию. Они размещены в Николаевском зале, и их кричащий красный цвет хорошо оттеняет пепельный.
В работах этой серии тоже очень много символизма, начиная с красного цвета, которым художник хотел показать сам момент смерти, страха. С одной стороны, Хуань как буддист воспринимает смерть как неизбежное, с другой стороны, он все же испытывает страх, возможно, перед неизвестностью.
Работы мастера можно найти в самых известных мировых собраниях — Музее современного искусства, Музее Гуггенхейма, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Центре Помпиду и Louis Vuitton Fondation в Париже, Музеях искусства Филадельфии и Сан-Диего, в собрании Гарвардского университета. Последние его работы были представлены в художественных галереях и музеях Италии, Австралии, Америки, Австрии, Германии, Швейцарии, Англии и других странах. Чжан Хуань живет и работает в Шанхае и Нью-Йорке.
Полный текст гида читайте здесь: https://magazineart.art/exhibition/chzhan-huan-v-peple-istorii-gid-po-vystavke-v-jermitazhe/