Прекрасная история с финансовым уклоном случилась в далекие 1618 – 1620 годы, когда отношения России и Англии были тёплыми и романтическими. Если говорить честно, то в 1618 году Россия представляла собой разоренной Смутой государство, у которого денег не имелось ни на что. Поэтому тогдашние советники первого царя новой династии – Михаила Романова, решили попросить у лучших друзей то, что теперь называется кредитом. Потому что воевать с Речью Посполитой надо, а для этого нужна армия, которой без денег не бывает.
Денег попросили у английского короля Якова I, первого Стюарта на английском троне, и у персидского шаха Аббаса I. С персами получилось не очень, а с англичанами вышло весело.
Началось все с того, что русские послы отправились в Англию, чтобы попросить 200 тысяч рублей. Таких денег прижимистый Яков не дал. Но нашлись купцы, которые соглашались, при условии получения торговых преференций: беспошлинной торговли, доступа к торговому пути по Волге и так далее, дать России денег, при условии возврата по первому требованию не позднее оговоренного срока.
Русские послы с предложением согласились и в июле 1618 года в Архангельск приплыло английское посольство во главе с Дадли Диггесом. Этот Диггес вообще весьма интересный персонаж той эпохи – по белому свету его помотало капитально. В Гудзоновом заливе есть даже пара островов, названных в его честь. Так вот Диггес привез в Россию первый европейский кредит в ее истории.
По уверениям Диггеса у него с собой имелась в наличии сумма, составлявшая эквивалент 40 тысяч рублей (напомню, что в России рубли тогда не чеканили, это была виртуальная расчетная единица – в бумагах, ведомостях и учетных документах есть, а в реальных деньгах в виде именно рублей – нет. И еще некоторое время не будет). Но так получилось, что Диггес из Архангельска не добрался даже до Вологды, не говоря уж о Москве. Официально – из-за набегов польских войск. Он просто свалил из Архангельска назад на свой Туманный Альбион. До Москвы деньги доставлял уже другой англичанин – купец Фабиан Смит. И привез он … 20 тысяч рублей.
В Москве Михаил Федорович и его советники немного обалдели. Просили 200 тысяч, а в результате привезли 20. Сначала русские не хотели принимать деньги, но потом подумали, что обижать отказом союзника нехорошо, тем более, что кредит все равно беспроцентный. Взяли.
В 1620 году англичане затребовали деньги назад. И грянул скандал. Потому что оказалось, что английские купцы выделили не 20 тысяч, которые добрались до Москвы. И не 40, про которые говорил в Архангельске Диггес. А 100 тысяч рублей.
80% кредита дали усушку и утруску по пути из Лондона в Москву через Архангельск. В каких карманах осела звонкая монета и сколько добрых и честных людей поживились на «русском кредите» так и осталось тайной.
Но тогдашнее русское правительство по крайней мере поступило очень четко. Англичанам вернули ровно 20 тысяч рублей. Столько, сколько получили, так как кредит был беспроцентный. Заодно и дополнительных поблажек в торговле, которые они просили, не дали.
После этого Россия не брала кредитов вплоть до времен Екатерины II. Даже Петр I свою бесконечную Великую Северную войну тащил, не заняв в Европе ни копейки.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.