Найти в Дзене
Жизнь с детьми
Подписаться

Сборы с родителей средств на охрану образовательного учреждения: законное требование или наглое вымогательство?

Сейчас в России, практически не найдешь ни одного образовательного учреждения, в котором отсутствует система охранных мер, включая оборудованный пост охраны. И практически каждый родитель, ребенок которого посещает данные учреждения, знает о том, из каких средств на практике финансируются услуги охранника. Как правило, это делается за счет "добровольно собираемых" родительскими комитетами с родителей ежегодных или ежемесячных "пожертвований". Но вот кто по закону несет обязанность финансирования данных расходов, знают не все. Или предпочитают не знать.

В данной статье я подробно расскажу вам о том, что говорит российское законодательство по поводу того, каким образом должно обеспечиваться соблюдение требований о безопасности детей в образовательных учреждениях, и кто осуществляет финансирование выполнения данных требований.

Вообще вопрос об обеспечении безопасности детей в детских учреждениях отнюдь не носит узкогосударственный характер. Эта задача международного уровня, реализация которой рассматривается мировым сообществом как одно из базовых прав детей.

Так, в п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, включая обеспечение противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

-2

КАКИМ ОБРАЗОМ ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ?

-3

Как следует из п 2 ч. 6, п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об образовании", создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся входит в компетенцию образовательной организации, которая обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В соответствии со ст. 41 данного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Она обеспечивается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 13 ФЗ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. 6.48 Свода правил "Общественные здания и сооружения", Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, (СП 118.13330.2012*), утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Исходя из Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности в школах, направленных Письмом Минкомсвязи РФ от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929, охрана школы и ее территории должна быть круглосуточной.

Физическая охрана в общеобразовательной организации может осуществляться:

  • подразделениями вневедомственной охраны;
  • частными охранными организациями, ведущими охранную деятельность не менее трех лет, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности;
  • иными лицами, состоящими в штате общеобразовательной организации.
-4

С 1 сентября 2019 года в Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.08.19 г. № 492-ст введен в действие ГОСТ Р 58485-2019 "Обеспечение безопасности общеобразовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных общеобразовательных". Согласно положениям данного ГОСТа, в общеобразовательной организации должны быть выполнены следующие требования по охране общеобразовательной организации и ее территории:

1. Наличие охранной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации, охранная сигнализация в местах хранения материальных ценностей) с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны или соответствующей информации в дежурную часть территориального органа внутренних дел;

2. Наличие системы видеонаблюдения в здании общеобразовательной организации, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту, не допускающий несанкционированный доступ к видеозаписям, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 30 суток;

3. Наличие системы контроля и управления доступом (турникет);

4. Посты охраны оборудованы телефоном со списком телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

! Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся (ч. 7 ст. 28 Закона об образовании).

Одним из важнейших направлений в области обеспечения безопасности детей является противодействие терроризму.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06.03.2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

Т.о., обеспечение выполнения требований о безопасности детей в образовательных учреждениях ложится на образовательные учреждения и органы местного самоуправления.

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ?

-5

Согласно ч. 3 п. 2 и 15 ст. 28 ФЗ "Об образовании", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об образовании", финансирование деятельности муниципальных общеобразовательных организаций осуществляется за счет местного бюджета с учетом выделяемых из бюджета субъекта РФ субвенций.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования. Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как сказано в п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

-6

Т.о., финансирование охранных мероприятий осуществляется образовательным учреждением за счет выделения средств из местного бюджета.

КАК НЕОДНОКРАТНО УКАЗЫВАЛИ СУДЫ В СВОИХ РЕШЕНИЯ, "Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями" (например, апелляционное определение Брянского областного суда от 11.03.15 г. по делу N 33-935/2015, апелляционное определение Смоленского областного суда от 28.04.15 по делу N 33-1454/2015, апелляционное определение Тверского областного суда от 29.04.15 г. по делу N 33-1597 и т.д.). "Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления" (например, Определение Ленинградского областного суда от 04.02.2016 г. N 33-846/2016).

ПРАВОМЕРНО ЛИ ТРЕБОВАТЬ С РОДИТЕЛЕЙ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ?

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ и ч. 3 ст. 5 Федерального закона "Об образовании", государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования начального, основного, среднего уровней. Согласно ст. 9 ФЗ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

-7

Как указало Министерство образования и науки РФ в Письме от 09.09.15 г. № ВК-2227/08 "О недопущении незаконных сборов денежных средств", установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

При этом в данном письме даже содержится специальная памятка для родителей, в которой сказано следующее (текст приводится дословно:

"ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.

Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду, где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ!

1. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения.

Согласно Гражданскому кодексу РФ договор пожертвования следует заключать в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, а также, если договор содержит обещание дарения в будущем.

Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

2. Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе:

- требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;

- требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.

3. Благотворитель имеет право:

- в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию - приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств;

- получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможности контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, предоставленного благотворителем учреждению;

- получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения;

- обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке и (или) в судебном порядке;

- сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц по телефону "горячей линии" в Министерстве образования и науки Челябинской области (тел. (8351)264-60-95, понедельник с 10.00 до 11.00) или телефонам "горячих линий" в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в контрольно-надзорные, правоохранительные органы.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ЗАКОН И ГОСУДАРСТВО НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ.

НЕТ ПОБОРАМ!"

-8

Так что, уважаемые родители. Теперь вы знаете как обстоят дела в правовом поле. И вам решать, какую из реальностей вам выбирать. Удачи!